Доклад "Нравственное воспитание на уроках литературного чтения"
статья по чтению

Корнейчук Алёна Владимировна

Доклад "Нравственное воспитание на уроках литературного чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения

Период младшего школьного возраста имеет очень важное значение в детском развитии. Данный этап значительно влиять на психику ребёнка. Нравственность ребенка предполагает внутреннюю мотивацию поведения и позволяет делать ему правильный моральный выбор. Великие ученые-исследователи создали много трудов в процессе изучении проблем нравственности. В. А. Сухомлинский писал о том, что необходимо нравственно воспитывать ребенка, обучать его «умению чувствовать человека». Он говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

 Школа – важная ступень в системе воспитания подрастающего поколения. В каждом периоде обучения ребенка преобладает своя сторона воспитания.  Учебный процесс и нравственное воспитание тесно взаимосвязан друг с другом. В настоящее время, когда в школе объем содержания образования увеличился, в нравственном воспитании неизменно возрастает роль учебного процесса.

С содержательной стороной нравственных представлений младшие школьники знакомятся посредством научных знаний, которые получают в процессе изучения различных учебных предметов. Нравственные знания стоят по значимости в одном ряду со знаниями по конкретным учебным предметам. Моральный облик формируется в ходе разносторонней деятельности младших школьников (учебе, играх), в различных отношениях, в которые они вступают со сверстниками в каких-либо ситуациях, с детьми младше себя и с взрослыми. Но в то же время, нравственное воспитание, являясь целенаправленным процессом, определяет систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Учебная деятельность, являясь ведущей в младшем школьном возрасте, предполагает обеспечение усвоения знаний в той или иной системе, а также открывает возможности учащимся для овладения приемами, способами решения всевозможных нравственных и умственных задач.

  Правильно организовать деятельность ребенка – одна из задач воспитания. В ней формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что влияет на усвоение нравственных норм. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.    

Номенклатуру нравственных понятий, подходящих для усвоения младшими школьниками, я взяла из работы О. В. Набок. Она была выделена на основе классификации ценностей С. И. Маслова и базе национальных ценностей, изложенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и выглядит следующим образом:

 1) чувства: долг, уважение, благодарность, справедливость;

 2) качества: щедрость, доброта, верность, честность, милосердие;

3) отношения: сочувствие, любовь, дружба.

Дети овладевают понятиями в ходе обучения.  

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

- личностным;

- метапредметным;

- предметным.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению, должны отражать: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;  

 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности обучающихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

 В процессе освоения предмета у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.    

 Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача выполняется в процессе изучения литературы в школе.

Первым этапом данного процесса является курс литературного чтения в начальных классах.   Этот курс построен с учетом возрастных особенностей младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к   восприятию определённого материала.

 Художественная литература – одно из важнейших средств формирования нравственных представлений. Она расширяет жизненный опыт младших школьников, создает для них духовно-эмоциональную среду, где нравственные переживания обогащают и способствует духовному развитию личности обучающихся. Дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны поэтому читая произведения художественной литературы, они могут войти в образ сказочного героя и пережить события, которые с ним происходили. Также свойственно этому школьному возрасту подражать героям книг, которые вызвали у них наибольшую симпатию. На уроках литературного чтения развитие нравственных представлений реализуется через переживания, в результате чего пробуждаются такие чувства как ответственность, справедливость, долг, честность, отзывчивость, свобода, патриотизм, вера, традиции, надежда, любовь, гражданственность, свобода и другие.

Программа «Литературное чтение», авторов Л. Ф. Климовой, М. В. Головановой, В. Г. Горецкий УМК «Школа России» является неотъемлемой частью нравственного развития младших школьников. Учебно-методический комплекс для начальных классов «Школа России» стремится повысить уровень нравственного развития. Для авторов учебных пособий и учебников это является основной целью. Учитель воспитывает у детей любовь к своему языку, Отечеству, народу, уважительное отношение к людям, чужому мнению, духовным ценностям, опираясь на произведения из учебника по литературному чтению. Авторами М. В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л. Ф. Климановой учебников по литературному чтению был умело подобран ряд произведений известных писателей, поэтов, таких как М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. И. Куприн, Н. А. Некрасов, В. Ф. Одоевский и другие. С помощью этих произведений можно формировать нравственные представления.   Наличие/отсутствие представлений о нравственном феномене «доброта», «отзывчивость», «ответственность» и «справедливость».

