Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ФГОС
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена к учебнику Л.Ф.Климановой. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 91.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «Охинский»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
РЕКОМЕНДОВАНА кафедрой учителей начальной школы Протокол № от « » сентября 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ ___________________Т.В.Гордеева директор МБОУ СОШ № 5 г. Охи Приказ № от «___»____________20__ г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(наименование учебного предмета/курса)
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: литературное чтение, автор Л.Ф. Климанова
Абрамовой Татьяной Анатольевной
(ФИО полностью)
Оха
2013 г
Пояснительная записка
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
- развивать у обучающихся способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству;
- формировать эстетическое отношение к жизни;
- обеспечивать развитие речи и активно формировать навык чтения.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ № 5, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климанова с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературному чтению». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу Л.Ф. Климановой нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Фронтальная
Коллективная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений (скорости чтения) В.Н. Зайцева
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
- Выразительное чтение текстов, стихотворений
- Чтение наизусть
- Ответы на вопросы
- Пересказ
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество произведений для заучивания наизусть |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 | - |
2.1 | Игра «Крестики-нолики» | 1 | - |
2.2 | Самое великое чудо на свете | 1 | - |
2.3. | Библиотеки. Проект «О чём может рассказать библиотека» | 1 | - |
2.4 | Книги | 1 | - |
3 | Устное народное творчество | 15 | 2 |
3.1 | Русские народные песни, потешки, загадки, небылицы | 5 | 1 |
3.2 | Авторские сказки | 1 | 1 |
3.3 | Русские народные сказки | 7 | - |
3.4 | Викторина и КВН по сказкам | 2 | - |
4 | Люблю природу русскую. Осень | 8 | 3 |
4.1 | Тема осени в творчестве русских поэтов | 2 | - |
4.2 | Творчество А.Фета | 2 | 2 |
4.3 | Творчество К.Бальмонта, А.Плещеева, В.Берестова, М.Пришвина, И.Бунина | 3 | 1 |
4.4 | Обобщение по разделу | 1 | - |
5 | Русские писатели | 14 | 3 |
5.1 | Творчество А.С.Пушкина | 6 | 3 |
5.2 | Творчество И.А.Крылова | 2 | - |
5.3 | Творчество Л.Толстого | 4 | - |
5.4 | Весёлые стихи | 1 | - |
5.5 | Обобщение по разделу | 1 | - |
6 | О братьях наших меньших | 12 | - |
6.1 | О братьях наших меньших | 1 | - |
6.2 | Творчество Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова | 2 | - |
6.3 | Домашние животные | 1 | - |
6.4 | Творчество М.Пришвина | 2 | - |
6.5 | Творчество Е.Чарушина | 2 | - |
6.6 | Творчество Б.Житкова | 1 | - |
6.7 | Творчество В.Бианки | 2 | - |
6.8 | Обобщение по разделу | 1 | - |
7 | Из детских журналов | 9 | 3 |
7.1 | Из детских журналов. Проект «Мой любимый детский журнал» | 1 | - |
7.2 | Творчество Д.Хармса | 5 | 1 |
7.3 | Творчество Н.Гернет, Ю.Владимирова, А.Введенского | 2 | 2 |
7.4 | Обобщение по разделу | 1 | - |
8 | Люблю природу русскую. Зима | 9 | 2 |
8.1 | Стихи о зиме | 2 | 1 |
8.2 | Творчество Ф.Тютчева | 1 | - |
8.3 | Творчество С.Есенина | 1 | 1 |
8.4 | Русская народная сказка | 1 | - |
8.5 | Творчество С.Михалкова | 1 | - |
8.6 | Творчество А.Барто | 1 | - |
8.7 | Обобщение по разделу | 1 | - |
8.8 | Игра «Поле-чудес» | 1 | - |
9 | Писатели детям | 17 | 5 |
9.1 | Писатели детям | 1 | - |
9.2 | Творчество К.И.Чуковского | 4 | 3 |
9.3 | Творчество С.Маршака | 1 | - |
9.4 | Творчество С.Михалкова | 2 | - |
9.5 | Творчество А.Барто | 3 | 2 |
9.6 | Творчество Н.Носова | 5 | - |
9.7 | Обобщение по разделу | 1 | - |
10 | Я и мои друзья | 10 | - |
10.1 | Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах | 2 | - |
10.2 | Творчество Н.Булгакова | 1 | - |
10.3 | Творчество Ю.Ермолаева | 1 | - |
