Конспект урока обучения грамоте 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Гладилина Елена Владимировна

Конспект с технологической картой урока  обучения грамоте. Тема "Согласная буква Ч". Программа "Школа России" , авторы учебника  Горецкий и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obuchenie_gramote.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте  в 1 классе

на тему "Согласная буква Ч"

учитель Гладилина Е. В.

Задачи  урока:

  • познакомить учащихся с буквой Ч,ч;
  • развивать фонематический слух, логическое мышление;
  • совершенствовать навыки правильного чтения;
  • совершенствовать навыки письма

Формируемые УУД:

  • умение задавать вопросы по тексту в учебнике и давать на них развернутые ответы;
  • составлять предложения о литературных героях;
  • списывать печатный текст в тетрадь письменными буквами;
  • четко следовать правилам правописания (сочетания ши, ча, чу);
  • добывать информацию, дополняющую прочитанные тексты.

Пропедевтика: ЧЬ в конце глаголов (беречь, стеречь)                 

Оборудование:

  • учебник «Азбука» 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, В. А. Кирюшкина, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2012 г.
  • Пропись № 3. В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова.- М.: Просвещение, 2012 г.
  • Рисунок часов
  • Кружки, по 10 штук на каждого ученика
  • Карточка с правилом «ЧА- пиши с А, ЧУ – пиши с У»
  • Карточки со словарными словами человек, топор, работа, ученик.
  • Касса букв и слогов демонстрационная  
  • Лента букв
  • Печатный алфавит на каждого ученика

Тип урока: изучение нового


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Загадывает загадки.

  1. Что за братцы?

Их пересчитал – год пропал.

Годы идут, а они не растут. (месяцы)

2. Прошло семь дней – конец и ей. (неделя)

Какая тема объединяет отгадки?

Как вы понимаете слово «время»?

Какой предмет помогает людям определять время?

Кто из вас уже умеет определять время по часам?

К своему и чужому времени нужно относиться  бережно. Потому что время бежит только вперед  и никогда не возвращается назад.  И если вы на уроке на какое-то время отвлечетесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложнее его усвоить. Да и не приятно будет, если вы не сможете ответить на вопросы учителя.

Отгадывают загадки.

Выдвигают предположение

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  ситуаций.

 

2

Актуализация знаний

Вы помните тот день, когда впервые пришли в школу? Это был праздник. На следующий день вы познакомились с первым учебником. Как он назывался? Прошло время и вы полностью изучили содержание первой части «Азбуки». Посчитайте, сколько уже букв мы изучили. Сколько среди них гласных? Назовите их. Сколько согласных? Назовите.  Что вы знаете о согласных буквах?

Когда буквы Я, Ё обозначают два звука? Когда они указывают на мягкость согласного звука? Какие согласные бывают только звонкими? Какие согласные буквы  обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки?

Возьмите карточку с алфавитом. Найдите и подчеркните изученные буквы. Сколько букв еще осталось изучить? Что обозначают рисунки под буквами?

Откройте учебник на стр. 122 и прочитайте текст «Подарки к празднику».

Поставьте вопрос к первому предложению? Как по-другому можно поставить вопрос? Поставьте вопросы к другим предложениям.

Откройте учебник на стр.126. проверим свои знаний и оценим достижения. Слушайте утверждения, если вы уверены в своих знаниях, отложите вправо один кружок. Если не уверены, не откладывайте.

Сколько кружков вы отложили?

Мы с вами повторили все, что уже узнали. Закончили изучать первую часть «Азбуки», переходим ко второй.

Отвечают на вопросы.

Работают с лентой букв в учебнике и на доске: называют гласные, обозначающие мягкость и твердость согласных, перечисляют согласные буквы, называя глухие и звонкие, парные, твердые и мягкие.

Подчеркивают буквы и считают остальные.

Дети читают самостоятельно, потом два человека вслух.

Кто приготовил подарки для детсада? или Для кого приготовили подарки первоклассники?

Слушают и оценивают свои знания.

  • Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
  • производить самооценку и оценку  действий другого человека на основе заданных критериев;
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное

3

Постановка целей и определение темы урока

Чем мы пишем?

Учитель читает стихотворение:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Белый, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Проведем звуко-буквенный анализ слова «мяч».

