Нравственное воспитание на уроках литературного чтения
методическая разработка по теме

Статья о нравственном воспитании на уроках литературного чтения с примерами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения

        Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет, остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные ценности формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.

        Дети, которые приходят сегодня в мир, попадают не в воспитывающую, а отупляющую, не в облагораживающую юную душу, а в калечащую ребенка социальную ситуацию. Особенно большой и страшный вклад в этот процесс вносят СМИ и TV, в которых растиражированы картинки агрессии, насилия, убийств, утверждается возможность не жалеть слабых и не помогать им, а презирать их и выбрасывать сначала  из игры, а потом и из жизни. А ведь телевидение сегодня во многом формирует картину мира современного ребенка. Социологи утверждают, что на первом месте в  системе приоритетов современных детей стоят телевидение и игры на компьютере. Наши дети знают о системе социальных норм, но считают, что они действовали давно.

        В последнее время популярной становится идея не простого воспитания детей, а воспитания через искусство, через литературу. Возрастает понимание родителями и общественностью роли чтения детьми художественной литературы, главная цель которой, как сказал наш главный Поэт, – «чувства добрые лирой пробуждать». Но решение этих проблем сегодня усложняется тем, что на чтение художественной литературы дети своего свободного времени тратят меньше всего. В возрасте 7-17 лет многие вообще ничего не читают, кроме того, что задают в школе, следовательно, на уроки литературного чтения вся надежда.

Нравственное воспитание – это внутреннее принятие личностью нравственных норм и правил, а результат его – это превращение этих норм в личные. Это процесс длительный, и система нравственных убеждений складывается в юности, но нравственные представления и понятия человека формируются с самого раннего детства, и прежде всего, конечно, в семье, а затем – в школе. В практике школьной жизни маленький человек утверждается в правильности или, наоборот, в неправильности того, ему его учили в семье, и тогда под влиянием воспитания меняет свои прежние взгляды.

Самым важным компонентом при формировании нравственных убеждений является чувство, эмоция. Именно эмоция, как говорят психологи, является пусковым моментом, «запускающим» работу воображения у художника. Ведь именно то, что поразило воображение, старается запечатлеть художник в образе. И читатель воспринимает именно поразивший его художественный образ. Но также как и чувства, эмоциональное принятие нравственных ценностей, важно воплощение знания нравственной нормы в поступке. Поступок всегда выше знания и эмоции, даже словесной.

В книгах изображаются настоящие герои, люди, способные на поступок, люди, способные на поступок, цели которых всегда благородны, которые спасают, помогают, защищают, стоят за правое дело, – такие, как былинные богатыри и мальчики из рассказов Железникова и Крапивина. Дети, читая книги об этих нравственных героях, сопереживая им, желая им подражать, воспринимают вечные нравственные ценности «старой правды». И поэтому самый простой, «детский», путь восприятия нравственных ценностей детьми – это чтение книг.

Но просто так, без усилий с нашей стороны, со стороны взрослых людей – родителей, воспитателей, учителей – нравственный потенциал художественного произведения не перейдет в душу ученика-читателя.

Процесс нравственного воспитания на уроках и вне урока проходит по одним и тем же основаниям и в одной и той же логике. Главные составляющие этого процесса, определяющие его результативность, – это включение разума, чувств и воли для поступка, воображения и интуиции в процесс самостоятельного анализа детьми художественных произведений. Начинается эта работа в учебнике первого класса буквально со второго урока, когда научившихся складывать слоги в слова, детей мы учим читать художественный текст.

Уже читая «Лису Патрикеевну» К.Д. Ушинского мы показываем  детям при анализе этого произведения, что писатель словами может нарисовать картину, которую можно представить себе. А дальше, в зависимости от возраста ученика усложняется работа по формированию навыков анализа, литературному и нравственному развитию учащихся, поскольку подавляющее большинство литературных задач, которые дети будут решать на уроках с нравственным содержанием.

Вся эта работа ведется в системе. Все четыре года обучения в начальной школе подготавливают учащихся к углубленному изучению литературы в средних классах, а затем уже в старших.

