Формирование информационной компетентности в процессе обучения литературному чтению.
статья по чтению по теме
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» говорится о необходимости формирования целостной системы универсальных качеств, включающих самостоятельную деятельность обучающихся. Международные исследования показали, что российские школьники испытывают затруднения в применении имеющихся знаний, в работе с информацией. Наблюдается недостаточная практическая ориентированность.
Чтобы образование носило практико-ориентированный характер, необходим компетентностный подход в обучении, в основе которого лежат компетентность и компетенция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kompetentnosti_kichanova.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кичанова Е. М. Учитель начальных классов МБОУ НОШ ЗАТО Звёздный.
Формирование информационной компетентности в процессе обучения литературному чтению.
Книга - богиня: чудо свершает порой.
Книга - рабыня: часто проходит сквозь строй.
На одной из древних египетских пирамид высечена надпись: «Обрати своё сердце к книгам. Право нет ничего выше книги». Проблема работы с литературной информацией является актуальной и в наши дни.
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» говорится о необходимости формирования целостной системы универсальных качеств, включающих самостоятельную деятельность обучающихся. Международные исследования показали, что российские школьники испытывают затруднения в применении имеющихся знаний, в работе с информацией. Наблюдается недостаточная практическая ориентированность.
Чтобы образование носило практико-ориентированный характер, необходим компетентностный подход в обучении, в основе которого лежат компетентность и компетенция. Компетентность включает в себя знания человека в какой-либо образовательной области, а компетенция – взаимосвязи знаний, умений и навыков, необходимых для продуктивной деятельности. Компетентностный человек –это личность, способная принимать решения, выполнять действия, основанные на знаниях.
В компетентность начальной школы входят такие умения:
-поиск информации (опрос, консультация, наблюдение, чтение);
-умение думать (устанавливать взаимосвязь событий, занимать позицию в дискуссиях, доказывать выбор позиции);
-умение сотрудничать(работать в паре, группе, принимать решения, выполнять взятые на себя обязанности);
-умение адаптироваться (находить новые решения, используя имеющиеся знания и опыт);
-креативность (создание творческого продукта).
В основу познавательной самостоятельности входят такие информационно-поисковые умения как наблюдение, описание результатов наблюдений, сравнение, поиск информации в литературных источниках, упорядочение информации и предъявление её в новом виде, работа с моделями).
Возникает вопрос: «Какие информационные источники использовать?»
Один из необходимых источников – это книга. Научные исследования показывают, что отношение человека к книге – активное или пассивное формируется в младшем школьном возрасте. По мнению учёных, быстрота чтения должна развиваться сообразно быстроте понимания. Если ребёнок читает быстрее, чем понимает, значит, он читает бессознательно. А чего человек не понимает, тем он не владеет. Неумение ученика понимать прочитанное вызывает нелюбовь к чтению, потерю интереса к познанию.
Вызвать интерес к книге, желание читать помогает мне проведение нестандартных уроков литературного чтения, таких как: «Урок-проект», «Урок- праздник», «Устный журнал», «Урок-путешествие», «Урок-аукцион», «КВН» и другие.
При работе с текстом на уроках использую такие приёмы как: составление вопросов к содержанию прочитанного, ведение диалога с автором, словесное рисование, выполнение иллюстраций к тексту.
В уроки чтения часто включаю творческие задания: работа с пословицами и поговорками, с фразеологическими оборотами, сочинение загадок, песенок, потешек, частушек, составление и разгадывание кроссвордов, викторин. Много внимания уделяю написанию сочинений: сочини начало, закончи рассказ, расскажи от 1 или 3 лица, сочинение по иллюстрации, напиши отзыв на прочитанное, напиши пожелание герою текста.
При заучивании стихов применяю метод кодирования: иллюстрирование текста, воспроизведение текста по опорным словам, воспроизведи по рифме. Дети моего класса любят не только заучивать стихи, но и сочинять сами.
При работе над текстом использую такие приёмы как чтение-суммирование (в парах), чтение с остановками, работа с вопросником, поиск скрытых вопросов к тексту, прогнозирование текста, работа со справочником, выбор информации из текста, составление диафильма, чтение по ролям, драматизация, инсценирование.
На уроках и во внеурочное время учащиеся ведут читательские дневники, в которых выполняют задания творческого характера. Много внимания уделяю работе со словарями.
Работу на уроках литературного чтения строю в соответствии с Формулой вдумчивого читателя: П П П. (Переживай! Представляй! Понимай!)
Первая буква указывает на переживания, воздействия на эмоции и чувства ребёнка.
Вторая буква отражает представления, образы, которые возникли во время чтения.
Третья буква говорит о понимании прочитанного, мыслях о прочитанном.
Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к книге- задача каждого, кто верит в силу чтения и болеет за возрождение культуры и интеллигентной мощи России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетентности младших школьников
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задач...
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе
Работа предназначена для выступления на методических объдинениях учителей начальных классов. В данном выступлении раскрываются понятия ключевых компетентностей читательской деятельности учащихся, пред...
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету при формировании коммуникативных компетенций
Всякое познание предполагает включение познающего субъекта в активную деятельность. Вот почему так остро стоит вопрос об организации этой деятельности учителем. Заинтересованность...
Выступление на МО «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.Компетенция в переводе с латинского означает круг ...
Тема по самообразованию : «Формирование у младших школьников познавательных универсаль-ных учебных действий в процессе обучения литературному чтению»
Современное общество, в котором мы живём, характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь люд...