Рабочие программы. 4 класс. УМК "Гармония"
материал по чтению (4 класс) на тему

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biografii_pisateley.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                   ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ

                                                             (1896–1958)

 

             «Разные люди бывают на свете: кузнецы, доктора, школьники, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот – сказочник. И все – и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и сказочники – все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди». Эти слова персонажа пьесы«Снежная королева» относятся и к автору пьесы, написанной о сказке Х. К. Андерсена, – Евгению Львовичу Шварцу.

            Е. Шварц родился в семье врача, учился в Московском университете, с детства увлекался театром. Неудивительно, что он бросил университет и стал актером. Одно время Шварц работал секретарем у К. И. Чуковского. Тогда он еще ничего не писал. Литераторы знали Евгения Львовича и любили, но только потому, что он никогда ни с кем не ссорился, был шутником и остроумным рассказчиком. Его даже называли «устным писателем». И так продолжалось почти десять лет.

          Первая книга Шварца была написана для детей и называлась «Рассказ старой балалайки». Детские стихи и рассказы Евгения Львовича охотно печатали детские журналы «Чиж» и «Ёж». Еще Шварц писал сказки и пьесы для взрослых и детей. Всего у писателя при жизни вышло около шестидесяти книг общим тиражом более двух миллионов экземпляров. В основном это были стихи и рассказы для детей. Пьесы же почти не печатались.

           Мы знаем Шварца прежде всего как автора всем известных сказок для детей: «Два брата», «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения кота в сапогах», «Рассеянный волшебник» и других. Лучшие персонажи писателя готовы в любую минуту вступить в бой за справедливость, защитить слабого, прийти на помощь.

У Шварца потрясающее чувство юмора. Вспомним Золушкину мачеху. Вместо того, чтобы долго объяснять, какая она вредная, Шварц пишет: «Ее родную сестру, точно такую же, как

она, съел людоед, отравился и умер». Или в «Снежной королеве» разбойничья атаманша, чтобы дочка пошла по ее стопам воспитывает ее по-своему: «Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники».

У Евгения Львовича Шварца есть еще одна книга, и некоторые даже считают, что она – лучшая. Это огромная работа(более семисот страниц), которой завершилась жизнь писателя. Друзья писателя в шутку называли эту книгу «Me» (от слова мемуары – воспоминания). В этих «Me» портреты знаменитых современников и мудрые рассуждения о жизни и творчестве.

Есть там и детские воспоминания писателя.

«Нужно отдать хотя бы кусочек сердца, чтобы добро победило зло», – сказал король в сказке «Золушка». Так отдал свое сердце Евгений Львович своему любимому делу. Шварц никогда не называл себя писателем – стеснялся. Он был уверен: «...писатель – слишком высокое слово...»)

                                   ДЖОЗЕФ РЕДЬЯРД КИПЛИНГ

                                                       (1865–1936)

«Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг», – с таким советом обратился к своим читателям крупнейший английский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии Редьярд Киплинг. После его смерти жена и дочь уничтожили рукописи и письма писателя, и действительно от него не осталось ничего, кроме книг.

Родился Киплинг в Индии, в семье английского чиновника (Индия в то время не была самостоятельной, она входила в состав Британской империи). Раннее детство будущий писатель провел в этой удивительной стране. Позже он учился в Англии, затем снова вернулся в Индию и долгое время жил там. Значительная часть его жизни и творчества связана с Индией. Однако Киплинг отличался исключительной преданностью своей

стране и английскому народу, который он преувеличенно считал избранным и достойным всяческого поклонения. Несмотря на то что мнение Киплинга о превосходстве англичан над

другими нациями осуждено прогрессивным человечеством, литературные произведения, написанные им, принесли ему мировую славу.

На протяжении восемнадцати лет, пока подрастали дети писателя и его племянники, Киплинг сочинял произведения для детей. Из огромного творческого наследия этого писателя в нашей стране наиболее известны его сказки о животных и повесть «Маугли» (другое название – «Книга джунглей»). По этому произведению о человеческом детеныше, вскормленном волчицей, во многих странах сняты фильмы.

Сказки Киплинга шутливо отвечают на вопросы о том, почему у носорога шершавая шкура складках, откуда у слона хобот, откуда произошли домашние животные, как появился

горб у верблюда... Они насыщены забавными шутками и веселыми стихами. Лучшие сказки писателя переведены для нас К. И. Чуковским и С. Я. Маршаком.

