Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Литературное чтение" 4 класс Лазарева В.А. по ФГОС
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Чунина Элеонора Гивиевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению (система Л.В.Занкова, автор программы Лазарева В.А.) составлено в соответствии ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                    «Средняя общеобразовательная школа № 14»

Утверждаю:                                                                                         Рассмотрено:

Директор школы                                                                                 на заседании ШМО

_________Артемова Н.С.                                                                   учителей начальных                                                                                            

Приказ № _____ от _________                                                          классов

                                                                                                              Протокол № ______

                                                                                                              от ________________

                                                                                                              руководитель ШМО                                                                                                                                                  

                                                                                                               Чунина Э.Г. _______

                                        Рабочая программа

                              по учебному предмету «Литературное чтение»

                                  УМК «Система Л. В. Занкова» 4 класс

                     (4 часа  в неделю, 34 учебных недели, за год 136 часов)

Рабочая программа разработана

 учителем начальных классов

_____________________________

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (М.: «Просвещение, 2011г.), авторской программы  курса «Литературное чтение»  В.А. Лазаревой  (Сборник программ для начальной школы «Система Л. В. Занкова». – Самара: Издательство «Учебная Литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012,-224с.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г. и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

В ходе реализации рабочей программы решаются задачи, сформулированные в пояснительной записке к курсу «Литературное чтение»  

В. А. Лазаревой:

  • формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов, и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;
  • ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умение извлекать из текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;
  • развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
  • формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.

Курс «Литературное чтение» пропедевтический. Принцип построения программы - концентрический. Литературная «вертикаль» проявляется в том, что творчество великих русских писателей и поэтов изучается по программе на протяжении всех лет обучения в школе.

Четвертый год обучения выстроен на основе родо-жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через расширение и углубление представлений учащихся о жанрах: рассказ, сказка, былина, басня, притча, сказ.

Продолжается и усложняется работа по анализу разных видов текста. Ученики-читатели учатся находить в произведении элементы сюжета, овладевают кратким пересказом произведения и пересказом текста с его творческой обработкой. В процессе работы над лирикой учащиеся наблюдают за способами выражения чувств автора и учатся передавать в своем выразительном чтении развитие чувства и сложное переживание и соотносить зрительный образ с чувственным, образ-переживание - с идеей произведения.

Более глубокое освоение жанра сказки и развитие навыков анализа подобных текстов у учащихся происходит при сравнении похожих по тематике народной и авторской сказок, русских народных сказок и сказок других народов. Авторская сказка представлена произведениями уже знакомых детям авторов и сказочников XX века: А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена. К.Г. Паустовского, Е.А. Шварца, А. Платонова.

Особенности рассказа учащиеся постигают в процессе чтения текстов современных детских писателей, осмысления более сложных понятий и способов изображения и анализа произведений этого жанра. Они сами учатся составлять системы образов, определять место и роль литературного героя в развитии сюжета, способов изображения развития характера героя и внутренней борьбы как основы эволюции героя, выявлять в тексте и осмысливать роли художественной детали и портрета.

Углубление в лирику идет через вхождение учеников-читателей в сложное лирическое переживание. Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах художественного вымысла; учащиеся знакомятся со «странными» героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора.

Обращенность текстов к возрасту, близкому читательскому, знакомые сюжетные коллизии, узнаваемые ситуации способствуют личностному восприятию учениками-читателями художественных произведений. Возможности возраста позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Углубляются через осмысление истоков и традиций представления детей о нравственности и душевных качествах народного героя: о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости.

Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал героизм при защите своей Родины, доброту и трудолюбие. Расширяются представления детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.

Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся и возможности возраста учеников-читателей, в 3 классе введена проектная деятельность «Музейные странички». Это долгосрочный социальный проект классного музея старинных вещей. Данная работа связана с изучаемым материалом, но выходит за рамки урока и школы, вовлекая семью ребенка в учебно-познавательный процесс, что создает дополнительный воспитательный эффект. Кроме того, это способ перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный уровень дела, поступка.

Учебный материал четвертого года обучения позволяет продолжить и углубить осмысление учащимися важнейших нравственных проблем: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; истоки героического поступка; незаметная красота обыденного и др., - а также формировать через противопоставление такие нравственные понятия, как великодушие и душевная черствость, подлость и благородство, верность и предательство, отвага и трусость.

В этот период обучения у учащихся развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ на литературные темы. Они осваивают такие формы письменных работ как сочинение-рассуждение о нравственной проблеме, этюд (описание природы), сказка, сочиненная по элементам сюжета или «в заданном ключе», сочинение по картине, отзыв на книгу, пробуют сочинять былину, миф и рассказ по образцу и с «опорами».

В итоге третьего года обучения учащиеся получают представление о басне, былине, сказе, мифе, сюжете, пейзаже, эпитете.

Увеличивается норма заучивания стихотворений (15-20 строк), вводятся прозаические отрывки для заучивания.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений

В соответствии с Образовательной программой школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.

  1. Общая характеристика предмета, курса

Приоритетной целью обучения литературному чтению в данной программе является формирование у детей читательской компетентности, любви к чтению, желания становиться грамотным читателем, а также осознавание роли художественного чтения как способа самовоспитания, самотворения.

Главной же целью, сверхзадачей курса является нравственное воспитание детей, формирование у них нравственных понятий, чувств и личностных качеств.

