Конспект урока литературного чтения в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Фомкина Татьяна Александровна

Знакомство учащихся с новыми согласными буквами П, п и их звуками. Использованы интересные, занимательные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya_1_klass_2011.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Бурлинская средняя (полная) общеобразовательная школа № 3»

Бурлинского района Алтайского края

УМК «Школа России»

Урок литературного чтения

(обучение грамоте)

Класс  - 1 Б

Количество учащихся – 25

Фомкина Татьяна Александровна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

2011г

Тема урока:

Согласные буквы П,п, обозначающие звуки [п], [п,].

Цели урока:

  • формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями;
  • формировать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;
  • развивать речь, память, мышление.

Задачи урока:

  •  учить звуковому и сравнительному анализу слов;
  •  способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
  •  продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
  •  развивать фонематическую и устную речь;
  •  воспитывать ценностное отношение к труду и людям, занимающимся трудовой деятельностью;
  •  воспитывать культуру поведения на уроке;
  •  воспитывать мотивацию к учению.

Представление о результате:

Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; проявлять уважение к труду, к профессии.

Метапредметные (МПР):

регулятивные:

 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: 

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- классифицировать слова в соответствии со значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия);

- группировать и классифицировать все изученные буквы.

коммуникативные:

 - составлять рассказы о профессиях;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять правила работы в паре.

Предметные: 

- выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами;

- определять место новой буквы на «ленте букв»; соотносить все изученные буквы со звуками.

Оборудование урока:

«лента букв», «слоговая таблица», учебник В.Г. Горецкого «Азбука», карточки с индивидуальными заданиями, карточки-схемы, карточки-смайлики, предметные рисунки, тетрадь для печатания, цветные карандаши, бархатка с ниточкой, конверт с заданиями, буква П, поезд, рисунки Винни-Пуха, Пятачка, воздушные шарики.

Компьютер, медиа-проектор, экран.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Примечание

1. Организация класса

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, тетрадь для печатания, бархатка с ниточкой, аккуратность расположения предметов на парте.

- Оцените свое рабочее место.  

- Кто может поставить себе оценку 5 за подготовку рабочего места?

3. Создание эмоционального настроя урока.

- Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним, какие правила нужно соблюдать ученику на уроке, чтобы хорошо учиться.

Приветствие учителя.

Выполняют самооценку готовности:

-выбор учебных принадлежностей;

-аккуратность их расположения на столе;

- оценивают готовность.

Называют правила поведения на уроке:

не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга…

Учебник, тетрадь, карандаши, бархатка.

2.  Мотивация учебной деятельности.

Введение в урок, включение в учебную деятельность.

3. Музыкальная физминутка по м/ф «Про Винни – Пуха».

- Ребята, сегодня утром в почтовом ящике я нашла вот этот большой красивый конверт.

- Давайте прочитаем, что на нём написано.

- Кто же нам прислал это письмо???

- Как узнать?

(Открываем конверт).

- Давайте прочитаем письмо.

- Кто это нас приглашает? Ой, здесь ещё есть листочек, а на нём написана загадка. Давайте её отгадаем!

Читаю загадку.

1. Чок, чок, Пятачок.

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок,

Голос звонок, тонок.

Кто же это, угадайте?

Это ПОРОСЁНОК.

2. Впереди пятачок,

Сзади крючок,

Посредине спинка,

А на ней щетинка.

- Это поросёнок необычный, он является героем книги «Винни – Пух и все-все-все…» и зовут его Пятачок.

- Значит, кто нас пригласил на день рождения?

- А проводит нас в гости к Пятачку его друг Винни – Пух.

- Чтобы нам быстрее добраться до Пятачка, Винни – Пух приготовил нам задания.

- Как вы думаете, мы справимся с его заданиями?

- За каждое выполненное задание к нам прилетит воздушный шарик.

Рассматривают конверт.

Читают надпись на конверте: «Ученикам 1-Б класса».

- Надо его открыть!

Читают письмо: «Приглашаю вас, ребята, на мой день рождения!»

Слушают. Отгадывают.

- Пятачок.

Выполняют физминутку.

Оценивание своих возможностей, создание положительной мотивации.

Конверт.

Письмо.

Загадка.

Рисунок Пятачка и Винни-Пуха.

4. Актуализация знаний

5. Физминутка

- Винни – Пух хочет узнать, что мы знаем про буквы.

1.  Работа по «ленте букв»:

- Для чего на уроке мы используем «ленту букв»?

- На какие группы делятся все звуки и буквы русского языка?

-  Назовите гласные, охарактеризуйте  гласные.

- Назовите признаки  согласных.

- Игра «Найди букву».

На доске буквы: Т   А

                             Р    И

И уже стоят: О, У, ы, Е

- Игра «Живые буквы».

ШАРИК № 1

Ученики слушают задания, отвечают на вопросы.

- Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки.

- Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные.

Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные.

Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы.

Дети шагают и говорят:

«Мы шли, шли, шли,

Букву «А» нашли,

Взяли, назвали, дальше пошли…» (И, Р, Т).

Ф/ка про грибок.

Дети выходят парами, составляют две буквы, все читают слоги.

Лента букв.

Буквы с магнитами.

6. Постановка учебной задачи

- Чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке новое, отгадайте загадки от Винни – Пуха.  (Отгадки заранее напечатаны на доске)

1. Встаёт на заре, поёт во дворе.