Построенная вертикаль преподавания литературы с 1 по 11 классы позволяет реализовать принципы преемственности и перспективности не только литературного образования, но и нравственного развития детей. Так, постепенно углубляясь, формируются нравственные представления детей 1-4-х классов при изучении литературы.

Непременным условием успешности и результативности воспитательного процесса является не только осмысление и эмоциональное принятие нравственной нормы, но и воплощение понятного и принятого в поступке или в серии поступков. Еще великий Л.Н. Толстой, который был мудрым педагогом, говорил: «»Если вы хотите воспитать добрых людей, пусть они и делают добрые дела, а вы их за это хвалите». Поэтому, завершающим моментом является нравственная деятельность детей, которая имеет нравственное содержание, направленная на помощь другому человеку, заботу о слабых, о природе, животных.

«Всякая человеческая душа требует деятельности, и смотря по роду этой деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, – такое направление и примет ее развитие», – говорил русский педагог К.Д.Ушинский. Поэтому для действенного и действительного воспитания мало урока, невозможно только сидеть за партами – необходимо выходить за рамки урока, за пределы класса. Поэтому воспитательная деятельность учащихся должна быть еще ценностно-ориентированной.

Формы организации ценностно-ориентированной нравственной деятельности учащихся могут применять в своей работе все учителя, поскольку игра, всевозможные театрализации, проекты – все это общепринятые, подзабытые, но очень востребованные сегодня формы именно воспитательной работы.

Серьезные учебные задачи можно решить с помощью дидактических игр. Например, итоговый урок по русским народным сказкам с занимательными заданиями, играми и ролевыми превращениями.

Разминка:

  1. «Сказочная география»

Команды отвечают на вопросы:

  1. Где стоит избушка на курьих ножках?
  2. На какой речке сражался Иван - крестьянский сын со змеями-чудовищами?
  3. Какие реки текут по сказочной стране?
  4. Какие у них берега? И т.д.
  1. «Чей это транспорт?»

(Например, гуси-лебеди, ступа, ковер-самолет и т.д.)

  1. «Перекрестная перестрелка». Команды отвечают на вопросы, которые придумали дома. (Не менее 5 вопросов на определенную тему)
  2. Лото «Идеальная пара». Обеим командам даются одинаковые наборы карточек, на которых написаны определяемые слова и постоянные эпитеты. Надо собрать лото, подобрав к слову постоянный эпитет.
  3. «Бюро находок». Надо разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор и т.д.).
  4. Игра «Узнайте героя сказки по описанию и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя в любом жанре: инсценировке, пантомиме, балете.
  5. Игра «Помоги сказочному персонажу одеться». Каждой команде выдается одинаковый набор изготовленных из бумаги нарядов для нарисованных кукол. Первая команда должна одеть Падчерицу и Ивана-царевича, а вторая команда – Василису Прекрасную и Иванушку-дурочка. Все, что надевается, надо назвать. Задание дается на время.

Эти игровые занятия проводятся в начальных классах после изучения русских мифов.

Но самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам. Дети очень любят инсценировать, поэтому в школе должен быть театр. Они, как настоящие актеры, играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А самое главное заключено в том, что творчество – это «выражение себя».

Очень популярны у детей всевозможные творческие проекты, такие, как создание диафильмов, сборников любимых сказок или стихов, кроссвордов, комиксов, иллюстраций к изучаемым произведениям, макетов декораций к спектаклям.

У каждого учителя начальной школы есть множество творческих дел, организуя которые, он учит своих ребят делать общее интересное всем дело, быть ответственными, строить свои отношения с товарищами по человеческим законам доброты, заботы, взаимопомощи. Творческий характер этих общих дел развивает способности заложенные природой в каждого ребенка, делает его в будущем не только потребителем культурных ценностей, но и создателем их, закладывает фундамент самовоспитания на великих нравственных человеческих правилах и ценностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения 2 класс

Организованная работа внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно: развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить вос...

Доклад "Нравственное воспитание на уроках литературного чтения"

Доклад "Нравственное воспитание на уроках литературного чтения"...