На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения самого сложного для восприятия - художественного текста. Дети читают вслух и про себя, развивая технические навыки и совершенствуя качества чтения, не только такие, как осознанность и самостоятельность, но и выразительность. Именно на уроках литературного чтения появляется возможность работать над выразительным чтением. Поскольку дети читают художественные тексты, они должны научиться не только извлекать эмоционально-образную информацию, но и передавать ее другим людям в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. Кроме того, очень важно научить ребенка искать необходимую ему информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.

Литературоведческая пропедевтика предполагает в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы, основными литературоведческими понятиями и терминами и формирование у учеников-читателей навыков простейших видов анализа художественного текста. В начальной школе формируются представления учеников-читателей об образной природе художественного текста, закладывается фундамент целостного анализа произведения, формируется способность полноценно воспринимать художественный текст, уметь находить в тексте и работать с эмоционально-образной информацией. Поэтому основные умения, составляющие основу читательской компетентности, следующие:

  • умение увидеть картину, нарисованную автором;
  • умение эмоционально отозваться на прочитанный текст;
  • умение понять авторскую мысль.

 Кроме того, формируются эстетические ценности и вкус ребенка. Нравственно-эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное

произведение, они извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности. Это определяет практическую направленность курса литературного чтения: все, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе самостоятельной, усложняющейся читательской деятельности,

направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников.  

Одной из главных задач литературного чтения является развитие речи учащихся. Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи. Эти задачи решаются, прежде всего, с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещенного в учебниках. Содержание и формы работы со словом и словосочетаниями в этом разделе не только позволяют отрабатывать технику чтения учащихся, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории России.

Главные задачи развития речи ребенка на уроках литературного чтения - это перевод информации, извлекаемой из художественного текста учеником-читателем, на его язык и передача своих впечатлений другим людям. Особое значение придаётся организации учебного диалога. Чаще всего он превращается в полилог, в котором участвуют и ученик, и его товарищи, и учитель, да и автор произведения тоже, поскольку ученики-читатели должны не только понять авторскую позицию, но и «отнестись к ней»: согласиться или не согласиться, поспорить с автором, как и с другими участниками диалога и т.д. Этот вид учебной деятельности способствует развитию коммуникативных навыков, а в воспитательном плане - формированию такого важного человеческого качества, как толерантность. Основные направления в работе над развитием речи учащихся следующие:

  • расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;
  • формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;
  • создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;
  • развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;
  • развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии.

Развитие способности к рефлексии, специально организованная деятельность по оценке своего труда, самооценка, универсальные регулятивные учебные действия необходимы ребенку не только в учебной деятельности, но и в жизни как важнейшее личностное качество. Поэтому на уроках и

в наших учебных книгах, в методическом аппарате учебников предусмотрены не только саморедактирование, но и начальные задания, предполагающие наблюдение ученика-читателя за своими душевными движениями, их причинами и собственными усилиями ума, а также их анализ. Так запускается механизм самоанализа.

Основу и логику процесса развития речи и творческих способностей детей составляет постепенное убирание «опор»: в речевой деятельности - движение от изложения к сочинению, в других видах творческих работ - от действий по образцу и алгоритму к созданию своего собственного текста, от подражания - к творчеству. Опыт творческой деятельности учащиеся получают в разных сферах: читательской, речевой, собственно художественной (рисование), драматической (чтение по ролям, инсценирование) и др. Значение творчества в жизни детей трудно недооценить, оно развивает, формирует ученика как личность, а в литературном творчестве, особенно драматическом, позволяет перевоплотиться, примерить на себя чужую роль, а значит - понять другого человека. Это очень важно для нравственного воспитания и для жизни ребенка.  

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Предмет литературное чтение входит в предметную область ФИЛОЛОГИЯ.

Количество учебных часов за 4 учебных года (в соответствии с учебным планом) – 544 часа

Программа рассчитана на 136 часов в год (34 недели, 4 часа в неделю).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В настоящее время одной из самых главных задач изучения предмета «Литературное чтение» в школе является духовно-нравственное воспитание учащихся. Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка. В число программных произведений вошли классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты народов России. Все произведения отобраны по двум основаниям: высокому уровню художественности и высоте и значимости их нравственного потенциала.

Главным условием решения задач нравственного развития и начального литературного образования младших школьников является совершенствование форм и методов организации ценностно-ориентированной деятельности учащихся в процессе самостоятельного анализа художественных произведений на уроках литературного чтения. Огромную роль в осуществлении этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов осмысления нравственных ценностей и сопереживания, поскольку как в постижении художественного текста, так и в деле нравственного развития учащихся особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.

Важнейшим психическим механизмом формирования нравственных понятий и убеждений является оценка, в данном предмете - нравственная оценка действий героев произведения. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями литературного героя, а по сути - своего народа и всего человечества, воплощенными в произведении его автором. В конечном итоге он сможет воспринять «чужое» или даже чуждое ему как свое, личное, получит представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые станут для него примером, даже идеалом. Тем более что следование ребенка примеру уважаемых им взрослых или полюбившемуся литературному герою – важнейший метод нравственного воспитания.

