И.А.Бунин "Полевые цветы" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Хохлова Нина Николаевна

 

Цели:  

     1. Общеобразовательные:

       - расширить представления детей об отечественной поэзии (продолжить знакомство с автором)

- углубить знания о поэтической речи – дать понятие о приёме противопоставления.

     2.   Развивающие:

      - продолжить  развитие художественно – речевого сознания младших школьников через образование представлений на различной чувственной основе.

      - развивать способности к образованию представлений в читательском воображении на основе звуковой, лексической, композиционной  стороны речи.

      - активизировать каналы чувственного восприятия при изучении поэтического произведения.

      - развивать способность к мыслительной операции составления на основе двух разных образов цветов, выраженных в поэтической форме И.Буниным.

     3.   Воспитательные:

       - воспитывать чувства духовной связи с Родиной.

       - развивать стремление детей одухотворять мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.doc518 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Урок литературного чтения 3 класс

        

Цели:  

     1. Общеобразовательные:

       - расширить представления детей об отечественной поэзии (продолжить знакомство с автором)

- углубить знания о поэтической речи – дать понятие о приёме противопоставления.

     2.   Развивающие:

      - продолжить  развитие художественно – речевого сознания младших школьников через образование представлений на различной чувственной основе.

      - развивать способности к образованию представлений в читательском воображении на основе звуковой, лексической, композиционной  стороны речи.

      - активизировать каналы чувственного восприятия при изучении поэтического произведения.

      - развивать способность к мыслительной операции составления на основе двух разных образов цветов, выраженных в поэтической форме И.Буниным.

     3.   Воспитательные:

       - воспитывать чувства духовной связи с Родиной.

       - развивать стремление детей одухотворять мир

Оборудование: картины, телевизор, DVD, диск с запись П.И.Чайковского «Вальс цветов», портрет поэта И.А.Бунина, рисунки.

Ход  урока

Речевая разминка

Одуванчик придорожный

Был, как солнце золотым,

Но отцвёл и стал похожим

На пушистый белый дым.

- Прочитайте медленно, в темпе, красиво.

 - Как автор называет одуванчик? С чем он его сравнивает? Какое художественное средство языка использует автор?

I. Создание перед уроком поэтического настроения и введение в тематику.

- Урок  у нас сегодня поэтический, значит, и настроение должно быть тоже поэтическим.

- Какое настроение можно назвать поэтическим?(необычное, прекрасное, восхитительное, удивительное, духовное)

- А как может появиться поэтическое настроение, что или кто могут его создать?(поэт, чтение стихов, представить что – либо, послушать)

-давайте попробуем создать такое настроение. А для этого, я предлагаю перенестись в особый мир. (Вывешиваю картины)

Догадались? (мир цветов)

- Послушаем музыку. Звучит  «Вальс цветов»

- Поделитесь своими фантазиями, используя слова – помощники (вижу, слышу, чувствую, представляю)

- Какое у вас сейчас появилось настроение?

Вывод:

Чтобы создать настроение можно послушать, посмотреть, представить, пофантазировать. Ведь настроение может создать красота.

II.  Подготовка  к восприятию произведения.

Конечно же  все цветы радуют наши взоры, и через года мы получаем огромное – наслаждение этой красотой. На прошлом уроке мы начали знакомиться с творчеством прекрасного русского поэта И.А.Бунина

- Кто поделиться своими знаниями об этом человеке?

- И.А.Бунин тоже любил смотреть на мир добрыми радостными глазами. Дома его окружали прекрасные луга и леса, которыми он часто любовался. Это была неописуемая красота, и от этой красоты у Бунина пробуждались очень яркие чувства. Он стал таким чутким, что за версту слышал свист сурка в вечернем поле, вдыхал запах ландыша и даже старой книги. И читая его стихи, мы ощущаем красоту родного мира.

Сейчас мы тоже попытаемся стать  чуткими к прекрасному вокруг нас.

III. Работа над произведением, анализ по микрокартинам.

 - Чтение стихотворение учителем.

-  К какому жанру относится это произведение? Что такое стихотворение?

 - Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Читают вслух первую строфу

- Как вы думаете, какие цветы увидел поэт и описал в этой части стихотворения?  (Дорогие)

- Где их увидел поэт?  (В магазине, на витрине)

- Как поэт относится к этим цветам?   (Любуется, восхищается)

- Перечитайте строфу и найдите слова, доказывающие это.

Читают вслух  вторую строфу.

- Откуда эти цветы попали в магазин с зеркальными стёклами?  (издалека, из – за морей)

- Почему им не страшны холода и метели?  (Они растут в теплицах, в оранжереях)

- Как можно назвать такие цветы?  (Тепличные.  Они выросли в тепличных условиях, их берегли, специально выращивали).

- А как их выращивали?

 - Можно ли их назвать изнеженными? Почему?