10.4 | Творчество В.Осеевой | 5 | - |
10.5 | Обобщение по разделу | 1 | - |
11 | Люблю природу русскую. Весна | 9 | 3 |
11.1 | Люблю природу русскую. Весна | 1 | - |
11.2 | Творчество Ф.Тютчева | 1 | 1 |
11.3 | Творчество А.Плещеева | 2 | 1 |
11.4 | Творчество С.Маршака | 1 | - |
11.5 | Творчество И.Бунина | 1 | 1 |
11.6 | Творчество Е.Благининой | 1 | - |
11.7 | Творчество Э.Мошковской | 1 | - |
11.8 | Обобщение по разделу | 1 | - |
12 | И в шутку и всерьёз | 14 | 3 |
12.1 | И в шутку и всерьез | 1 | - |
12.2 | Творчество Б.Заходера | 3 | 1 |
12.3 | Творчество Э.Успенского | 3 | 1 |
12.4 | Творчество В.Берестова | 1 | - |
12.5 | Творчество И.Токмаковой | 1 | 1 |
12.6 | Творчество Г.Остера | 2 | - |
12.7 | Творчество В.Драгунского | 2 | - |
12.8 | Обобщение по разделу | 1 | - |
13 | Литература зарубежных стран | 12 | 1 |
13.1 | Литература зарубежных стран | 1 | - |
13.2 | Американские и английские песенки | 2 | 1 |
13.3 | Творчество Ш.Перро | 3 | - |
13.4 | Творчество Г.Х.Андерсена | 1 | - |
13.5 | Творчество Э.Хогарта | 2 | - |
13.6 | Обобщение по разделу. Проект «Мой любимый писатель-сказочник» | 1 | - |
13.7 | КВН «Цветик-семицветик» | 1 | - |
Резервные часы | 2 | - | |
Итого | 136 ч. | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ
- САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ
- – 2.4
Книги, прочитанные летом. Творчество и талант читателя. Старинные и современные книги. Книги К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Научно – познавательные тексты.
- УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
- – 3.15
Малые и большие жанры устного народного творчества. В. Даль – собиратель пословиц русского народа. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди».
- ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ
- – 4.8
Образы осени в загадках. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина.
- РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
- – 5.14
А.С. Пушкин. Лирические стихотворения. «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А. Крылов. Басни и сказки. Л.А. Толстой. Басни и рассказы.
- О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
- – 6.12
Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Научно – популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.
- ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ
- – 7.9
Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Проект «Мой любимый детский журнал».
- ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА
- – 8.9
Зимние загадки. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». Новогодняя быль. С. Михалков. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.
- ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ
- –9.17
К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Я. Маршак «Кот и лодыри». С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А. Барто. Стихи. Н.Н. Носов. Юмористические рассказы для детей.
- Я И МОИ ДРУЗЬЯ
- – 10.10
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина,. Рассказы Н. Бурлакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.
- ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА
- – 11.9
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
- И В ШУТКУ И В СЕРЬЁЗ
- – 12.14
Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И, Токмаковой. Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.
- ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
- – 13.12
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук». Проект «Мой любимый писатель – сказочник»
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Произведения для заучивания наизусть:
- Р.Сеф «Читателю»
- Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт …»
- Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
- К.Бальмонт «Поспевает брусника»
- А.Фет «Ласточки пропали…»
- А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный» (отрывок)
- А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
- А.С.Пушкин «Любимые сказки»
- Д.Хармс «Что это было?» (по желанию)
- Н.Гернет
- Ю.Владимиров «Чудаки»
- Бунин, Аким, Бальмонт. Стихи о первом снеге (по выбору).