Читая и анализируя произведение в процессе педагогически верно организованных обсуждений и споров, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, о возможностях человека и его месте в мире; осмысливает нравственные образцы и «примеривает» их на себя. В учебниках в конце каждой главы или объемного, важного для детей текста даются вопросы для обобщения учеником-читателем проблемы главы. Они помогут учителю в организации разговора в классе. Огромную роль в этих разговорах играет ценностно-смысловая учебная коммуникация, организованная учителем на уроке. Коллективное обсуждение нравственных проблем, участие в диалоге, иногда и споре позволяет развивать коммуникативные умения учащихся, а кроме того, учит их системно мыслить, не только анализируя, но и синтезируя, обобщая, делая собственные выводы из конкретных фактов.

Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению, авторы выстроили систему нравственного воспитания, прежде всего, с опорой на интеллектуальные, волевые, эмоциональные, психические сферы личности учащихся, активизируя в процессе учебной деятельности их творческие задатки и работу воображения. Все это реализуется на уроках литературного чтения в русле развития и углубления нравственных представлений учащихся через осмысление и эмоциональное принятие ими основных нравственных качеств человека,

характеризующих его отношение к гражданским ценностям, к Родине, ее культуре, народу, природе и традициям; к добру и злу; к другим людям и к себе; стремление человека к добру и справедливости. Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.

Педагогически этот процесс развивается в логике «от слова к делу»:

1. Первоначальные представления о нравственной норме.

2. Осмысление ее.

3. Эмоциональное принятие.

4. Воплощение в слове (вербальный уровень).

5. Воплощение в поступке (социальный уровень).

Освоение последнего уровня невозможно только в рамках урока, когда ученики сидят за партами. Отсюда - необходимость выхода во внеклассную и даже внешкольную деятельность. На этом уровне самой продуктивной в деле воспитания и нравственного развития ребенка является организация проектной деятельности. Поэтому в учебники для 3 и 4 классов  заложены четыре долгосрочных социальных проекта, особую воспитательную ценность которым придает вовлечение в работу над ними родителей, и особенно бабушек и дедушек, чтобы не «порвалась связь времен».

Особая ценность предмета заключается в том, что все эти уровни, начиная с самого первого, ученик-читатель проходит самостоятельно. Даже нравственные ценности ребенок извлекает из текста при его анализе, а не получает от учителя. Поэтому вторая важнейшая сторона работы учителя - обучение ребенка анализу текста.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-мотивация к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интерес к содержанию художественных произведений;

-эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм;

-начальные представления о нравственных понятиях: патриотизм, героизм и защита Родины, отвага и смелость, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость;

-представления о защите Родины как долге гражданина;

-интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений;

-умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

интереса к чтению как особому способу изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев;

-ответственности за родных и близких, за свое дело, понятия о деятельной любви, сердечности и совестливости, смелости, коллективизме;

-чувства сопричастности своему народу, принятия его культурных традиций, представления о сметливости, талантливости и щедрости русского человека; оптимизме и нравственном здоровье народа;

-первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений;

-адекватного пониманияпричин успешности в учебной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

-пересказывать текст по плану;

-выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения;

-определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;

-самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

-пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;

-участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;

-ориентироваться   в   словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;

-

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;

-создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;

-понимать структуру построения рассуждения.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-соотносить внешнюю оценку и самооценку.

-принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи;

-принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника;

-произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

Обучающийся получит возможность научиться:

-принимать решения относительно ответов на вопросы, помеченные значком «трудный вопрос или задание»;

-адекватно оценивать действия окружающих и свои действия.

-осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;

-корректировать свои действия с учетом поставленных задач;

-работать с учебником, Хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

-проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;

-выполнять самостоятельную работу в тетради по литературному чтению;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих;

-участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях;

-проявлять интерес к общению и групповой работе;

-проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;

-использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления;

-выражать свои мысли в устной и письменной речи

Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;

-уважать мнение собеседников;

-принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;

-проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;

-контролировать свои действия в коллективной работе;

-оценивать   групповую  работу и результаты коллективной деятельности.

6.  Содержание учебного предмета, курса.

4 класс (136 часов)

Четвертый год обучения является заключительным в начальном образовании детей. Задачи завершения начального периода литературного образования ребенка определяют содержательный аспект курса «Литературное чтение» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. Ученики-читатели в этот последний год обучения в начальной школе по уровню своих знаний и читательских умений способны освоить основы комплексного анализа художественного произведения.

Для изучения выбраны сложные произведения достаточно большого объема, например, рассказ «Бедный принц» А.И. Куприна, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Сказка о царе Салтане... » А.С. Пушкина, «Путешественники не плачут» В.П. Крапивина и др. Расширяется круг чтения детей через введение в программу произведений зарубежной литературы: стихов, сказок О. Уайльда, Я. Экхольма, дети знакомятся с произведениями современной детской литературы, фантастики. Лирика представлена произведениями поэтов-классиков и ведущих современных поэтов, пишущих не только для взрослых, но и для детей.

В 4 классе в основу программ и сюжета учебников заложен проблемно-тематический принцип, который определяет логику построения курса литературного чтения этого года. Литературный материал четвертого года обучения структурирован по ведущим нравственным проблемам, осмысление которых началось в прошлые годы. Но уровень постановки проблемы, неоднозначность решения соответствуют возросшим интеллектуальным и психологическим возможностям учеников, которые уже являются младшими подростками, и приобретенному ими жизненному опыту.

