Нравственное воспитание на уроках литературного чтения
статья по чтению (3 класс) на тему

Федотова Наталья Васильевна

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.nravstvennoe_vospitanie_na_urokakh_chteniya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения.

Будущее нашей планеты зависит от степени духовности, нравственного состояния каждого его обитателя. Знания, интеллектуальные способности имеют смысл только при наличии высокого уровня духовности.

 Духовность личности – это система ее ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Это наши представления о мире, о себе, о добре и зле. Главная задача нравственного воспитания – научить детей любить жизнь, окружающий мир, всех людей, начиная с себя. Это – чувство принятия себя таким, каким ты есть, но это и желание расти и развиваться.

Для обучения в школе характерно преимущественное воздействие на интеллект ребенка, в то время как его духовный мир тоже нуждается в развитии. Огромная роль в этом развитии принадлежит урокам литературного чтения.

Современный урок чтения сложен тем, что на нем приходится решать несколько задач: формирование и совершенствования навыка чтения, умения работать с книгой и текстом, расширения знаний об окружающем мире, развитии речи, мышления, нравственно – эстетических чувств и художественного вкуса, достижения воспитательных целей.

Процесс работы с произведением – это общение, это поиски и открытия, это сотрудничество с учителем и автором произведения.

Что же способствует лучшему воспитательному воздействию на таких уроках?

На мой взгляд, это и выразительность речи учителя, его эмоциональность, искренность, задушевность бесед, хорошо продуманные вопросы во время анализа текста, обращение к опыту самих детей, рассказы учителя о своих наблюдениях из жизни, рассказы из своего опыта.

Важно создать на уроке атмосферу задушевного разговора, уважительного отношения к мнениям ребят.

Важно формировать у каждого ребенка способность анализировать поступки других и свои собственные, опираясь на духовный эталон, поддерживать в детях убеждения, что для того кто стремится к духовности к духовности, весьма важно соблюдать «чистоту своего нравственного жилища».

Воспитания стремления «чистить свой дом, наводить в нем порядок», приумножать свои положительные качества и избавляться от плохих – залог успешного формирования духовности маленького человека, нравственности его поведения.

В своей работе я часто использую пословицы и поговорки. Например, в 3 классе, анализируя поступки героев в рассказе М. Зощенко « Елка» дети выбрали подходящие пословицы к каждой части рассказа:

Хочешь чужого – потеряешь свое.

На всякое терпение есть хотение.

Дай душе волю, захочется и поболе.

Жадность последнего ума лишает.

Кто завистлив, тот и обидчив.

На ошибках учимся.

Грешить легко – трудно каяться.

Жизнь дана на добрые дела.

Метко сказанное, лаконичное, краткое высказывание народной мудрости оставляет глубокий след в душе ребенка.

Особое значение для воспитания имеют тексты на  библейские темы. Когда проводишь подобные уроки, глубоко ощущаешь, как дети нуждаются в разговорах на эту тему, какой неизгладимый след оставляет в душах ребят такой урок.

Ведь в « Вечной книге человечества» - Библии – заключены нравственные нормы, к которым полезно приобщать ребенка как можно раньше.

В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность стоит вернуться к этим нравственным правилам – заповедям, составляющим моральное достояние человеческой души.

Свод законов прост – будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не  раздражайся. В них заложен многовековой опыт поколений.

Объединить же их можно одним мудрым изречением: « Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку того, чего себе не желаешь».

Каждый урок чтения любого художественного произведения должен быть уроком постижения, закрепления этих правил.

Как определить достигнута ли воспитательная цель чтения? Очевидная результативность связана с общим эмоциональным фоном урока, дети активны в работе, глаза их горят интересом, внимание собрано, появляется общий настрой.

Уроки чтения способны влиять на общий уровень воспитанности, который проявляется в общении детей, в их потребностях, поведении, высказываниях.

Воспитание средствами чтения – благородная задача каждого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения

Статья о нравственном воспитании на уроках литературного чтения с примерами...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения 2 класс

Организованная работа внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно: развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить вос...

Доклад "Нравственное воспитание на уроках литературного чтения"

Доклад "Нравственное воспитание на уроках литературного чтения"...