                                                    ЯН БЖЕХВА

                                                   (1900–1966)

Бжехва – польский писатель, сказочник. Многим детям известны его большие произведения про пана Кляксу. Кстати, Бжехва – это не фамилия, а псевдоним (придуманное литера-

турное имя). Оно означает «весельчак», «балагур». Я. Бжехва знаменит не только своими  сочинениями, но и тем, что перевел на польский язык много замечательных русских произве-

дений – «Сказку о царе Салтане...» А. Пушкина, стихи Н. Некрасова и другие. Бжехва с детства знал русский язык, потому что вместе с отцом путешествовал по России

                                                 ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА ЧАРСКАЯ

                                                               (1875–1937)

Лидия Чарская – это псевдоним писательницы и актрисы Л. А. Чуриловой. Она рано лишилась матери, очень любила своего отца и долго не могла простить ему второго брака и прихода в дом мачехи. Девочка была не в меру впечатлительной, импульсивной. Она много читала, с десяти лет писала стихи. Окончив институт, Лидия вышла замуж за офицера. Но за-

мужество оказалось коротким. Артистические способности и редкое обаяние помогли Лидии Алексеевне стать актрисой Императорских театров. Но маленькие роли, которые давали  актрисе, не принесли ей ни удовлетворения, ни достатка. Тогда она попробовала сочинять.

Оказалось, что пишется ей легко и свободно.

Первая же повесть «Записки институтки» сделала автора известной. Затем стали появляться стихи и пьесы, рассказы и повести, сказки для малышей и романы для взрослых. Всего

за неполных двадцать лет Чарская написала около восьмидесяти книг. Более двадцати лет Чарская была самой популярной и любимой детской писательницей в России. Читатели относились к ней восторженно. Ее не только читали, ей верили, спрашивали в письмах совета, как жить. Особенной популярностью Лидия Чарская пользовалась у девочек. Но это не значит, что ее книги читали только девочки. Сама Чарская так объясняла свой огромный успех: «Я сохранила детскую душу и свежесть детских впечатлений». Видимо, так оно и было. В большинстве своих книг Чарская описывала гимназическую и институтскую жизнь, которую знала не понаслышке... Писательница искренне верила в силу добра. Об

этом написаны ее сказки. Они как маленькие уроки  доброты, любви, верности.

            Пришло такое время, когда книги Чарской стали критиковать, даже ругать. После революции Чарскую перестали печатать, все предыдущие издания ее книг были изъяты из библиотек и уничтожены.

Сын Чарской погиб на войне, сражаясь в Красной Армии. Родственников не осталось. Когда-то знаменитая писательница оказалась одинокой. Но Чарскую не забыли. Ее книги тайно

передавались из рук в руки, переписывались и многократно перечитывались. Помочь ей попытался Корней Чуковский, но из этого ничего не вышло. Чарская жила очень бедно, маленькие читатели жалели старую писательницу и приходили к ней, чтобы убирать ее комнату и мыть пол. Имя Чарской на долгое время было забыто, она умерла в нищете. И вот теперь ее книги вернулись к нам, читателям.

 

ЛЮДМИЛА СТЕФАНОВНА ПЕТРУШЕВСКАЯ

(Род. в 1938 г.)

Писательница родилась в Москве. Окончила факультет журналистики Московского государственного университета. Работала корреспондентом радио. Начала писать поздно, после 25 лет. Сначала были изданы ее рассказы для взрослых, после чего Петрушевская долго не печатала своих произведений. Петрушевской написано много пьес. Ею написан сценарий

«лучшего мультфильма всех времен и народов» – «Сказка сказок» (в соавторстве с художником и режиссером Ю. Норштейном). В настоящее время изданы сборники пьес писательницы, книги сказок. Несколько пьес-сказок написано для детей.

Сказки занимают большое место в творчестве Петрушевской.В ее восприятии жизни есть нечто детское. В своих произведениях писательница прекрасно воспроизводит детскую речь,

передает причудливый мир детских фантазий. Однажды на вопрос о том, на чьей она стороне – мужчин или женщин – Петрушевская ответила, что она на стороне детей.