Мы отбирали для изучения в этом учебном году произведения, важные для учеников и актуальные по проблемам, с которыми детям приходится сталкиваться в наше время. Таким сегодня, на наш взгляд, является рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Изображая события войны с горцами, ситуацию плена русских офицеров, примеры стойкости и мужества одного и духовную слабость другого героя, разбираясь в их причинах, Толстой показывает основы и истоки толерантности, о необходимости формирования которой так много говорят сегодня. Поэтому его так серьезно и вдумчиво читают и обсуждают сегодняшние мальчишки. Читая произведения такого уровня, учащиеся разбираются в сложных взаимоотношениях людей, осознают возможность существования в жизни человека горя и страданий, подлости и предательства, думают о путях преодоления несчастий и бед и человеческой слабости.

В 4 классе обобщаются ведущие нравственные понятия всего курса: семья, родные (мать, отец, сын, дочь). Учащиеся также выходят на новый уровень понимания и обобщения благодаря таким понятиям, как Родина, народ, гражданин. Последние главы учебника посвящены отечественным войнам нашего народа и Родине («Россия, Родина моя»). Программа в ее литературоведческом аспекте выстроена так, чтобы нравственные проблемы анализировались глубоко и объемно: подробно и основательно - на уровне возможностей эпического текста, а затем эмоционально-оценочно - с использованием возможностей лирики. Так идет процесс осмысления и эмоционального принятия, а в конечном счете личностного освоения и присвоения нравственных ценностей и таких понятий, как патриотизм, героизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание человека.

Литературный материал и отобранные для чтения тексты позволяют завершить работу по основным линиям и направлениям начального литературного образования. Так, в этом учебном году закрепляется представление учеников-читателей о произведении как системе образов, учащиеся самостоятельно составляют структурную схему и работают с ней как основой целостного анализа произведения. Прочитав произведение, ученики-читатели могут самостоятельно составить сюжетный план, характеристику героя, увидеть в тексте основные элементы стиха, выявить изобразительно-выразительные средства, определить ведущее настроение и прочитать лирический текст в соответствии с ним и т.д. Программные произведения этого года обучения позволяют заложить основы для формирования представлений детей о фантастике, философской притче, лироэпическом тексте, что явится основой изучения подобной литературы в дальнейшем в средней и старшей школе. В итоге четвертого года обучения учащиеся осваивают следующие литературоведческие понятия: олицетворение, пьеса, ирония, фантастика.

Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за четыре года обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок, стихов, рассказов, пишут этюды и эссе, могут поставить в конце года настоящий спектакль по серьезной театральной пьесе. Особенность этого завершающего начальное литературное образование года обучения в том, что, продолжая «Музейные странички», мы вводим работу с личным читательским дневником. Там учащиеся самостоятельно анализируют новые произведения, пишут аннотации и рецензии. Тексты с вопросами в помощь ученикам-читателям даны в Хрестоматии для 4 класса. Последний вид деятельности, связанный с основной работой на уроках, особенно характерен для завершающего этапа начального литературного образования школьников, поскольку позволяет формировать такое качество чтения, как самостоятельность.

В этом году дети уже осознанно, по собственному выбору, расширяя программу, заучивают наизусть 20 стихотворений и 2-3 прозаических художественных текста (отрывка).

Круг детского чтения

1.        В школе жизни 24ч

А.И. Куприн «Бедный принц»; А.П. Чехов «Ванька»; В.Д. Берестов «В двенадцать лет я стал вести дневник»; Н.А. Некрасов «Школьник»; В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М. Нагибин «Зимний дуб».

2.        «Мы в ответе...»29 ч

В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е. Григорьев «Витамин роста» (сти-хотворема); Д.Н. Мамин-Сибиряк «Прие¬мыш»; К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; Д.М. Шагиахметов «В синем лесу»; А.С. Пуш¬кин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Ле¬беди».

3.        «Сто фантазий»17 ч

Ю.П. Мориц «Сто фантазий», «Слониха, слоненок и слон»; К. Россетти «Есть у бу¬лавки головка»; Д.С. Самойлов «Сказка»,

«Белые стихи»; Т.М. Белозеров «Кладовая ветра»; В.Д. Берестов «Честное гусенич¬ное»; Ф.Д. Кривин «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок).

4.        Каждый выбирает по себя36 ч

В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Ю.Д. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»; А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»; А. Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н. Матвеева «Кораблик».

5.        «Россия, Родина моя» 14 ч

М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»;

Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А. Жуковский «Отчизне кубок сей, друзья...»; Е.А. Баратынский «Родина»; Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М. Рубцов «Звезда полей»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...».

В рубрике «Проверь себя»: А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; А.Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя»; А.К. Передре-ев «Качались ели.»; Ф.Д. Кривин «Подсолнух»; А.А. Блок «Ты помнишь? В нашей бухте сонной.»; Н.М. Языков «Пловец»; А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»; А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Н.М. Рубцов «Утро».

В    рубрике    «Музейная    страничка»:

Д.С. Самойлов «Вечером»; В.Ф. Боков «На Мамаевом кургане».

     Вариант тематического планирования

4 класс (136 часов)

 Глава 1. В школе жизни 24 ч

Знакомство с новым учебником 1 ч

Изучение рассказа А.И. Куприна «Бедный принц». Жизнь мальчика дворянской семьи XIX века.

Сопоставление образа с литературным портретом 6 ч

Изображение жизни и внутреннего мира бедного мальчика, героя рассказа А.П. Чехова «Ванька» 3ч

 Читательский дневник.