Какой новый звук услышали?

Какова тема нашего урока?

Ручкой

Слушаю и выделяют новый звук.

Дают характеристику звукам в слове.

Формулируют тему урока.

  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

4

Работа по теме урока.

Знакомство со звуком [ч’].

На рисунке в «Азбуке» изображен мяч. Соответствует ли схема этому слову? Какой звук слышен на конце слова? Прочитайте слоги в красной рамке? Меняется ли звук [ч’] в зависимости от гласной после него?

Что можно сказать об этом звуке?

Кто из вас любит играть в мяч? Какие игры с мячом вы знаете? А какие игры с мячом спортивные?

Знакомство с буквами Ч,ч.

На что похожа буква Ч? рассмотрите буквы в Азбуке на стр. 5 и сравните их с прописными буквами.

Напишите строчную букву ч в прописи (учитель показывает и проговаривает, как писать букву по элементам).

Хотя звук [ч’] мягкий в слоге ЧА пишу букву А, а в слоге ЧУ пишу – У. прочитайте правило на с.5 учебника, его надо запомнить.

Рассмотрите иллюстрации на стр.4. можно ли их разделить на группы? Почему? Какими часами пользовались в старину, в далекой древности? А теперь какие виды часов используют? Прочитайте  загадку под рисунком. О чем в ней говориться?

Прочитайте и озаглавьте текст на с.5. Каково основное назначение часов?  На какие группы по назначению делятся часы? Какие часы люди чаще носят с собой? Что общего должно быть у всех часов?

Поговорим о смысловом значении слова «часы»

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут, но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но они стоят на месте.

Объясните, когда о часах говорят: спешат, идут, стоят.

Составим и запишем предложения.

У кого из вас дома есть часы? Почему часы пользуются такой популярностью? Можно ли в нашей жизни обойтись без часов?

Дети анализируют схему, читают слоги, делают вывод, что [ч’] всегда мягкий, глухой.

Дети должны давать развернутые ответы.

Дети называют сходства и различия букв.

Дети обводят элементы буквы и продолжают самостоятельно писать буквы и слоги.

Дети выделяют предметы старины и современности.

Дети читают про себя, два человека вслух. Обосновывают выбор названия, классифицируют часы.

Объясняют смысл слов. Разбирают и записывают на доске и в тетради:

Часы идут точно. Они показывают время. У Никиты на руке часы. Отвечают на вопросы.

  • проводить самостоятельные наблюдения;
  • строить полный (устный) ответ на вопрос  учителя, аргументировать  свое согласие (несогласие)  с мнениями  участников   учебного  диалога.

  • определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа;
  • Познавательные  действия (классификация, сериация);

Какие дни недели вы знаете? В какие дни вы не посещаете школу? Кто знает, сколько месяцев в году? Кто знает названия всех месяцев по порядку? В каком месяце вы пришли учиться в первый класс?

Перечисляют дни недели и месяцы в году.

5

Развитие речевого аппарата. Физкульт-

минутка.

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Колесо спустило» - плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом, при выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [c].

Упражнение «Тишина» - сделать глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе протяжно произнести ш-ш-ш.

Артикуляционная разминка.

Упражнения «Трубочка»- рот открыть и кончик языка упереть в небо, губы вытянуть трубочкой.

Упражнение «Лошадка» - цоканье языком (щелчок – пауза).

Упражнение «Моторчик» - губы сомкнуть и расслабить, глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя работающий двигатель: бр-р-р

Работа над дикцией.  Повторять чистоговорку.

Ча-ча- ча – горит в комнате свеча.

ЧЯу-чу-чу – есть я больше не хочу.

Чо- чо- чо – молоко так горячо.

Чи- чи- чи – продавали кирпичи.

Физкультминутка.

 

Дети выполняют упражнения по три раза, повторяют чистоговорку.

Ориентация на образец и правило выполнения действия,

- контроль и коррекция, самоопределение

6

Закрепление изученного.

Прочитайте пословицы, записанные на доске.

За один раз человек толстое дерево не срубит. Плотник без топора, что изба без угла. Рыбак рыбака видит издалека. У умелого человека и долото рыбу ловит. Человек без ремесла, как дерево без плодов. Умелые руки работы не боятся. Знание и ремесло человека красят.