- С.Есенин «Берёза»
- К.И.Чуковский «Путаница» (отрывок)
- К.И.Чуковский «Радость» (по желанию)
- К.И.Чуковский «Федорино горе» (отрывок)
- А.Барто (по выбору)
- А.Барто «Вовка добрая душа» ( по желанию)
- Ф.Тютчев. стихи о весне (по выбору)
- А.Плещеев. Стихи о весне (по выбору)
- И.Бунин «Матери»
- Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»
- Стихи Э.Успенского (по выбору)
- Стихи И.Токмаковой (по выбору)
- Английские и американские песенки (по выбору)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст; учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Кроме техники чтения учитель контролирует читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе).
В втором классе проверяется сформированность умения читать; достижение осмысление текста, прочитанного при ориентировочном темпе 50-60 слов в минуту (вслух)
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановки, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударения (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания и прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при прочтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
«5» - отсутствие ошибок, не более одного недочета, логичность и полнота изложения
«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала
«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов; отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса
«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов; более 5 ошибок или 8 недочетов; нарушение логики, неполнота раскрытия материала, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений.
Чтение наизусть
«5» - твердо, без подсказок, знает учебный материал, выразительно читает
«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности
«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста
«2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
- Правильная постановка логического ударения.
- Соблюдение пауз.
- Правильный выбор темпа.
- Соблюдение нужной интонации.
- Безошибочное чтение.
«5» - выполнены правильно все требования
«4» - не соблюдены 1-2 требования
«3» - допущены ошибки по трем требованиям
«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
- Своевременно начинать читать свои слова.
- Подбирать правильную интонацию.
- Читать безошибочно.
- Читать выразительно.
«5» - выполнены правильно все требования
«4» - допущены ошибки по одному требованию
«3» - допущены ошибки по двум требованиям
«2» - допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
«4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
«2» - не может передать содержание прочитанного.
Особенности организации контроля по литературному чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы – небольшие по объему, а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа: «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.д.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке техники чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или по группам.
Схема учета навыка чтения:
Темп чтения | Способ чтения | Правильность чтения | осознанность | выразительность | |||||||||||
Выше нормы | норма | ниже нормы | слоговое | Слог + слово | целое слово, слог | целое слово | без ошибок | 1-2 ошибки | 3 и более ош. | пропуск | замена | повторение | ударение |
Навык чтения
- Плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
- К концу учебного года — 50–60 слов в минуту. Формирование способа чтения «по догадке».
- Обучающиеся должны уметь:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;
- передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
- выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
- Учебники «Литературное чтение», 2 класс. Авторы Л.Ф. Климанова и др.
Изд. М. «Просвещение»
Для учителя:
- Поурочные разработки по литературному чтению, автор С.В. Кутявина: 2 класс. – М.:ВАКО, 2012 г.
- Проверочные работы по литературному чтению, 2 класс.
Автор О.Б. Панкова. Изд. «ЭКЗАМЕН», 2012 г.
- Типовые тестовые задания, 2 класс ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, автор О.Н.Крылова.
Изд. «ЭКЗАМЕН», 2011 г.
- Сборник текстов для проверки навыков чтения, 2 класс, автор С.И. Сабельникова.