Внеклассное чтение.

Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка»*   1 ч

Осмысление нравственных ценностей

русского народа.

Работа над стихотворением

Н.А. Некрасова «Школьник»        1 ч

Уроки деятельной доброты.

Анализ рассказа В.П. Астафьева

«Бабушка с малиной»        4 ч

«Учителя» и «ученики» в школе,

жизни. Работа над рассказом

Ю.М. Нагибина «Зимний дуб»        5 ч

Работа над «Музейной страничкой» 2 ч

Контрольная работа        1 ч

Глава 2. «Мы в ответе...»        29 ч

Что значит «быть Человеком?»        3 ч

Легко ли быть Человеком? Анализ рассказа

Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»      3 ч

Читательский дневник. Внеклассное чтение.

Сказка Г.-Х. Андерсена «Ромашка»        1 ч

Урок-диспут: Что есть доброта?

Это проявление силы или слабости?       1 ч

Изучение рассказа «Заячьи лапы».

Нравственные ценности русского

народа и их утверждение в произведениях

К.Г. Паустовского. Особенности

композиции рассказа        5 ч

Читательский дневник.

Работа над сказкой К.Г. Паустовского

«Растрепанный воробей»        2 ч

Изучение «Сказки о царе Салтане... »

А.С. Пушкина        12 ч

Читательский дневник.

Внеклассное чтение. Сказка

О. Уайльда «Мальчик-звезда».

Н.И. Дубов «Беглец»        1 ч

Контрольная работа        1 ч

Глава 3. Сто фантазий        17 ч

Фантазия, фантастика,

фантастический образ в литературе        7 ч

Разные способы изображения

действительности в литературе        4 ч

Фантастическое изображение

обычных человеческих проблем        5 ч

Контрольная работа        1 ч

Глава 4. Каждый выбирает по себе      36 ч

Нравственный выбор -

нравственный поступок.

Изучение рассказа В.П. Крапивина

«Путешественники не плачут»        6 ч

Читательский дневник.

Внеклассное чтение. Рассказ

В.Ю. Драгунского «На Садовой

большое движение»        2 ч

Изучение рассказа Л.Н. Толстого

«Кавказский пленник».

Толстой о человечности        11 ч

Уроки истории. Изучение стихотворения

Лермонтова «Бородино»        4 ч

«Война - страшнее нету слова...».

Работа над стихотворениями

Б.Ш. Окуджавы, Ю.Д. Левитанского и др.

Сопоставление с картиной

К.А. Васильева        6 ч

 Читательский дневник. Внеклассное чтение.

Работа над рассказом В.В. Конецкого

«Петька, Джек и мальчишки»        1 ч

Великий труд человека

по самостроению, самовоспитанию.

Изучение сказки А.П. Платонова

«Неизвестный цветок»        5 ч

Контрольная работа        1 ч

Глава 5. Россия, Родина моя        14 ч

С чего начинается Родина?

Стихотворения М.Л. Матусовского,

К.Н. Симонова        2 ч

Образ Русской земли и русского народа в русской литературе

Х1Х и ХХ вв. «Все мы люди разные,

а Родина одна...»        4 ч

Изучение стихов Н.А. Некрасова,

Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского,

Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова и др.,

рассказов Ю.И. Коваля из книги

«Чистый Дор»        4 ч

Читательский дневник.

А.П. Платонов «Любовь к Родине,

или Путешествие воробья»        1 ч

Контрольная работа        1 ч

Проблемно-обобщающее

итоговое занятие        2 ч

Резерв (внеклассное чтение)        16 ч

 

 

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

-воспринимать чтение как источник познавательного   и   эстетического опыта;

-читать художественные, научно-популярные и справочные тексты со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

-выразительно читать вслух доступные произведения;

-пересказывать кратко текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

-соотносить главную мысль и название произведения;

-ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

-понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

-узнавать пройденные литературные произведения и их авторов;

-находить портрет и пейзаж в литературном произведении;

-видеть особенности юмористических текстов;

-соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал;

-самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать возможности литературы передавать сложное настроение, развитие чувства;

-находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

-определять роль портрета и пейзажа в произведениях;

-находить в юмористических текстах прием неожиданности в создании комического;

-понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, -справедливости, добре и зле;

-создавать свои небольшие художественные тексты.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:

-ориентироваться в содержании книги по  заголовку,  оглавлению, по выделенным в тексте словам и иллюстрациям;

-определять содержание книги по ее обложке;

-самостоятельно находить книги определенной тематики;

-выбирать книги для самостоятельного чтения, в т.ч. с помощью рекомендаций, данных в учебнике;

-работать со словарями (вне учебника), в т.ч. со словарем иностранных слов;

-оформлять сочинения и сказки в виде книги.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать назначение обложки, содержания и других элементов книги;

-сравнивать разные издания одного и того же произведения, в том числе иллюстрации;

-иметь представление об элементах книги (разделах, главах и т.д.);

-составлять сборники сочинений, стихотворений, пословиц и оформлять его иллюстрациями или фотографиями;

-находить аннотацию к книге;

-коллективно работать над составлением книги-сборника, в распределении отдельных произведений по разделам, в составлении содержания, -написании предисловия, послесловия, оформлении обложки;

-находить рекомендуемые статьи в детской периодике.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

-сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические;

-различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;

-понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет;

-находить признаки литературных сказок, определять позицию автора сказки;

-выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных, бытовых сказках; в былинах и мифах разных  народов;

-эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;

-понимать диалогическую и драматическую природу басни, находить мораль и самостоятельно выводить ее как главную мысль басни;

-понимать возможность эволюции характера   героя   литературного произведения;

-понимать функции многозначности поэтического слова.