Как вы понимаете смысл этих пословиц? В каких жизненных ситуациях их можно применить? Поставьте знак ударения в словах пословиц. Какие словарные слова вы встретили?

Подчеркните слова, которые обозначают действие.

Как чикают ножницы?  

Фонетическая зарядка: Кто больше запомнит слов со звуком [ч’]. чаепитие у чайки в четверг в четыре часа. Чистые черепки чашек. Чайник черничного чая. Чаевничают четверо: чиж, чечетка, чибис, чирок. Чинно чирикают, чихают, чавкают. Чуткая чайка черпает чай черпаком:

- Чуть чижику! Чуть – чуть чибису. Чуток чирку. Чкчетке чуточку. Чудное чаепитие!

Прочитайте слова вверху с.6. назовите в них корень, подчеркните сочетание ЧК. Эти две буквы подружки всегда цепляются друг за дружку.

Запишите в тетради слова: речка, ручка, тучка, лисички.

Составьте с этими словами предложения, запишите схемы.

Откройте прописи на с.28, проанализируйте слова туча и учу. Подчеркните слоги ча и чу.

Определите, какой звук заблудился.

На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. Наевшись рыбы до отвала, на море гайка отдыхала. Волкам и беркутам на страх кабан пасет овец в горах. Синеет море перед вами, летают майки над волнами.

Читают прописной текст с доски, объясняют смысл пословиц, ставят ударение, называют слова человек, топор, работа. Подчеркивают глаголы на доске.

Чик – чик

Дети слушают, а потом называют слова.

Выполняют задание, записывают слова, составляют предложения и их схемы.

Делают звуко-буквенный анализ слов, записывают их и подчеркивают орфограммы.

Записывают отгадки.

  • определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа;

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,

Сегодня мы познакомились  еще с одним словарным словом – ученик. Как вы думаете, почему его надо запомнить? Проверить написание Е можно словом УЧЕНИЕ, но ученики часто об этом забывают, поэтому слово поместим в словарик.

Продолжите слова(работа с кассой слогов):

Пач**, реч**, свеч**, чи***, чер***, ноч**.

Придумайте слова, где звук [ч’] стоит в конце.

Как называют детенышей животных?

У зайца - …, у кролика - …, у белки - …, у галки - ..

Прочитайте группы слов: час – часик – часовой; чисто – чистый – чистота; чудо – чудный – чудеса.

Отвечают, записывают слово, обозначают орфограмму.

Работают на местах со своей кассой, потом проверяют у доску.

Отвечают на вопросы, читают слова с доски, выделяют общую часть – корень, называют родственные слова.

  • Производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
  • выполнять  задание на основе заданного  алгоритма

7

Подведение итогов.

С какой буквой мы познакомились? Что мы можем сказать об этой букве?

Отвечают на вопросы.

  • Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её

8

Рефлексия

Понравился ли вам урок? Почему?

Что было самым интересным?

Что вызвало затруднения?

Кто научился красиво писать новую букву?  А кому понравилось читать слова с новой буквой?

Отвечают на вопросы.

  • сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои  предметные «дефициты»;
  • формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации

Список литературы.

  1. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте.: чтение и письмо: 1 класс. – М.:ВАКО, 2013.
  2. Обучение грамоте детей. Планы занятий/ Сост. Г. Ф. Марцинкевич. – Ростов – на- Дону, 2011.
  3. Полная хрестоматия для начальной школы. 1 класс. – М.: Эксмо, 2002.
  4. Учимся играя/Сост. В. В. Волина. – М.: Новая школа, 1994.
  5. Я иду на урок в начальную школу. Чтение: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']

Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи  урокаОбразовательная:                     ...

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 12 декабря 2013 г.

УМК «Школа России»Тема. Письмо слов и предложений с буквой Б.Тип урока: закрепление изученных букв.Цель. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы Б, соединений с этой буквой.Задачи.1) Предмет...

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.

УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...

Конспект урока обучения грамоте (чтение), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 19 декабря 2014 года

УМК. «Школа России»      Тема: Россия – Родина моя. Звуки [ й а ] ,  [ а ]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я.Тип урока. Изучение нового материала.Цель. Сформировать уме...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...