Урок- утренник А.С.Пушкин
план-конспект занятия (чтение, 3 класс) по теме

Новак Галина Николаевна

Знакомит с великим Пушкиным – поэтом, пейзажистом, сказочником; учить понимать смысл стихотворений и настроений лирического героя; прививать любовь к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.s.pushkin.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ЛИЦЕЙ № 29

Методическая разработка урока – утренника на тему: «А.С. Пушкин – великий русский поэт»

Новак Г.Н.

Учитель начальных классов

Почетный работник образования РФ

г.Тамбов

Цель: познакомить с великим Пушкиным – поэтом, пейзажистом, сказочником; учить понимать смысл стихотворений и настроений лирического героя; прививать любовь к чтению.

Оборудование урока:

 портрет А.С. Пушкина, выставка книг, дидактический раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратура, свечи.

Выставка книг А.С. Пушкина.

Ход урока:

  1. Вступление.

Звучит музыка. Учитель. … Великим быть желаю, Люблю России честь… А.С. Пушкин! Когда вы впервые услышали это имя? Да, в раннем детстве. Мамы, бабушки читали вам дивные сказки А.С. Пушкина. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Прошло более 190 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему не ослабевает, слава его все растет. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми страницами биографии А.С. Пушкина. (У портрета зажигаются свечи памяти). Прочитаем план урока (записан на доске). Такой же план есть на ваших открытках. По нему вы должны будете дома составлять рассказ об А.С. Пушкине.

ПЛАН

  1. Детские годы поэта
  2. Значение няни и бабушки в жизни поэта.
  3. В лицее.
  4. Пушкин – поэт-пейзажист.
  5. Пушкин – сказочник.
  6. Пушкин всегда с нами.

2. Детские годы поэта

Учитель. Когда и где родился А.С.Пушкин? Москва во времена поэта была великолепным городом. В Москве был университет, библиотеки, театры. Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве. К образованной Москве относился и дом Пушкиных. Отец поэта – Сергей Львович, был потомком знатного рода. Он любил литературу, был дружен с известными писателями, собрал богатую библиотеку. Мать поэта – Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал , «арапа Петра Великого», была образована, остроумна, хороша собой, любила блистать на балах. Дядя Пушкина, брат отца, Василий Львович, был известным в то время поэтом. Дом Пушкина посещали поэты, писатели: Карамзин, Жуковский. Мальчиком Пушкин был свидетелем литературных споров, чтения новых стихов.

(далее рассказ читают учащиеся)

1-ый ученик. В семье Пушкина было пятеро детей. В живых остались трое: старшая дочь Ольга, два сына Александр и Лева. Мать больше всех любила Льва, а маленькому Саше родители уделяли мало внимания. Пушкин очень дружил со своей сестрой Ольгой, она была старше его на полтора года, они всегда играли вместе. Оля была первым слушателем его ранних стихов. Александр в детстве был молчаливым, то, наоборот, шалил, не слушался родителей.

2-ой ученик. Как было принято в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров – иностранцев. Родители заботились о воспитании. Отец разрешил детям читать книги из своей библиотеки, где, в основном, была французская литература. В доме у Пушкиных французский язык употреблялся наравне с русским. Дети с малых лет знали французский язык, как родной русский.

3-ий ученик. Пушкин рано научился читать и по-русски, и по-французски. Саша забирался в отцовский кабинет и с увлечением читал французских классиков: Вольтера, Мольера. Пробовал сочинять, но никому не показывал своих стихов, кроме сестры Ольги. Любил разыгрывать маленькие комедии. Любовь к театру сохранилась в нем на всю жизнь.

  1. Роль няни и бабушки в жизни поэта

Учитель: Большую роль в жизни поэта сыграли две замечательные женщины: бабушка поэта, Мария Алексеевна, и крепостная няня Арина Родионовна Матвеева. Когда Александру было 5 лет, бабушка купила подмосковное село Захарово. Березовая роща, пруд, еловый лес, речка – все это вокруг господского дома. Дети впервые в деревне, в лесу, в поле играют, резвятся. Маленький Саша вслух читает свои стихи на берегу реки, в роще. По вечерам слушает сказки няни, бабушки. Иногда бабушка рассказывала родословную Ганнибалов, прадеда Пушкина, уроженца Африки, по имени Ибрагим, которого маленьким мальчиком привезли в подарок Петру I.