Творческая деятельность

Обучающийся научится:

-пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;

-находить в сказках способы создания характера героя;

-читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;

-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

Обучающийся получит возможность научиться:

-менять темп и способ чтения в зависимости от задач;

-передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной автором;

-читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;

-сочинять небольшие тексты, используя предусмотренные программой средства создания произведений небольших жанров.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методический комплект

Составляющие УМК

Название

Автор

Год издания

Издательство

Учебник

Литературное чтение

В.А. Лазарева

20__

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 20__

Рабочая тетрадь (на печатной основе)

Тетрадь для контрольных работ (на печатной основе)

Другое

Хрестоматия по литературному чтению

В.А. Лазарева

20__

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 20__

Методические рекомендации к учебнику

«Литературное чтение».4 класс.

В.А. Лазарева

Издательство

«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Технология анализа художественного текста

на уроках литературного чтения в начальной школе.

В.А. Лазарева

Издательский дом «ОНИКС 21 век».

Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 4 класса.

Вороговская А.И.

Издательство

«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Технические средства обучения.

1. Телевизор.

2. Магнитофон.

3. Персональный компьютер.

5. Мультимедийный проектор.

6. Интерактивная доска.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru

3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа: http://zankov.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

Электронно-цифровые комплекты и информационно-коммуникационные средства обучения и воспитания

Наглядные пособия, натуральные объекты и модели

Интерактивное учебное пособие по литературному чтению 1 класс

Интерактивное учебное пособие по литературному чтению 2 класс

Интерактивное учебное пособие по литературному чтению 3 класс

Интерактивное учебное пособие по литературному чтению 4 класс

Комплект таблиц по литературному чтению + дидактические раздаточные карточки 1 класс

Комплект таблиц по литературномучтению+ дидактические раздаточные карточки 2 класс

Комплект таблиц по литературномучтению+ дидактические раздаточные карточки 3 класс

Комплект таблиц по литературному чтению + дидактические раздаточные карточки 4 класс

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Портреты поэтов и писателей

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»

Утверждаю:                                                                                                                                           Рассмотрено:

Директор школы                                                                                                                                 на заседании ШМО

_________Артемова Н.С.                                                                                                                   учителей начальных классов

Приказ № _____ от _________                                                                                                        протокол № __                                                                                                                  

                                                                                                                                                                 от _________________

                                                                                                                                                                 руководитель ШМО                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                 Чунина Э.Г _______

Календарно-тематическое планирование

 учебного предмета «Литературное чтение»

УМК «Система Л.В.Занкова»   4 класс

(4 часа в неделю, 34 учебные недели, за год 136 часов)

Рабочая программа разработана

учителем начальных классов

____________________________

Пояснительная записка к поурочному планированию

Программа 4 класса разработана в соответствии с Федеральным  Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения Л.В.Занкова.

Автор программы: В.А.Лазарева

Год издания:2012.Издательский дом «Федоров»,издательство: «Учебная литература»

Количество учебных часов для выполнения:

•        плановых контрольных работ: 4

Учебно-методический комплект (далее – УМК):

Составляющие УМК

Название

Автор

Год издания

Издательство

Учебник

Литературное чтение в двух книгах

В.А. Лазарева

20__

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2012

Рабочая тетрадь (на печатной основе)

Тетрадь для контрольных работ (на печатной основе)

Другое

Хрестоматия по литературному чтению

В.А. Лазарева

20__

Издательский дом « Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 20__

Методические рекомендации к учебнику

«Литературное чтение». 4 класс.

В.А. Лазарева

Издательство

«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Технология анализа художественного текста

на уроках литературного чтения в начальной школе.

В.А. Лазарева

Издательский дом «ОНИКС 21 век».

Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 4 класса.

Вороговская А.И.

Издательство

«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

*ОНЗ-Урок «открытия» новых знаний

ОУР-Уроки отработки умений и рефлексии

ПСЗ-Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)

РК-Уроки развивающего контроля

ИТ-Урок-исследование (урок творчества)

№ урока

Дата

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

в теме

Вид урока

(форма проведения урока)

Вид контроля

Оборудование

ИКТ-поддержка

Домашнее задание

Использование интернет-ресурсов, собственных ЦОР, медиаресурсов и др.

Используемое оборудование (комп., оргтехника, электронное оборудование)

план

фактически

1

Глава 1. В школе жизни 24 ч

 Знакомство с новым учебником .  

1

ОНЗ

Текущий

2

Изучение рассказа А.И. Куприна «Бедный принц».

1

ОНЗ

Текущий

3

Работа по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».

1

ИТ

Текущий

Копия картины

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

4

Жизнь мальчика из дворянской семьи ХV. открытие «другой жизни».

1

ОНЗ

Текущий

5

Работа с произведением АИ. Куприна «Бедный принц».  

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

6

Творческая работа. Сочинение одноимённой сказки.

1

ИТ

7

Глава 1. В школе жизни 24 ч

Знакомство с особенностями портретной живописи в соответствии с литературным портретом (В.А. Серов «Портрет Мики Морозова»)  

1

Копия картины

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

8

Изображение жизни и внутреннего мира героя рассказа А.П. Чехова «Ванька».