Ведущая мысль многих ее произведений: дети – это то, ради чего стоит жить.

Писательница награждена литературными премиями – А. С. Пушкина и Букера.

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ВАГНЕР

(1829–1907)

Николай Петрович Вагнер был ученым. Он начал заниматься литературой поздно, когда ему было 40 лет. Все началось с того, что сорокалетний ученый впервые прочел сказки Андер-

сена и решил, что сможет писать так же, а может быть, и лучше. Вагнер стал известным литератором, многочисленные тома с его причудливыми волшебными сказками часто издавались и переиздавались. И каждая книга начиналась с эпиграфа: «Буди сознанье в человеке, пусть к лучшей жизни он идет!» Это было целью творчества писателя. Интересно, что свои сочинения Вагнер подписывал псевдонимом Кот-Мурлыка. Сказки Кота-

Мурлыки очень любили лет сто тому назад.

                                                               БРАТЬЯ ГРИММ

                                          Якоб Гримм – 1785–1863;

                                          Вильгельм Гримм – 1786–1859

Якоб Гримм и Вильгельм Гримм – немецкие ученые, всю свою жизнь они изучали немецкий язык и родную культуру, были профессорами, членами Академии наук.

Отец их был судьей, а мать вела хозяйство. Они с детства были неразлучны. Вместе бегали в соседнюю мастерскую перчаточника, вместе шагали по улочкам родного городка к учителю французского языка. Братья рано потеряли отца, а затем и мать. Трудолюбивые братья закончили лицей (учебное заведение) за четыре года вместо положенных семи. С тех пор перед двумя усердными юношами распахнулся весь мир: Берлин, Париж, Стокгольм.

И вот братья Гримм уже студенты университета. В ярко-красных фраках, блестящих ботфортах (высоких сапогах) со шпорами спешат они на лекции. Но юридическая профессия,

выбранная по семейной традиции, привлекала все меньше. Намного интереснее было отыскивать в старинных рукописях поэмы и сказания.

Однако поэзия поэзией, а братьям постоянно приходилось думать о том, чтобы заработать себе на кусок хлеба. В первую очередь об этом вынужден был заботиться Якоб, потому что

Вильгельм часто болел. Одна за другой сменялись должности: секретарь, дипломат, библиотекарь. Но даже работа в библиотеке вместе с Вильгельмом не позволяла заняться тем, что увлекало братьев все сильнее и сильнее – родной словесностью.

Братья Гримм много ездили по стране, отыскивая народных сказителей и записывая с их слов старинные сказки, легенды, баллады. Они собрали и обработали более двухсот произведений, причем не только немецких, но и французских, испанских, скандинавских. Среди тех, кто помогал братьям собирать сказки, были и скромные служанки, и знатные дочери баронов.

Особенно увлекался сказками младший брат Вильгельм. После его обработки сказки становились поэтичнее.

Со всеми жизненными невзгодами братья Гримм справлялись с мужеством, достойным восхищения, и скоро появились их первые статьи, а затем и первые книги. Иногда они были

подписаны именем одного из братьев. Но если работу невозможно было разделить, они просто ставили два слова: «Братья Гримм».

«Собрано братьями Гримм» написали они и на своей самой знаменитой книге «Детские и семейные сказки», первый том которых появился к Рождеству 1812 года. В дошедшем до нас

виде сборник содержит 200 сказок.

Сказки сделали братьев знаменитыми, но не помогли избежать жизненных невзгод. «Мы впятером съедаем три порции...», – было написано в год издания сказок. Изгнание за свободо-

мыслие из университета и из владений короля помогла пережить верная дружба. Трогательным примером для каждого из нас остается пожизненная братская дружба внешне столь различных людей. Братья совсем не были похожи. Якоб – серьезный, избегающий легкомысленных компаний, Вильгельм – мягкий, романтичный. (Их студенческие прозвища – «Старик» и«Малыш».) Вильгельм и Якоб писали друг другу в письмах: «Мы с тобой никогда не расстанемся!», «Мы так привыкли к нашему содружеству, что разлука для меня равносильна смерти».