Задание к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

 В народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (с. 22-26) осуждается обман, жестокость, хитрость (образ ведьмы), непослушание (Иванушка не послушался сестры и попал в беду). И одобряется трудолюбие (Аленушка идет далеко от дома на работу), порядочность и доброта (Алёнушка ласково общается с братом, после случившейся беды не бросила брата, а привела его в дом, где продолжила заботиться и любить его). Интереснее говорить о главном герое, представляя, как он выглядит. Но в сказке нет описания Алёнушки. Детям предлагается пофантазировать и представить её образ. Пользуясь вопросом № 7 на с. 27 учебника, детям предлагается выбрать варианты ответов какая была Алёнушка в сказке (предложенные автором учебника) и рассказать в чём проявляется такое качество, как доброта у главной героини. Привести пример какие герои олицетворяют в сказке добро и зло (Алёнушка и ведьма). После ответа обучающиеся рисуют в паре двух действующих персонажей, глядя на которых можно сразу определить, кто из них добрый герой, кто злой

 Задание к рассказу «Детство» Л. Толстого 

В отрывке «Детство» Л. Толстого (с. 150-151) описывается доброта через нежную любовь и уважение братьев, пронесенную автором сквозь года. Обучающимся предлагается проанализировать значение детских воспоминаний писателя. Однако, это задание требует дополнения со стороны учителя. Одним из интересных вопросов может быть: «Почему Николенька назвал братство именно «муравейным»?» Класс делим на 2 группы. Одна группа отвечает на вопрос: «Почему в семье писателя дети друг друга называли ласковыми именами?» (Николенька, Митенька, Машенька). Вторая группа рассуждает о том, почему к старшему брату дети обращались на «вы»? После озвучивания своих ответов, младшие школьники делают вывод, что доброта живет в семье автора через нежную любовь и уважение братьев друг к другу.  

Задания к рассказам «Акула» и «Прыжок» Л. Толстого

 В рассказах Л. Толстого «Акула» и «Прыжок» (с.152-159) показано поведение людей в критических ситуациях. Описываемые поступки приводят к благополучному решению ситуаций, хотя, на первый взгляд, они несут угрозу (артиллерист мог попасть не в акулу, а в мальчиков, капитан пригрозил сыну выстрелом). Задания после текстов призваны донести до обучающихся, что шалость, беспечность могут довести до беды. Герои двух рассказов Л. Толстого (артиллерист и капитан) принимают быстрое решение в экстренных ситуациях, взяв ответственность за жизнь детей на себя, не отдавая отчёт за исход своих действий. После прочтения рассказа «Акула» детям предлагается ответить на ряд вопросов о старом артиллеристе, пользуясь заданием № 4 на с.155 учебника. Обучающимся предлагается описать состояние артиллериста во время произошедшего случая на корабле от начала и до конца. Также дети могут высказать свои эмоции при знакомстве отрывка, где описывается этот случай.  

 Задание к поэме «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасов 

В поэме Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (с.170-172) основной идеей является любовь ко всему живому, что окружает тебя, доброта и бескорыстие, осуждается бессмысленная жестокость по отношению к животным. Однако в учебнике совершенно отсутствуют задания данной линии, что требует от учителя дополнительных заданий. Дед Мазай любит все живое. Этого героя можно назвать гуманистом, хорошим хозяином и добрым охотником, у которого есть честь и доброе сердце. Он не может позволить пользоваться бедой, пришедшей к зверькам. Класс делим на 3 группы. Каждой группе дается задание. Первая группа отвечает на вопросы: «С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ?», «О чём он переживает?» (о том, что дичь ловят сетями, силками давят). Вторая группа рассуждает о том, какие человеческие пороки описываются в начале поэмы? Третья группа готовит ответ на вопрос: «Как ласково называл Дед Мазай зайцев?» (бедные зверьки, зайцы мои, зайчики и т.д.). Проанализировав ответы школьников, учитель проводит игру «Алфавит» для развития нравственного феномена «доброта». По очереди младшие школьники вытягивают по одной карточке с буквой. Обучающиеся должны назвать нравственное представление начинающееся на эту букву, которое присуще главному герою произведения. Тем самым, школьники для себя ответят на вопрос: «Какими нравственными представлениями обладал Мазай?» Обучающиеся называют множество нравственных представлений, которые положительно характеризуют главного персонажа.  

 Подводя итог, можно прийти к главному выводу о том, что использование комплекса заданий на уроках литературного чтения оказывает эффективное воздействие на развитие нравственных представлений у младших школьников. Так же было доказано, что воздействуя на компоненты нравственных представлений на уроках литературного чтения можно добиться самых лучших результатов в совершенствовании этих качеств. Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что уроки литературного чтения могут стать важной направляющей в развитии нравственности, при условии целенаправленного, грамотного и планомерного их использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения...

Нравственное воспитание на уроках литературного чтения

Статья о нравственном воспитании на уроках литературного чтения с примерами...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения 2 класс

Организованная работа внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно: развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить вос...