1

ОНЗ

Текущий

9

Язык текста в рассказе А.П Чехова «Ванька».

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

10

Художественные средства для изображения зимнего пейзажа.в рассказе А.П.Чехова «Ванька».

1

ПСЗ

Текущий

11

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК А.П. Гайдар «ГОЛУБАЯ ЧАШКА».

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

12

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК А.П. Гайдар «ГОЛУБАЯ ЧАШКА».

1

ОНЗ

Текущий

13

Глава 1. В школе жизни 24 ч

Осмысление нравственных ценностей русского народа. Работа над стихотворением Н.А. Некрасова «Школьник»

1

ОНЗ

Текущий

14

Урок деятельной доброты. Анализ рассказа В.П.   Астафьева «Бабушка с малиной»

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

15

Образ бабушки в рассказе В.П.Астафьева «Бабушка с малиной».

1

ОНЗ

Текущий

16

«Учитель» и «ученики» в школе жизни. Работа над рассказом Ю.М. Нагибина «Зимний дуб».

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

17

Сюжетный план рассказа Ю.М.Нагибина «Зимний дуб».

1

ОНЗ

Текущий

18

Пейзажные зарисовки в рассказе Ю.М.Нагибина «Зимний дуб».

1

ИТ

Текущий

19

Глава 1. В школе жизни 24 ч

Образ главного героя в рассказе Ю.М.Нагибина «Зимний дуб».

1

ОНЗ

Текущий

20-21

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК  Э.Н. Успенский «25 профессий Маши Филипенко».

2

ОНЗ

Текущий

22

Музейная страничка. Д.С.Самойлов «Вечер».

1

ОНЗ

Текущий

23

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

1

УРК

тематическ

24

Глава 2. Мы в ответе…

39ч

Глава 2. Мы в ответе…

39ч

Что значит быть человеком? В.А. Сухомлинский «Обыкновенный

человек»

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

25

Юмор в стихотворении О.Е. Григорьева «Витамин роста».

1

ОНЗ

Текущий

26

Главные человеческие качества героев стихотворения О.Е. Григорьева «Витамин роста».

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

27-28

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК  Сравнение поступков героев в сказке А Погорельского «Черная курица,или Подземные жители» и в стихотворении  О.Е. Григорьева «Витамин роста».

2

ОНЗ

Текущий

29

Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

ОНЗ

Текущий

30

 Образ дедушки Тараса.

1

ОНЗ

Текущий

31

 Анализ произведения. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

1

УОР

Текущий

32

 Работа с картиной И.Н.Крамского «Мина Моисеев».Характер героя.

1

ОНЗ

Текущий

Копия картины

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

33

Урок-диспут «Что есть доброта? Это проявление силы или слабости »

1

ИТ

Текущий

34-35

Глава 2. Мы в ответе…

39ч

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК  Г.X. Андерсен «Ромашка»

2

ОНЗ

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

36-37

Нравственные ценности русского народа и их утверждение в

произведениях К.Г. Паустовского «Заичьи лапы».

2

ОНЗ

Текущий

38

Последовательность событий в рассказе К.Г. Паустовского «Заичьн лапы».

1

ОНЗ

Текущий

39

 Художественные средства для изображения пейзажей  в рассказе  К.Г. Паустовского «Заичьн лапы».

1

ОНЗ

Текущий

40

 Характеры героев  в рассказе  К.Г. Паустовского «Заичьн лапы».

1

УОР

Текущий

41-43

.  К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

3

ОНЗ

Текущий

44

Глава 2. Мы в ответе…

39ч

Творческая работа .Сочинение на тему «Благодарная природа».

1

ИТ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

45-56

Нравственные уроки «Сказки  о царе Салтане...» А.С. Пушкина      

12

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

57-58

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК О. Уайльд «Мальчик - звезда».

2

ОНЗ

Текущий

59-60

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК Н.И. Дубов «Беглец» .

2

ОНЗ

Текущий

61

Работа с картиной М.А.Врубеля «Царевна Лебедь».

1

ИТ

Текущий

Копия картины

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

62

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

1

УРК

Тематич

63

Глава 3. Сто фантазий 19 ч

 Зачем человек  фантазирует. ЮЛ. Мориц «Сто  фантазий».

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

64

Мир мечты и фантазии. Ю.П. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».

1

ОНЗ

Текущий

65

Секрет стихотворения К. Россети «Есть у булавки головка».

1

ОНЗ

Текущий

66

Словесные иллюстрации к стихотворениям  Д.С. Самойлова «Сказка» и «Белые стихи».

1

ОНЗ

Текущий

67

Творческая работа. Сочинение на тему «Утро в деревне».

1

ИТ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

68

Работа по картине К.Н. Брюллова «Всадница».  

1

ОНЗ

Текущий

Копия картины

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

69-71

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ   ДНЕВНИК    Я. Ларри   «Нео6ыкновенные приключения Карика и Вали». Сравнение художественного текста и научного.

3

ОНЗ

УОР

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

72

Глава 3. Сто фантазий 19 ч

Юмор в сказке В.Д.Берестова «Честное гусеничное».

1

ОНЗ

Текущий

73-74

Разные способы   изображения действительности в литературе.

Работа над произведениями  Ф.Д- Кривина. «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле».