На голове гребешок, кто же это?

2. Муха ахнула сперва:

«Ах, какие кружева!» -

И пропала голова.

Бедняжка, словно в тине,

Увязла в …

3. Снится ночью пауку,

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это…

4. Доску грызла и кусала.

На пол крошки набросала.

Но не съела ни куска,

Знать, не вкусная доска.

5. Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это кто там делает

Рамы и полы?

Топором, рубанком

Выстругивает планки,

Сделал подоконники

Без сучка – задоринки.

- Кто такой плотник? Какую работу он делает?

- Давайте прочитаем наши отгадки, выделяя голосом первый звук.

- Какой  звук мы выделяли? Произнесите его.

- Значит, с каким новым звуком мы будем сегодня работать на уроке?

- Что нам поможет в работе?

- Давайте поработаем со схемами, чтобы дать полную характеристику новому звуку.

ШАРИК № 2

(Можно составить 1 схему, а со словом –плотник поработать на слух)

Слайд «Изучаем буквы».

- Петушок!

- паутине!

- Птица!

- Пила!

- Плотник!

«Плотник – человек, который работает с деревом, делает рамы, двери. Строит деревянные постройки».

- Читают отгадки, выделяя голосом первый звук.

- П-П-п.

- П-П-п.

- Учебник, касса букв, лента букв, компьютер…

Работа в тетрадях для печатания, на доске.

(Коллективно).

- Составление схемы «ПИЛА».

Звук [П]-согл, мягк.

- Составление схемы «Плотник».

Звук [П]-согл, твёрд.

Он всегда глухой.

Загадки.

Отгадки.

Тетрадь для печатания.

Цветные карандаши.

Карточки-схемы.

Компьютер.

7. Артикуляционная гимнастика

- Представьте, что у нас на ладошках лежит воздушный шарик. Мы должны его поднять в воздух, произнося звук (П).

- Смотрите, как красиво летят наши шарики, они поднимаются всё выше, а там гнездо с птенчиками.

- Как пищат птенчики?

Произносят звук (П).

- ПИ-Пи-Пи.

8.Физминутка

«Птички в гнёздышках сидят.

И на улицу глядят.

Полетать они хотят.

Полетели, полетели.

И на место тихо сели.»

9. Решение учебной задачи.

Знакомство с буквой П,п.

- Назовите звуки, с которыми мы познакомились  сегодня.

- Какой буквой мы будем обозначать эти звуки?

- Для чего нужна заглавная буква П?

- Где в нашем кабинете мы сможем на неё посмотреть?

- Изобразите букву П ниточкой на бархатке.

- На что похожа буква П?

1. Букву «П» в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись!

Подойди да подтянись!

2. Буква «П» на мост похожа,

По мосту идёт прохожий,

А внизу через проход

Проплывает пароход.

3. На хоккее, на футболе

Буква «П» - ворота в поле.

Подходящие ворота!

Подходи, кому охота!

ШАРИК № 3

- (П), (п,)

- Буквой П,п.

Дети отвечают.

Показывают букву П.

Работа на бархатке.

Чтение стихов о букве П, показ рисунков.

 

Буква П,п.  

Бархатка, ниточка.

Рисунки детей.

10. Чтение слогов

Слайд «Читаем слоги».

Игра «Надеваем перчатки».

Чтение хором, индивидуально.

Компьютер.

11. Чтение слов

Работа по учебнику с. 79

Читаем 2 столбика.

- Название каких профессий прочитали?

- Что делает плотник? Повар? Пилот? Капитан?

- Какие ещё профессии на букву П вы знаете?

ШАРИК № 4

Чтение хором, индивидуально.

- работает с древесиной;

- варит обеды;

- водит самолёты;

-управляет кораблём

- Парикмахер, пекарь, почтальон, программист, писатель, портной.

Учебник.

12. Звуковая разминка

- Пекарь пёк пирог: пёк-пёк – не допёк, пёк-пёк – перепёк.

13. Работа с предложением

- Рассмотрите рисунок внизу страницы.

- Дайте имена детям на букву П.

ШАРИК № 5

- Составьте предложения: кем каждый из детей мечтает стать?

- Как называется инструмент в руках у первого мальчика?

- Что можно делать рубанком?

- Кто работает рубанком?

- Павлик, Петя, Прохор, Платон, Прокопий…

- Рубанок.

- Строгать древесину.

- Плотник.

14. Подведение итогов работы

- Вот мы и выполнили все задания Винни – Пуха и добрались до Пятачка.

-Расскажите Пятачку, чему вы сегодня учились на уроке, что узнали интересного, нового.

- Ребята, вы не забыли, что у Пятачка сегодня день рождения, как и у нашей буквы П.

- А ведь на день рождения принято дарить подарки.

- Давайте подарим Пятачку нашу букву – именинницу.

- Как новая буква называется?

- А имя Пятачок с какой буквы начинается?

Ответы детей.

-П.

- П.

15. Рефлексия

- У вас на столе лежит открыточка, на ней написано поздравление для Пятачка. Обведите цветными карандашами все буквы П и подарите открыточку Пятачку.

« Привет, Пятачок! Поздравляем тебя с праздником! Мы хотим пожелать тебе: прыгать, петь, плясать. Пусть тебе будет приятно. Твои друзья – первоклассники».

Открыточка.

Resource id #4432

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....