Изд. Москва «ВАКО», 2011 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Сроки проведения | Наглядно-техническое оснащение урока | Примечание | |
план | факт | |||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | ||||||
1 | Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание. Словарь. | 1 | 03.09 | 03.09 | ||
Самое великое чудо на свете (4 часа) | ||||||
2 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Игра «Крестики-нолики» | 1 | 04.09 | 04.09 | ||
3 | Самое великое чудо на свете. Р.Сеф «Читателю» наиз. | 1 | 05.09 | 05.09 | ФХ | |
4 | Библиотеки. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». | 1 | 06.09 | 06.09 | ||
5 | Высказывание о книгах К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого. | 1 | 10.09 | 10.09 | ||
Устное народное творчество (15 часов) | ||||||
6 | Устное народное творчество. Малые и большие жанры. Пословицы и поговорки. | 1 | 11.09 | 11.09 | ||
7 | Русские народные песни. наиз. | 1 | 12.09 | 12.09 | ФХ | |
8 | Русские народные потешки и прибаутки | 1 | 13.09 | 17.09 | ФХ | 13.09. день здоровья |
9 | Скороговорки, считалки, небылицы | 1 | 17.09 | ФХ | ||
10 | Загадки, пословицы, поговорки | 1 | 18.09 | 18.09 | ||
11 | Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет..» наиз. | 1 | 19.09 | 19.09 | ФХ | |
12 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 1 | 20.09 | 20.09 | ФХ | |
13 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 | 24.09 | 24.09 | ||
14 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | 1 | 25.09 | 25.09 | ||
15 | Русская народная сказка «лиса и журавль» | 1 | 26.09 | 26.09 | ||
16 | Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 | 27.09 | ФХ | ||
17 18 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди». | 2 | 01.10 02.10 | |||
19 | Викторина по сказкам | 1 | 03.10 | |||
20 | КВН «Обожаемые сказки» | 1 | 04.10 | |||
Люблю природу русскую. Осень. (8 часов) | ||||||
21 | Люблю природу русскую. Знакомство с названием раздела. | 1 | 08.10 | |||
22 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» наиз. | 1 | 09.10 | ФХ | ||
23 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…» наиз. | 1 | 10.10 | ФХ | ||
24 | А.Фет «Ласточки пропали…» наиз. | 1 | 11.10 | ФХ | ||
25 | «Осенние листья» - тема для поэтов | 1 | 15.10 | ФХ | ||
26 | В.Берестов «Хитрые грибы». | 1 | 16.10 | |||
27 | М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» | 1 | 17.10 | ФХ | ||
28 | Обобщение по разделу. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений. | 1 | 18.10 | ФХ | ||
Русские писатели (14 часов) | ||||||
29 | А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» наиз. | 1 | 22.10 | ФХ | ||
30 | А.С.Пущкин. Стихи. | 1 | 23.10 | ФХ | ||
31 32 33 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 3 | 24.10 25.10 29.10 | ФХ | ||
34 | Обобщение по теме «Сказки А.С.Пушкина» наиз. | 1 | 30.10 | |||
35 | И.А.Крылов.«Лебедь, Рак и Щука». | 1 | 31.10 | ФХ | Каникулы с 01.11 по 07.11 | |
36 | И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей | 1 | 08.11 | ФХ | ||
37 | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучёк». | 1 | 12.11 | |||
38 39 | Л.Толстой «Филиппок». | 2 | 13.11 14.11 | ФХ | ||
40 | Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже». Подробный пересказ. | 1 | 15.11 | |||
41 | Весёлые стихи. | 1 | 19.11 | |||
42 | Обобщение по разделу «Русские писатели». Оценка достижений. | 1 | 20.11 | |||