2

ОНЗ

Текущий

75

Творческая работа. Сочинение  «полусказки».

1

ИТ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

76-77

Фантастическое изображение обычных человеческих проблем.К.Булычев «Путешествие Алисы(отрывок).

2

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

78

Секрет создания фантастического образа. К.Булычев «Путешествие Алисы(отрывок).

1

ОНЗ

Текущий

79

Глава 3. Сто фантазий 19 ч

Творческая работа. Фантастический рассказ о далеком прошлом или будущем.

1

ИТ

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

80

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК  Л.А. Кассиль «Кондунт и Швамбрания»

1

ОНЗ

Текущий

81

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №З

1

УРК

Тематич

82

Глава 4. Каждый выбирает по себе.

36ч

Глава 4. Каждый выбирает по себе.

36ч

Нравственный выбор - нравственный поступок. В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»

1

ОНЗ

Текущий

83

 Составление плана рассказа.

1

ИТ

Текущий

84

Характер главного героя.

1

ОНЗ

Текущий

85

Душевные переживания героев.

1

ОНЗ

Текущий

86

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК В.Ю. Драгунский «На Садовой большое движение».

1

ОНЗ

Текущий

87

Творческая работа. Отзыв о прочитанном произведении.

1

ИТ

Текущий

88

Пейзаж М.Ю.Лермонтова «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби».

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

89-98

Толстой о человечности в русском человеке в рассказе «Кавказский пленник»

10

ОНЗ

Текущий

99

Творческая работа Сочинение по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский  пленник»

1

ИТ

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

100

Редактирование сочинения

1

УОР

Текущий

101

Обобщающий урок

1

ПСЗ

Текущий

102

 Уроки истории .М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

103

Картинный план стихотворения.

1

ОНЗ

Текущий

104

Представления людей о герое и героизме. Главная мысль стихотворения.

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

105-108

 Война—страшнее нету слова. Стихи о войне.

4

ОНЗ, ПСЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

109

Глава 4. Каждый выбирает по себе.

36ч

 Работа с картиной В.Е.Попкова «Шинель отца».

1

ИТ

Текущий

Копия картины

110

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК.  Паустовский «Похождение жука носорога», В.П. Конецкий «Петька, Джек и мальчишки».

1

ОНЗ

Текущий

111

Музейная страничка. «На Мамаевом кургане».

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

112-114

Великий   труд   человека   по   самотворению,   самосозиданию. А.П. Платонов «Неизвестный цветок».

3

ОНЗ

Текущий

115

Вечные вопросы в стихотворении Н.Н. Матвеевой «Кораблик».

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

116

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  № 4.

1

УРК

Тематич

117

Глава 5. Россия, Родина моя.

20ч

Глава 5. Россия, Родина моя

 М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»

1

ОНЗ

Текущий

118

К.М.Симонов «Ты помнишь,Алеша…»

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

119

Главная мысль стихотворения С.Я. Маршака «Ты много ли видел на свете берёз..,»

1

ОНЗ

Текущий

120

Творческая работа. Сочинение на тему «С чего насинается Родина?»

1

ИТ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

121-124

  Образ Русской земли и русского народа в произведении Ю.П. Коваля «Чистый Дор».

4

ОНЗ

Текущий

125-126

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК.  В.М. Песков «Просёлки».Сопоставление с рассказом Ю.И.Коваля.

2

ОНЗ

Текущий

127-128

 «Все мы люди разные, а Родина - одна…». Сопоставление образа Родины у поэтов XIX-XXвеков.

2

ОНЗ

Текущий

129

Некрасовские думы о Родине. Н.А.Некрасов «Саша».

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

130

Сопоставление изображения Родины в стихотв. Н.А.Некрасова, В.А.Жуковского и Е.А.Баратынского.

1

ОНЗ

Текущий

131

Д.Б.Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?»

1

ОНЗ

Текущий

Медиаресурсы

Компьютер, проектор

132

Эпитеты в стихотв. Н.М.Рубцова «Звезда полей во мгле заледенелой…»

1

ОНЗ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

133

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК. А.М. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

1

ОНЗ

Текущий

134

Творческая работа. Сочинение на тему «Мое слово о Родине».

1

ИТ

Текущий

Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор

135

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№5

1

УРК

Тематич

136

Итоговое занятие.

1

ПСЗ

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы на 2013-2014 уч.год 2 класс УМК "Планета Знаний"по ФГОС

Рабочие программы с пояснительными записками и развернутым тематическим планированием с УУД. Физкультура распланирована на 3 часа...

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Русский язык" автор Полякова А.В. по ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык" (система Л.В.Занкова) разработана в соответствии ФГОС НОО...

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Дмитриева Н.Я. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК Занкова Л.В., атор программы Дмитриев Н.Я.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...

Рабочая программа и планирование по учебному предмету "Математика" 4 класс УМК система Занкова, автор программы Аргинская И.И.. ФГОС

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 4 класс (УМК система Л.В.Занкова , автор программы Аргинская И.И.) разработаны в соответствии ФГОС НОО...

Рабочая программа / тематическое планирование по окружающему миру 3 класс, система Л.В.Занкова

Рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым  положением об общеобразовательном ...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рабочая программа "Я - пешеход и пассажир" для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС

"Я - пешеход и пассажир" - программа для внеурочной деятельности, составленная в с оответствии с  ФГОС...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании» для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа «Разговор о правильном питании»  для 3 класса...