КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Анохина Юлия Леонидовна

ТЕМА УРОКА:  Закрепление знаний о звуке «цэ» и букве Ц. «В цирке».

ЦЕЛИ  УРОКА:   отрабатывать навык чтения слов и предложений с буквой Ц;

  познакомить с правильным произнесением глагольных форм на – тся;

  развивать представления учащихся о звуках  и буквах русского языка (буква Ц

  всегда обозначает твердый согласный звук);

  развивать когнитивные способности уч-ся: речь, эмоции, волю;

  вырабатывать навыки самостоятельной работы;

  воспитывать любовь к животным  и прививать уважительное отношение к трудной   профессии артистов цирка ; 

  формировать положительную  мотивацию обучения в школе;

ТИП   УРОКА: закрепление и обобщение знаний

МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические, аналитико-синтетические, частично-проблемные, творческие.                                                                                                                                                                                                             ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  УРОКА:  самостоятельная,  фронтальная,  индивидуальная,  дифференцированная,  групповая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniya_gramote_v_1_klasse.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ  В 1 КЛАССЕ

ТЕМА  УРОКА:  закрепление знаний о звуке «цэ» и букве Ц. «В цирке».

ЦЕЛИ  УРОКА:   отрабатывать навык чтения слов и предложений с буквой Ц;

  познакомить с правильным произнесением глагольных форм на – тся;

  развивать представления учащихся о звуках  и буквах русского языка (буква Ц

  всегда обозначает твердый согласный звук);

  развивать когнитивные способности уч-ся: речь, эмоции, волю;

  вырабатывать навыки самостоятельной работы;

  воспитывать любовь к животным  и прививать уважительное отношение к трудной   профессии артистов цирка ;  

  формировать положительную  мотивацию обучения в школе;

ТИП   УРОКА: закрепление и обобщение знаний

 МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические, аналитико-синтетические, частично-проблемные, творческие.                                                                                                               ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  УРОКА:  самостоятельная,  фронтальная,  индивидуальная,  дифференцированная,  групповая

ОБОРУДОВАНИЕ  УРОКА: плакат « Буква спряталась», сборник загадок – стр.  62,  64; плакат « Гласные после буквы Ц»;  картинки к дидактической игре « Куда прыгнет лев»;  комплект карточек для слабых уч-ся « В цирке»;  карточки для  сильных  учащихся с рассказом  В.Пляцковского « Прыгающий домик»;  индивидуальные карточки по уровням сложности для самостоятельной работы; плакат с текстом повышенной трудности;  магнитная доска; фланелеграф; выставка детских рисунков « Мы ходили в цирк».  

 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ   РАБОТА:  за несколько дней до урока ребята ходили на цирковое представление. По итогам мероприятия был объявлен конкурс и организована выставка рисунков

                        ХОД  УРОКА.

1.АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

А) На доске прикрепляется плакат»Какие буквы спрятались «. Идет фронтальная  проверка. Буквы даются еще не изученные. Задание: напечатать в тетради эти буквы( п, х, д, о, е, т, ш, и)

Б) Отгадайте загадки. Отгадки напечатать в виде схем (Сборник загадок – стр.62-цапля, стр.64- заяц ) Проводится развернутый устный фонематический разбор этих слов , учитель на доске условными значками фиксирует ответы.

Не барашек и не  кот,                                   На одной ноге стоит,

Носит шубу целый год                                 В воду пристально глядит.

Шуба серая – для лета.                                 Тычет клювом  наугад -

Для зимы – другого цвета.                            Ищет в речке лягушат.              

                                                                                                       

                     (заяц)                                                     (цапля)                                                

                                                                                       

- Ребята, какой звук вы слышите в обоих этих словах.  Какой буквой этот звук обозначается на письме. Какие звуки есть у  буквы Ц .( только твердый звук )

В) На  доске записаны слова. Задание: прочитать,  выделить корень . поставить ударение .В словах 2 столбика ( устно ) добавить недостающие буквы ( приставки ) .

 НОС – НОСИЩЕ                    - Когда мы так говорим, сделайте вывод. (Чтобы  слово

 ДОМ – ДОМИЩЕ                  « увеличить», нужно добавить к нему частицу-суффикс

 ГЛАЗ – ГЛАЗИЩЕ                          - ИЩ)

            _ХОД                          (например: уход, вход, сход,

         _ _ХОД                                            заход, выход, поход,

      _ _ _ХОД                                            приход, проход,

  _ _ _ _ХОД                                             переход)

2 . МОТИВАЦИЯ  УЧАЩИХСЯ  И  СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  УРОКА

- Сегодня на уроке мы должны  вспомнить все, что знаем о звуке и букве Ц. Мы будем читать предложения, будем составлять свои предложения с этой буквой, будем играть и работать на карточках. Давайте вспомним. где мы с вами побывали три дня назад. (Ответы детей)  Мы приготовили выставку  рисунков, посмотрите на рисунки.

3 . ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ПРОЙДЕННОГО  МАТЕРИАЛА

А) На магнитную доску  прикрепляется  плакат « Гласные буквы после Ц». Дети по цепочке читают слова:

  ЦЕРКОВЬ           ЦИРК                  ОГУРЦЫ             ЦЫган на цЫпочках  сказал  

  ЦЕНТР                ЦИФРА               КУРИЦЫ             цЫпленку – цЫц!

  ЦЕХ                     ЦИЛИНДР            КУПЦЫ               (слова-исключения)

  ЦЕНА                  ЦИРКУЛЬ       МОЛОДЦЫ

  ЦЕПЬ                   ЦИНК                УДАЛЬЦЫ          

-  Какая  гласная пишется после буквы  Ц,  а почему в словах 3 столбика мы пишем ЦЫ? Посмотрите внимательно – когда пишется ЦИ и когда ЦЫ? Где находятся в словах эти слоги? Сделайте вывод( если слог стоит в начале слова- то пишем ЦИ, а если в конце – пишем ЦЫ) Но звук мы произносим только твердо!