И все-таки слава пришла к ним. «Грамматика» и «Словарь» немецкого языка Якоба Гримма вызвали интерес больший, чем в свое время сборник сказок. Братья стали членами многих научных обществ, академий, профессорами и одними из основателей науки германистики. Совсем как в сказке! Но признание не было тем золотым дождем, что пролился в одной из

сказок братьев Гримм. Это был результат работы. Такой упорной работы, которая заставляла молодого Якоба настолько экономить время, что стричься он шел, только отрастив такую

шевелюру, которая завивалась в локоны, и стригся он как можно короче, чтобы реже тратить на это время.

Многое из научных трудов Якоба и Вильгельма Гримм не утратило своего значения и в наши дни. И все же, несмотря на солидные научные работы, имя братьев известно во всех странах мира именно благодаря их сборнику «Детских и семейных сказок». Вот уже почти 200 лет эти сказки ходят по свету, из страны в страну, от поколения к поколению.

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

                                     (1820–1892)

Фет, по его собственным словам, с детства был «жаден до стихов». Он разыскивал их, учил наизусть, очень рано начал писать.

Обучаясь в Московском университете, Фет, по его собственным словам, «вместо того чтобы ревностно ходить на лекции», «почти ежедневно писал новые стихи». Еще будучи студентом,

поэт опубликовал свой первый сборник стихов.

Фет очень любил русскую природу – ведь вырос он в деревне, вместе с крестьянскими ребятишками бегал по лесу, ловил птиц, ездил верхом. Значительная часть его стихов посвящена русской природе.

На стихи Фета охотно писали романсы П. И. Чайковский и другие русские композиторы. Петр Ильич писал о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...»

В дневниках Корнея Ивановича Чуковского есть запись: «Стал читать Фета, одно стихотворение за другим, и все не мог остановиться, выбирал свои любимые, и испытывал такое блаженство, что, казалось, сердце не выдержит – и не мог представить себе, что есть где-то люди, для которых это мертво и ненужно. ...Эта лирика – есть счастье, которое может доверху наполнить всего человека...»

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ

                                     (1783–1852)

С юных лет В. Жуковский решил посвятить себя литературе. Он жил в деревне, занимался переводами на русский язык произведений поэтов других стран.

Ранним росистым утром В. Жуковский, который любил вставать на заре, шел в построенную для него на холме беседку и работал. Дети, которых он учил, увили эту беседку полевыми цветами. Молодого В. Жуковского потрясла война с Наполеоном. Неожиданно для самого себя и всех, кто его знал, добрый и кроткий поэт записался в ополчение (добровольное войско, помогающее армии) и принял участие в Бородинской битве.

Всю свою жизнь выдающийся поэт наряду с писательским трудом занимался воспитанием и обучением детей. Интересно то, что Жуковский преподавал русский язык царским детям, был

воспитателем будущего царя Александра, позднее и его детей.

Талант, образованность и человеколюбие сделали его уважаемым и влиятельным в царской семье. Часто поэт рисковал своим высоким положением, заступаясь перед императором за по-

этов и художников, в том числе за Пушкина и Лермонтова. Большинство книг В. Жуковского написано для взрослых.

Для своих детей, дочери и сына, поэт составил азбуку и написал несколько стихотворений, положив этим начало русской поэзии для самых маленьких. Специально для детей Жуков-

ский создал более двадцати произведений. В основном это сказки в стихах, написанные на основе народных историй. Впервые В. Жуковский обратился к написанию сказок, находясь в Царском Селе. Как раз в это время там на даче жил Пушкин. Поэты часто встречались, беседовали. В результате их поэтического состязания А. С. Пушкин написал в то лето «Сказку о царе Салтане», а В. А. Жуковский – «Сказку о царе Берендее», «Спящую царевну» и «Войну мышей и лягушек». Именно к В. Жуковскому обратился Пушкин перед смертью, ему доверил все. Однажды, наблюдая в Царском Селе за плывущим лебедем, Жуковский сказал, что и человеческая жизнь должна протекать так же бесшумно, оставляя за собой светлый, сияющий след...

Последние десять лет Василий Андреевич жил на чужбине.

Он мечтал вернуться на родину. Но постоянные болезни жены, а потом и его собственные мешали этому. Последним произведением Жуковского стало воспоминание о родине – стихотворение «Царскосельский лебедь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Презентация к уроку окружающий мир 2 класс УМКГармония "Моя Родина - г. Н. Новгород"

Немного истории, яркия картинки, достопримечательности...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...