Конспект урока обучения грамоте
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему

Махонина Марина Валентиновна

Буква Я и звуки, которые она обозначает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе УМК «Перспектива»

Тип урока: ОНЗ

Тема: Буква Я и звуки, которые она обозначает.

Цели: 1)  Организация учебной деятельности, в результате которой учащиеся усвоят знания о букве Я и звуках, которые она обозначает.

2)     Актуализировать умение выполнять звуковой анализ слов, активизировать познавательную активность.

3)     Развивать фонематический слух , речевую и мыслительную деятельность учащихся.  

Оборудование:  ноутбуки для учащихся с диском-приложением к учебнику;

 яблоко (муляж), заяц (игрушка), мяч (игрушка);

 карточки со словами «яблоко», «заяц», «мяч»;                      

Эталон-Звуковичок гласной Я:    ;      ;

 звуковые схемы букв Е, Ё, Я в различных позициях: е    е    и т.д.

                                                                                            э   й  э

карточки для составления Эталона  с надписями: «начало слова», «после гласного», «после согласного»(для работы в парах и на доску)

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

 – Ребята, дома вы читали сказку про Снегурочку. Почему некоторые слова в ней заменили картинками? (Мы еще не все буквы изучили и можем прочитать.)

 – А хотели бы вы поскорее выучить весь алфавит? (Да.)

 – Тогда за работу, ведь сегодня нам предстоит знакомство с новой буквой.

 – Но прежде, чем открыть новое, что мы делаем? (Повторяем изученное, то, что может пригодиться в открытии нового знания.)

2. Актуализация знаний.

  На доске записаны слова:

ёлка   поёт   отнёс

енот   двое   ветка

–  Прочитайте первую группу слов. Что в них общего? (Буква ё.)

  – Какое слово «лишнее»? (Отнёс. В нем буква ё обозначает 1 звук, т. к. стоит после согласного.)

Аналогичная работа проводится со второй группой слов.

 – Давайте еще раз назовем, в каких случаях буквы е и ё обозначают один звук? ( После согласного.)  Два звука?(В начале слова и после гласного.)

 – Молодцы! Вы все отлично повторили. Что теперь? ( Мы попробуем сами выполнить задание, в котором есть что-то новое.)

3. Организация пробного действия и фиксация индивидуального затруднения.

  – Теперь пришло время познакомиться с новой буквой – буквой я. Вот как она выглядит.

Вывешивается Эталон-Звуковичок.

 – Кто может назвать тему сегодняшнего урока. ( Буква я.)

 – Что вы можете о ней рассказать, глядя на ленту букв и Звуковичок? (Эта буква обозначает гласный звук, бывает заглавной и строчной, может стоять в начале, середине и конце слов, показывает мягкость согласного.)

  – А еще она «дружит» с буквами е и ё, потому что очень на них похожа.

  – Определите, чем похожа новая буква и наши е и ё? Какой звук она обозначает? А помогут вам в этом яблоко, заяц и мяч.

Учитель выставляет перечисленные предметы, учащиеся работают.

 – У кого нет ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как выполнить такое задание.)

 – Кто готов отвечать? (Заслушиваются все варианты ответов.)

 – Почему ответы разные? В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как правильно, у нас нет эталона.)

 – Если возникло затруднение, что нужно делать? (Остановиться и подумать.)

4. Выявление места и причины затруднения. 

  – Какое задание выполняли? (Определяли, какой звук обозначает  буква я.)

  – В чем возникло затруднение? (В определении звука, который обозначает буква я в разных словах.)

  – В чем причина затруднения? (У нас нет Эталона для буквы я.)

  – Какие же цели перед собой поставим на уроке? ( Открыть Эталон для определения звуков, обозначаемых буквой я.)

5. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

 – Подумайте, что вам может помочь в открытии нового Эталона? Что повторяли в начале урока? (Звуки, которые обозначают буквы е, ё.)

  – Проверьте, подходит ли это правило для буквы Я? Предлагаю работать в парах по плану.

                        План:

  1. Сравнить с буквами е, ё.
  2. Составить Эталон из частей.
  3. Сделать вывод.

Дети в парах «строят» Эталон из разрезных карточек. Затем, при фронтальной работе на доске вывешиваются части эталона:

В начале слова            После гласного       После согласного

                                  й  а                                  й  а                                    а                  

     – Какой вывод вы сделаете? (Буква я, как буквы е, ё, может обозначать один или два звука.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

 – Как помогли вам в открытии нового знания яблоко, заяц и мяч?

Учащиеся по очереди выходят к доске, рассуждают и вывешивают карточки с данными словами под соответствующей позицией Эталона.

 – Следующее задание вы будете выполнять в парах на компьютере. Откройте Азбуку, букву Я. Задание №1.

– Кто допустил ошибки? В чем они? Давайте еще раз обратимся к эталону.

 – Как проверим, что вы хорошо поняли материал? (Нужно выполнить задание самостоятельно.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. 

  –  Составьте звуковые схемы слов «яма», «мята».

 Проверка проводится по образцу.

  – У кого не совпадают схемы с образцом?

– Какие трудности возникли при выполнении задания? Исправьте свои схемы.

 – Кто допустил ошибку и разобрался в ее причине, поставьте себе +. Кто не допустил ошибок, поставьте + +. Вы молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

 – Откройте Азбуку на с.24. Прочитаем сказку «Яблоня». Читать будем по цепочке. Следите внимательно.

Чтение сказки 1или 2 раза (если позволит время). Фронтальная беседа по вопросам.

 – Кто главные герои сказки? О чем возник спор? Почему каждый считал себя правым? За что звери отблагодарили Медведя? Объясните смысл пословицы. Почему она так подходит к сказке?

  – Найдите в тексте слова, в которых буквы е, ё, я обозначают 1 звук…2 звука.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  – Какова была цель урока? (Узнать, какие звуки обозначает буква Я.)

 – Кто достиг этой цели? Докажите. (Мы открыли Эталон и узнали, что в начале слова и после гласного буква я обозначает два звука: Й-А, а после согласного – один звук: А.)

  – Встаньте те, кто все понял и не допускал ошибок. Молодцы!

  – Встаньте теперь те, кто считает, что нужно еще потренироваться. Очень хорошо. На следующих уроках мы продолжим работать с буквой я.

 – А сейчас пусть встанут те, у кого не получилось на уроке ничего. Не огорчайтесь. Мы с вами позанимаемся дополнительно, и вы все поймете.

Для тренировки дома приготовить сказку «Яблоня» для чтения по ролям.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МОУ»НСОШ №3» Махонина М.В.

Слайд 3

ёлка поёт отнёс енот двое ветка Й О Й О О Й Э Й Э Э

Слайд 5

яблоко заяц мяч

Слайд 6

Знал … Узнал … Хочу ещё узнать …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.

Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"

Цель: систематизировать знания о живой природе.Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения3)способ...

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...