4-ый ученик. По праздникам ходили в деревню слушать русские народные песни, любоваться девичьими хороводами. Маленький Саша видел, как тяжко живется крепостному народу, он замечал усталых крестьянок с серпом, случалось ему слушать грустные песни о несчастной доле. Так еще в детстве Пушкин соприкасался с народной жизнью.

(стихотворение о селе Захарово читает ученик)

Мне видится мое селенье,

Мое Захарово.

На холмах домик мой; с балкона

Могу сойти в веселый сад…

Где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона

И глухо тополи шумят.

Учитель. Страсть к поэзии проявилась в Пушкине рано. В восемь лет он уже сочинял. Поэт проводил бессонные ночи в кабинете отца и читал,  читал. Мальчик был одарен памятью необыкновенной. Няня Арина Родионовна, простая русская женщина, мастерица народной речи, знала очень много сказок, песен, былин, пословиц. Она воспитывала в Пушкине народные чувства. Ее песни, сказки запомнились ему на всю жизнь. Поговорки, присказки, пословицы не сходили с ее языка. Многие сказки Пушкин записывал, а затем использовал в своих стихах, романах, сказках. В годы ссылки в селе Михайловском Псковской губернии Пушкин жил со своей няней Ариной Родионовной. В длинные зимние вечера Арина Родионовна пела песни, рассказывала сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветал вокруг поэта. Он, любя всем сердцем свою няню, посвящает ей свои стихи.

Читает ученик

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

  1. В лицее.

Учитель. В 1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Его отвезли в Петербург в Царско-сельский лицей – в учебное заведение благородного происхождения. Там училось 30 мальчиков. Ученье продолжалось 6 лет. И все это время мальчики жили безвыездно в лицее. Вступительный экзамен назначен.

5-ый ученик. В роскошном зале дворца собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик Александр Пушкин отвечал легко и уверено.

- какого французского писатель ты знаешь лучше всего? – был один из вопросов.

- Вольтера! – бойко ответил Александр.

Все засмеялись. Но он в свои 12 лет действительно знал и любил Вольтера. Он готов был прочесть его стихи наизусть. Счастливый день. Экзамен сдан!

6-ый ученик. Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе поэта. В Лицее Пушкин нашел друзей, которые горячо полюбили поэта и оценили его талант. В те времена Пушкин был живой, шаловливый мальчик с быстрыми выразительными глазами. В своем развитии он опередил товарищей, многое прочел, о чем они и не слыхали, все, что читал, помнил. При этом он не важничал. В садах Лицея Пушкин стал поэтом. Он бойко читал острые эпиграммы на своих друзей. В Лицее к нему пришла слава.

Учитель. На публичном экзамене (картина) в 1815 году Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе». Это с тихи о величии Родины, ее сынов, ее побед. Голос его звенел, сердце билось от счастья. На экзамене присутствовал знаменитый русский поэт Г.Р. Державин. Он с восторгом слушал юного Пушкина и сказал торжественно: «Вот кто заменит Державина!» Пушкин вспоминал: «Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал, Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… меня искали, но не нашли…» старый поэт высоко оценил талант юного Пушкина, его стихи привели в восхищение Державина, который увидел в юном, позже достойную себе замену. Кончив чтение, Пушкин убежал. Это была застенчивость, скромность. Восхищения Державина придали силы поэту, заставили поверить  в себя. Пушкин в Лицее был признан замечательным поэтом.

  1. Пушкин – поэт-пейзажист.

7-ой ученик. Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик: вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, ясные глаза. Этот портрет написан художником Тропининым. При первом же взгляде нас поражают духовное богатство и сила изображенного на портрете человека. Лицо Пушкина полно жизни. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил.