- Каким цветам посвящена прочитанная часть текста?

(На  доске:  дорогие, заморские)

- А сейчас немного отвлечёмся и поиграем в игру « Ассоциации».

- Какие слова вспоминаются, когда вы слышите слово «поле»?  (Даль, цветы, трава…)

 - Как вы думаете,  о каких цветах поэт расскажет нам ещё?

- Какие полевые цветы вы знаете?   (Ромашки, васильки, колокольчики, лютики, зверобой …)

- О них поэт пишет по - особому.

Читают вслух третью строфу.

 - Каким называет поэт полевые цветы?  (Скромные, сёстра и братья)

- Но ведь сёстры и братья – это люди. Почему поэт так пишет?

- Поэт сравнивает цветы с людьми и относится к ним как к живым.

- Что это за художественный приём, который использует поэт?

 ( Олицетворение, есть эпитеты)

-Чем эти цветы отличаются от тех,  которые продаются  в магазине?  (Их взрастила, весна. Они не цветут сами)

А хотите узнать чем ещё отличаются полевые цветы?

Читают вслух  четвёртую строфу

- Что видят полевые цветы? (Над этими цветами не крыша теплиц, а огромное небо, они свободны)

- Почему поэт сказал «видят»?

Вывод:

Поэт опять сравнивает их с людьми.

- Почему Бунин называет полевые цветы родными? (Вырос среди них, окружали его, напоминание о детстве, о родителях, о родном доме)

- Итак, о каких цветах поэт пишет во второй части?

На доске: полевые

 - Расскажите, что вы знаете о дорогих цветах и полевых? (работа в паре)

 - Мы увидели что поэт противопоставляет одну группу цветов другой.  Такой  приём в литературе называется противопоставление.

- Можно ли сказать, что о разных цветах поэт пишет с разным настроением?

Работа над выразительным чтением.

- Попробуйте это противопоставление показать при чтении интонацией, голосом, не забывайте о настроении.

- Потренируйтесь в чтении выразительно. (После подготовки слушается чтение вслух)

Физминутка с движениями

Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три  - нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

IV. Вторичный анализ текста.

- Можно ли назвать это стихотворение признанием в любви к Родине? Почему? Ответ обоснуй. (работа в парах)

- Поэт признаётся в любви к цветам, а  тем самым признаётся  в любви к Родине.

- А вы бы хотели признаться в любви к Родине?

- Попробуйте это сделать с помощью текста. Составьте небольшой рассказ о каком – то цветке, который вам больше всего нравится, используя поэтические строки слова, выражения.(Дети составляю свои тексты по рисункам, с изображением цветка)

Варианты составленных рассказов.

« Я хочу признаться в любви колокольчику, потому что он очень вежливый, поклонился нам с тобой»

« Я  признаюсь  в любви астре, потому что эти цветы розовые, красные, белые, прекрасные».

V. Итог урока

 - Сегодня на уроке мы смогли признаться в любви  к Родине как настоящие поэты. Неважно, какие цветы нас окружают – дорогие, заморские, или простые, полевые.


Цветы, что люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, тёплые костры

Цветут ли  в поле, иль в большой теплице,

Они в букете или, может, на лугу,

Умей цветами просто насладиться,

И в простоте увидеть красоту.

Умей почувствовать, понять, представить,

И в танце закружиться красотой,

Тогда цветы нас радостью одарят,

То окружат приятной красотой.

VI. Проверка домашнего задания

 - Чтение стихотворения «Детство»

- Какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина? Что чувствовал и ощущал, когда бродил летним днём по «солнечным палатам»

- Как ты думаешь, почему поэту важно поделиться с читателями своими детскими воспоминаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с основными цветами, смешивание цветов, тёплые и холодные цвета.

Данный лист распечатывается на плотной бумаге для каждого ученика. Ребёнку предлагается подписать лист на линии справа вверху. Затем знакомим с основными цветами, которыми он, используя краски, раскра...

Социальный проект "Цвети, наш класс, цвети!"

Своим проектом мы хотели показать, что красоту вокруг можно сделать самим. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. В н...

Конспект урока по ИЗО 2 класс. Цвет как средство выражения. Мягкие и яркие цвета.

Конспект урока по ИЗО по теме:«Цвет как средство выражения. Мягкие и яркие цвета.»...

Урок ИЗО 2 класс Тема "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.Веточка вербы"

технологическа карта урока ИЗО во 2 классе на тему "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"...

Урок ИЗО "Цвета и цветы.", 2 класс

Закрепить понятия: цвет, форма, размер. Уметь отображать объекты различной формы, размера, цвета. Овладеть приёмами работы акварельными красками. Анализировать произведения, написанные в жанре натюрмо...

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс по теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» УМК "Школа России"

Конспект урока по изобразительному искусствупо теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами»  Цели деятельности учителя: формирование умени...