О братьях наших меньших 12 (часов) | ||||||
43 | О братьях наших меньших. Знакомство с названием раздела. | 1 | 21.11 | |||
44 | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…» .И.Пивоварова «Жила-была собака». | 1 | 22.11 | ФХ | ||
45 | В.Берестов «Кошкин щенок». | 1 | 26.11 | ФХ | ||
46 | Домашние животные. Характеристика героев. | 1 | 27.11 | |||
47 48 | М.Пришвин «Ребята и утята». | 2 | 28.11 29.11 | |||
49 50 | Е.Чарушин «Страшный рассказ». | 2 | 03.12 04.12 | |||
51 | Б.Житков «Храбрый утёнок». | 1 | 05.12 | |||
52 | В.Бианки «Музыкант» | 1 | 06.12 | |||
53 | В.Бианки «Сова» | 1 | 10.12 | |||
54 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Оценка своих достижений. | 1 | 11.12 | |||
Из детских журналов (9 часов) | ||||||
55 | Из детских журналов. Знакомство с названием раздела. Проект «Мой любимый детский журнал» | 1 | 12.12 | |||
56 | Д.Хармс «Игра» | 1 | 13.12 | ФХ | ||
57 | Д.Хармс «Вы знаете..?» | 1 | 17.12 | ФХ | ||
58 | Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи» | 1 | 18.12 | ФХ | ||
59 | Д.Хармс «Что это было?» наиз. | 1 | 19.12 | ФХ | ||
60 | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень – очень вкусный пирог». наиз. | 1 | 20.12 | ФХ | ||
61 | Ю.Владимиров «Чудаки». наиз. | 1 | 24.12 | ФХ | ||
62 | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадки». | 1 | 25.12 | ФХ | ||
63 | Обобщение по разделу «Из детских журналов». Оценка своих достижений | 1 | 26.12 | |||
Люблю природу русскую. Зима. (9 часов) | ||||||
64 | Люблю природу русскую. Знакомство с названием раздела. | 1 | 27.12 | Каникулы с 29.12 по 12.01 | ||
65 | Стихи о первом снеге. наиз. | 1 | 14.01 | ФХ | ||
66 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою | 1 | 15.01 | ФХ | ||
67 | С.Есенин «Поёт зима – аукает …», «Берёза» наиз. | 1 | 16.01 | ФХ | ||
68 | Русская народная сказка «Два Мороза». | 1 | 17.01 | ФХ | ||
69 | С.Михалков «Новогодняя быль». | 1 | 21.01 | |||
70 | А.Барто «Дело было в январе…» | 1 | 22.01 | ФХ | ||
71 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». Оценка своих достижений | 1 | 23.01 | |||
72 | Интеллектуальная игра «Поле чудес». | 1 | 24.01 | |||
Писатели детям. (17 часов) | ||||||
73 | Писатели детям. Знакомство с названием раздела. | 1 | 28.01 | |||
74 | К.Чуковский «Путаница» наиз. | 1 | 29.01 | ФХ | ||
75 | К.Чуковский «Радость» наиз. | 1 | 30.01 | ФХ | ||
76 77 | К.Чуковский «Федорино горе» наиз. | 2 | 31.01 04.02 | ФХ | ||
78 | С.Маршак «Кот и лодыри». | 1 | 11.02 | ФХ | ||
79 | С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | 1 | 12.02 | ФХ | ||
80 | С.Михалков «Мой щенок» | 1 | 13.01 | ФХ | ||
81 | А.Барто «Верёвочка» | 1 | 14.01 | ФХ | ||
82 | А.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу» наиз. | 1 | 18.01 | ФХ | ||
83 | А.Барто «Вовка – добрая душа» наиз. | 1 | 19.01 | ФХ | ||
84 | Н.Носов «Затейники». | 1 | 20.01 | |||
85 86 | Н.Носов «Живая шляпа» | 2 | 21.01 25.02 | ФХ | ||
87 88 | Н.Носов «На горке» | 2 | 26.02 27.02 | ФХ | ||
89 | Обобщение по разделу «Писатели – детям». Оценка достижений. | 1 | 28.02 | |||
Я и мои друзья (10 часов) | ||||||
90 | Я и мои друзья. Знакомство с названием раздела. | 1 | 04.03 | |||
91 | Стихи о дружбе и обидах. | 1 | 05.03 | ФХ | ||
92 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!». | 1 | 06.03 | |||