8-ой ученик. Много раз изображал себя сам. Сохранилось около 90 его автопортретов. Он был блестящим портретистом – графистом. Рисовал точно, верно, несколькими  штрихами, передавая самое характерное, самое главное, хорошо знал свое лицо. Его профиль по его рукописям на полях среди стихов в окружении других рисунков. Сохранилось почти70 черновых тетрадей поэта, несколько сот отдельных листов, 800 писем. Рукописное наследие Пушкина хранится для потомков в специальных сейфах в пушкинском доме-музее в Петербурге.

Учитель. Взгляните на эти листы. Это черновые тетради поэта. Быстрый стремительный почерк, строчки бегут одна за другой. Многие слова вы можете прочесть, некоторые слова зачеркнуты, найдены другие, более точные выразительные. Рядом с текстом рисунки. Вот Пушкин задумался, а рука рисует чей-то профиль, головку, пейзаж. Перед вами рукописный текст стихотворения «Роза». Другой текс стихотворения. Это Пушкин был в Кишиневе, писал стихи, рисовал головки кишиневских друзей и знакомых. Глядя на эти рукописные листы можно представить, как Пушкин работал. А работал он вот за такой конторкой (рисунок). Электричества не было, поэтому на столе стоит подсвечник с огарком свечи, писали тогда чернилами и гусиными перьями.

Читает ученик.

Вот Пушкин откинул голову, задумался:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут.

И пальцы просятся к перу,

Перо – к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

9-ый ученик. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще, и все же не переставал изучать его всю жизнь. Нет у русского человека полноценного  ощущения зимы, весны, осени, лета без Пушкинских строк. Поэт все изображал легко, с блеском, бодро, весело. Таков был солнечный гений Пушкин.

10-ый ученик. Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта, во всех пушкинских местах: в Москве, в Петербурге, Михайловском, Болдине, Одессе проходит праздник пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого поэта. Представим себя участниками одного из таких праздников и еще раз насладимся пушкинскими стихами о природе.

Выходят к доске дети и читают наизусть стихи:

  1. «За весной, красой природы»
  2. «Уж небо осенью дышало»
  3. «В тот год осенняя погода»
  4. «Опрятней модного паркета»
  5. «Зимнее утро»
  6. «Зимний вечер»
  7. «Зима! Крестьянин торжествуя…»
  8. «Гонимы вешними лучами…»

  1. Пушкин – сказочник.

Учитель. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин прежде всего поэт-сказочник. Посмотрите на эти замечательные книги. Среди них много сказок. Мы с вами посмотрели диафильмы по сказкам Пушкина. Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки любимы русским народом и детьми. «Что за прелесть эти сказки, - говорил он, - Каждая есть поэма». Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии.

Викторина по сказкам Пушкина.

Хоровое чтение «У лукоморья дуб зеленый».

7.Пушкин всегда с нами

Учитель. Погиб Пушкин очень рано, в 37 лет он был убит на дуэли французом Дантесом. Поэт был похоронен в Псковской губернии, в ограде Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского. Многие люди приезжают сюда поклонится могиле русского поэта.

11-ый ученик. Александр Сергеевич Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Это был первый поэт России, который получал жалованье за свои литературные произведения. Его имя носит город (бывшее Царское село), площади и улицы в Москве, Петербурге. Именем Пушкина названы библиотеки, школы, парки. Стихи Пушкина переведены на многие языки мира, они легли в основу музыкальных произведений.

12-ый ученик. В Москве, на площади Пушкина, стоит бронзовый памятник великому поэту. У памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Опекушин создал образ поэта понятным, доступным и близким всем. Пушкин, склонив голову, в задумчивости, как бы идет по родному городу. Пророческими стали его стихи:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

к нему не зарастет народная тропа»

Учитель. И действительно, имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин.

«…Великим быть желаю, люблю России честь…»

Так оно и есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-утренник для дошколят "Сказки"

Внеклассное мероприятие, отражающее преемственность дошкольного и начального образования...

Урок-утренник "Идет волшебница-зима".

Повторить и обобщить изученные произведения....

Литературное слушание 1 класс. Тема "По страницам любимых книг"(урок-утренник).

Конспект урока - утренника "По страницам любимых книг"....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме)

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме урок-проект)...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс (урок 133-А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс (урок 133-А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»...