Обучение грамоте 1 класс Знакомство с буквой Х Тема: Согласные звуки [х], [х'], буква Х, х.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Федотова Нина Николаевна

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием здоровьесберегающих технологий и педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): игровые технологии в младшем школьном возрасте.  УМК "начальная школа XXI века"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение грамоте 1 класс

Знакомство с буквой Х

Тема: Согласные звуки [х], [х'], буква Х, х.

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием здоровьесберегающих технологий и педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): игровые технологии в младшем школьном возрасте.

Цели:

Образовательная:

  • Познакомить с новыми звуками [x] и [x`] буквой Х, х.
  • Учить распознавать новые звуки в словах.
  • Учить читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Развивающая:

  • Продолжить формирование навыков сознательного чтения.
  • Развивать фонематический слух, речь, мыслительные операции.
  • Расширять словарный запас учащихся.
  • Развивать общеучебные умения и навыки,

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к чтению, к малым жанрам устного народного творчества.

Оборудование:

  • учебник «Букварь» (авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова);
  • кассы букв;
  • предметные картинки;
  • фишки;
  • карточки с буквами;
  • Незнайка;
  • конверты с картинками.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  Настрой на урок.
  2. Повторение изученного материала.

Фонетическая разминка.

Игра «Найди звук».

Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов,

Куличей и пирогов.

(курица)

- Назовите первый звук в этом слове. Дайте ему характеристику.

(согласный, твёрдый, глухой)

- Найдите этот звук в названиях картинок (на доске картинки: ботинки, кресло, варежки, кукла, стакан, кузнечик, бочка, утюг, тапки, жук, коса, бабочка).

(Ученики называют слова и прикрепляют к картинкам синие фишки)

Игра «Живые буквы»

Пять человек у доски держат карточки с буквами: с, е, а, р, д. Остальные составляют слова и выстраивают учеников в нужном порядке.

(Возможные варианты слов: среда, адрес, еда, сера, сад, дар, да)

  1. Сообщение темы урока.
  2. Знакомство с новым материалом.

- Отгадайте загадки.

Средь зверей хитрее нету,

Носит шубку даже летом.

И хвостом своим горда

Эта рыжая …                                                                                                     (лиса)

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом,

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.                                                                                   (слон)

- Откройте учебники на стр. 135, рассмотрите схемы.

- Подходят ли эти схемы к словам лиса и слон? Объясните почему не подходят.

(В словах слон и лиса по 4 звука, а в схемах по 5 звуков)

- Кто догадался с какими словами мы будем работать?

(хобот и хвост)

- Выполните звукобуквенный анализ этих слов.

(Два ученика по очереди выполняют эту работу у доски, остальные на странице учебника с кассами букв)

- Назовите звуки, указанные в схемах стрелочками. Разные они или одинаковые? Дайте им характеристику.

(согласные, твёрдые, глухие)

- Какой буквой обозначим эти звуки?

(буквой «ха»)

- Найдите эту букву и замените первые звуки буквой. Замените и другие звуки буквами.

(Один ученик работает у доски, остальные на странице учебника с кассами букв)

- Прочитайте слова.

-А может ли быть мягким звук [x]? Проверим это.

- Отгадайте ещё одну загадку.

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит,

Ну и приставуха

Эта цокотуха.                                                                                                     (муха)

- Посмотрите на модель слова на доске. Подходит ли эта модель к слову муха?

Почему? Как нужно изменить слово, чтобы оно соответствовало модели?

(мухи)

- Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику.

(согласный, мягкий, глухой)

- Какой буквой обозначим этот звук?

(буквой «ха»)

- Замените этот звук и другие звуки буквами. Прочитайте слово.

(Один ученик работает у доски, остальные проверяют)

  1. Физкультминутка.
  2. Работа с новым материалом.

 

      - Прочитайте столбики слов. Что в них общего?

(буква «ха»)

      - Прочитайте трёхсложные слова.

(хорошо, пароход, хищные)

      - О ком говорят «хищные»?

(О животных, которые питаются другими животными)

      - Прочитайте слова, состоящие из двух слогов.

(ухо, эхо, тихо, сухо, плохо, сахар, хитрый)

      - Чем похожи эти слова?

(Ударение падает на первый слог)

     - Найдите слова, разделённые знаком «вопрос». Прочитайте слова левого

       столбца. Прочитайте слова правого столбца.

      - Молодцы! А вот и Незнайка пришёл к нам в гости. Он тоже хочет учиться.

       Незнайка пытался составить пары слов. У него получилось так: «сладкая

       хвост», «лохматый муха».

     - Ребята, вы согласны с Незнайкой?

(Дети составляют правильные словосочетания)

     - Прочитайте предложение о хлебе.

     - Как был назван хлеб?

(ароматным)

     - Каким ещё может быть хлеб?

(свежим, душистым, румяным, хрустящим, тёплым)

      - Долгий путь прошёл хлеб, прежде, чем стать вкусным, ароматным,  

       душистым.  

       О хлебе русский народ сложил много пословиц. Прочитайте две из них.

       Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

            Хлеба к обеду в меру бери,

       Хлеб – драгоценность, им не сори.

    - Почему хлеб – драгоценность?

     - Драгоценность – это не только ювелирное изделие, это ещё очень важный,  

     очень ценный предмет. Таким и является хлеб для человека.

  1. Физкультминутка для глаз.
  2. Закрепление нового материала.

Чтение сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк» хорошо читающими учениками.

- Можно ли сказку назвать поучительной? Чему она учит?

- Назовите слова из сказки, для записи которых использовалась буква «ха».

(хотел, хорошо)

Работа в парах.

- Возьмите конверт. В нём две картинки. Договоритесь, кто с какой картинкой будет работать. Если в слове, называющем картинку, звук [x] согласный твёрдый, то закрасьте фишку синим цветом, если согласный мягкий – зелёным.

(Дети выполняют задание)

- Поднимите вверх картинки с фишкой зелёного цвета. Назовите слова.

Прикрепите картинки на ту часть доски, где буква «ха» обозначает мягкий согласный звук.

           - Поднимите вверх картинки с фишкой синего цвета. Назовите слова.

Прикрепите картинки на ту часть доски, где буква «ха» обозначает твёрдый  согласный звук.

- Молодцы. Правильно справились с заданием.

  1. Подведение итогов.

- С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает?

- Что на картинке?

(ножницы)

- Почему?

(Буква «ха» похожа на ножницы)

- Верно. «Хоть и буква я, но всё же, я на ножницы похожа».

- Молодцы. Спасибо за работу. Урок окончен.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

Интегрированный урок в 1 классе коррекционной школы 8 вида Тема: Согласный звук [г] и буква Гг.

Урок обучения грамоте и логопедии для учащихся с легкой умственной отсталостью 1 класса коррекционной школы....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....

Урок в 1 классе по литературному чтению по теме: "Согласные звуки [д], [д\'], буквы Д, д."

Урок в 1 классе по литературному чтению по теме: "Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д."...