93 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | 1 | 07.03 | ФХ | ||
94 95 | В.Осеева «Волшебное слово» | 2 | 11.03 12.03 | ФХ | ||
96 | В. Осеева «Хорошее» | 1 | 13.03 | |||
97 98 | В. Осеева «Почему?» | 2 | 14.03 18.03 | |||
99 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Оценка достижений | 1 | 19.03 | |||
Люблю природу русскую. Весна. (9 часов) | ||||||
100 | Люблю природу русскую. Знакомство с названием раздела. | 1 | 20.03 | |||
101 | Лирические стихи Ф.Тютчева о весне наиз. | 1 | 21.03 | ФХ | Каникулы с 23.03 по 31.03 | |
102 | Лирические стихи А.Плещеева о весне наиз. | 1 | 01.04 | ФХ | ||
103 | А.Блок «На лугу». | 1 | 02.04 | ФХ | ||
104 | С.Маршак «Снег теперь уже не тот …» | 1 | 03.04 | ФХ | ||
105 | И.Бунин «Матери» наиз. | 1 | 04.04 | ФХ | ||
106 | А.Плещеев «В бурю» | 1 | 08.04 | ФХ | ||
107 | Е. Благинина «Посидим в тишине». | 1 | 09.04 | ФХ | ||
108 | Э.Мошковская «Маму я обидел …» | 1 | 10.04 | ФХ | ||
109 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна.» Оценка достижений. | 1 | 11.04 | |||
И в шутку и всерьёз. (14 часов) | ||||||
110 | И в шутку и всерьез. Знакомство с названием раздела. | 1 | 15.04 | |||
111 | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 | 16.04 | ФХ | ||
112 113 | Б.Заходер. песенки Винни – Пуха нпиз. | 2 | 17.04 18.04 | ФХ | ||
114 115 | Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…» | 2 | 22.04 23.04 | ФХ | ||
116 | Стихи Э.Успенского наиз. | 1 | 24.04 | ФХ | ||
117 | Стихи В.Берестова | 1 | 25.04 | ФХ | ||
118 | Стихи И.Токмаковой наиз. | 1 | 29.04 30.04 | ФХ | 01.05 праздничный день | |
119 120 | Г.Остер «Будем знакомы» | 2 | 02.05 06.05 | ФХ | ||
121 122 | В.Драгунский «Тайное становится явным». | 2 | 07.05 08.05 | 09.05 праздничный день | ||
123 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Оценка планируемых достижений. | 1 | 13.05 | |||
Литература зарубежных стран (12 часов) | ||||||
124 | Литература зарубежных стран. Знакомство с названием раздела. | 1 | 14.05 | |||
125 | Американская и английская народные песенки в переводе Маршака, Викторова, Яхнина. | 1 | 15.05 | ФХ | ||
126 | Песенки «Сюзон и мотылёк» «Знают мамы, знают дети…» наиз. | 1 | 16.05 | ФХ | ||
127 128 | Ш.Перро «Кот в сапогах». | 2 | 20.05 21.05 | |||
129 | Ш.Перро «Красная шапочка». | 1 | 22.05 | |||
130 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине | 1 | 23.05 | |||
131 132 | Э.Хогарт «Мафин и паук». | 2 | 27.05 28.05 | |||
133 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран». Проект «Мой любимый писатель – сказочник». Оценка достижений. | 1 | 29.05 | |||
134 | КВН «Цветик – семицветик» | 1 | 30.05 | |||
135 136 | Что читать летом» Любимые произведения. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс (Школа России)
рабочая программа по литературному чтению, включает в себя и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте...
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОСам 3 класс
Программа по программе "Школа России" для 3 класса к учебнику Климановой, составленна с требованиями ФГОС с уроками развития речи....
Рабочая программа по литературному чтению УМК ФГОС 2 класс
Программа разработана на основе авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. УМК «Школа России» Москва«Просвещение» 2011...
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению....
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 2 класс...