 - А в 4 столбике записаны слова,  которые наперекор всем правилам пишутся всегда только со слогом ЦЫ. Прочитаем их хором. Прочитаем по цепочке,  запомним их.

Б ) – Ребята, цыпленок лапкой нацарапал на доске мелом 6 палочек.  Как их можно превратить в слово « цирк «? Кто догадался, напишите это слово  тетради.

             !  !  !  !  !  !

- Это слово – заглавие к тексту на доске. (Читают по цепочке сильные ученики)

   ЦИРК – КАКОЕ ВЕСЕЛОЕ, ЯРКОЕ, ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО!  МЫ ЛЮБИМ ЕГО ЗА ЧУДЕСА ФОКУСНИКОВ И СМЕЛОСТЬ ГИМНАСТОВ,  ЗА ЛОВКОСТЬ И ОЗОРСТВО КЛОУНОВ, ЗА МАСТЕРСТВО АРТИСТОВ – ЖИВОТНЫХ.

- За что же мы любим цирк? (Фронтальный пересказ текста) - А как вы думаете: это легко – быть артистом цирка? Почему?

Повторное чтение текста слабыми  учащимися с доски.

В) – Давайте сочиним свой рассказ про цирк. Предложения – подсказки написаны на доске,  их нужно закончить. ( Придумывается несколько вариантов)

       1.Мы были в …..

       2.Там мы увидели …..

       3.Мне понравился …….

       4.Дома мы рассказали о …    ….

Г ) – Теперь давайте поиграем. Игра называется « Куда прыгнет лев?»  На плакате в правом углу изображен лев. Он готовится прыгнуть на тумбу. На тумбах написаны буквы К, М, Л, О, А, Н. Задание: прочитать слово, нарисовать схемы  в тетради, поставить ударение. После установления  закономерности,  дети пишут в тетрадях слово « КЛОУН». .Индивидуальная проверка .    

   

Д ) – Мы говорили о том, что в цирке работают не только люди, но и животные. .Поднимите руки те, у кого дома есть животные .У кого живут кошки, собаки? А в цирке были собаки? Что они делал? Сейчас мы прочитаем в Букваре рассказ о собаках , как они помогают людям , что еще они могут делать , кроме работы в цирке . Откройте учебник на стр.100 .

      Первичное чтение. Вопрос к тексту:  какие еще звери помогают людям?

Е ) Далее работа ведется дифференцировано : слабые ученики отрабатывают чтение текста из Букваря вслух, сильные работают на карточках. На  каждой  карточке по 1 предложению – всего участвуют 11 человек. После этого рассказ В.Пляцковского «Прыгающий  домик» зачитывается  перед  классом.

                      ПРЫГАЮЩИЙ  ДОМИК.

1.На перемене в звериной школе первоклашки   знакомиться стали.

2.Я в поле живу, - сказал Кролик .- Больше всего на свете люблю маму и…морковку.

3.-А моя квартира – на ветках кокосовой пальмы,- сказала Обезьянка. – И мне очень нравятся бананы .

4.Потом  говорили Слоненок и Мышонок,  Ежик и Лягушонок. Только Кенгуренок молчал,  будто воды в рот набрал.

 5.- А где ты живешь, – спросил его Кролик. – Может, ты …бездомный?

6.- Я не бездомный. Я живу …у мамы …в сумке … - обиделся Кенгуренок.

7. –В сумке ? – недоверчиво покачал головой Слоненок..-А когда твоя мама прыгает-скачет, ты тоже там сидишь?

8.- Конечно. Я в этой сумке сплю! – ответил Кенгуренок.

9.- Значит, ты живешь в …прыгающем домике? Вот здорово! – крикнул Ежик

10. –КваКвая преКвасная ква-квартира! – проквакал Лягушонок.

11. И  все звери-первоклашки с этим согласились.

4 . ПОВТОРЕНИЕ  ПРОЙДЕННОГО:

А) – Сейчас мы разделимся на  две группы.1 группа ребят будет работать с текстом– анаграммой « Мама «, а 2 группа будет читать по очереди домашнее задание текст из  Букваря « Мишки – борцы «.  Задание для 1 группы: расшифровать текст и напечатать его в тетрадях  с индивидуальной проверкой некоторых  учеников.

                          аМам.

     оМя  амам чеонь  сикравая. Я ее чеонь  бюллю.

                     Текст из Букваря:

 В цирке выступали мишки – борцы. Они не царапали друг – друга, не кусали.Они вели себя спортивно, честно. Молодцы,  мишки! А в конце два медвежонка побороли медведя – папу. Клоун угостил храбрецов  леденцами.  А взрослому  медведю дал сахару.

5 . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: читать тест Букваря; зашифровать два слова на цирковую тему в виде анаграммы в тетради.

6.ИТОГИ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ  ОТМЕТОК: - Чем мы сегодня занимались на уроке? С какой буквой читали, писали слова и  предложения? Что больше всего запомнилось, понравилось на уроке?

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали,  многое  успели,  много нового узнали и  повторили все, что знали,  ничего не забыли. Спасибо вам за хороший  урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Конспект урока с применением ЭОР...

Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Конспект с применением ЭОР...

Конспект урока обучения грамоте. 1 класс.

Тема:  Слова, слова…Практическое пользование изученными буквами. Цель урока: Развитие навыка чтения и  формирование представления о словах....

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

Конспект с технологической картой урока  обучения грамоте. Тема "Согласная буква Ч". Программа "Школа России" , авторы учебника  Горецкий и др....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...