Интегрированный урок в 1 классе коррекционной школы 8 вида Тема: Согласный звук [г] и буква Гг.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Микушина Галина Александровна
Урок обучения грамоте и логопедии для учащихся с легкой умственной отсталостью 1 класса коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_gintegrirovannyy_urok.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема: Согласный звук [г] и буква Гг.

Цель урока: Изучить  новый звук и букву Гг, обозначающую этот звук;

Задачи:- Познакомить с новым звуком и буквой Гг, обозначающей этот звук;

     -  Уточнить артикуляцию и акустические признаки звонкого согласного[г].

 -Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученной буквой;

  -Продолжать коррекцию фонематического слуха, работы сенсомоторного аппарата, зрительного восприятия и устной речи;

-Учить узнавать звонкий согласный [г ] на материале слогов и слов, опираясь на артикуляцию и акустические признаки.

 -Расширять кругозор; активизировать словарь по теме «Птицы».

 -Воспитывать интерес к изучению букв, к чтению.

 - Воспитывать слуховое внимание на этот звук, артикуляционную и пальцевую моторику

   УМК:1 наборное полотно, слоговые карточки, касса букв, карточки с буквой Гг, предметные и сюжетные картинки, для физкультминутки видео-аудиокассета, ободочки масок гусей, палочки, проволока, медвежонок с корзиной, раздаточный материал у каждого-зеркало, салфетка, иллюстрации. трафареты буквы Г.

    2 зеркала, сигнальные карточки,  картинки по теме «Птицы»,

 набор  предметных картинок, в названии которых есть звук [г], профиль артикуляции звука [г], карточки- изображения артикуляционной позы.

                                                Ход урока:

I. Орг. момент.

- Как называется урок?

- Который по счету?

- Чему учимся на уроках обучения грамоте?

- Сегодня у нас на уроке гости, посмотрите и больше не оборачивайтесь.

- А ещё весенняя капель разбудила Мишку косолапого, который пришёл к нам на урок! Он подарит красивые цветы тем ребятам, которые правильно поднимают руку, громко и выразительно читают стихотворение!

II. Проверка домашнего задания.

- Послушаем, как выразительно читают стихи наши ребята!

III. Логопедическая зарядка.

- Ребята, чтобы четко и грамотно читать слова, Галина Александровна с вами проведёт логопедическую зарядку.

1. Карточка№1для статического упражнения (язык-«лопаточка»)

   Язычок широкий, гладкий-

   Получается лопатка.

2. Карточка№9 для динамического упражнения «вкусное варенье»

    Мы вареньем, крепким чаем

    Всех знакомых угощаем…

    С губ сотрём следы варенья,

    Угощенья- объеденья!

3.Карточка№7для статического упражнения «грибок»

    Язычок у нас грибок,

    Подставляйте кузовок!

   Делаем «горку», крутую - низкую.

4.Карточка№13 для динамического упражнения «маляр»

   Мы покрасим потолок,

   Маляром стал язычок,

   Будет чистым (вот дела!)

   Всё до дальнего угла!  

5.Карточка№14 для динамического упражнения «змейка»

    Показала змейка жало,

    Убрала и хвост поджала…

    Жало вынула опять,

    Хочет всех вас напугать!

6.Упражнение для губ: гласные звуки; трубочка- рупор- улыбочка.

7. Упражнение на дыхание: носом вдох, ртом выдох и наоборот.

8. Набрали в легкие много воздуха- сдуваем снежинки, чтобы быстрее наступила весна.

   -А какое сейчас у нас время года?   (Весна)

  - На улице тепло?   (Да)

  -Скажем об этом

Ло-ло-ло – на улице тепло;

- Солнце  в небе выше, чем зимой?   (Выше)

Ко-ко-ко – солнце высоко;

- Но ветер ещё холодный?    (Да)

Тру-тру-тру – я мёрзну на ветру;

-Что происходит со снегом?  (Снег тает)

Ужи-ужи-ужи – на дороге лужи.

Молодцы!

9. Гимнастика для лица: хмуримся, щуримся, подмигиваем, удивляемся, улыбаемся.

 -А сейчас подарили друг другу улыбку, приятного вам урока!

IV. Новая тема.

 - Сегодня мы будем изучать новый звук и букву, читать слоги, слова с этой буквой.

- А Мишка косолапый вам приготовил загадку!

- Отгадайте, кто это?

    По лужку он важно бродит,

    Из воды сухим выходит,

    Носит красные ботинки,

   Дарит мягкие перинки.

- Как догадались?

- Почему дарит перинки?

- Носит красные ботинки?

(На доске иллюстрация «Девочка гонит гусей»)

- Посмотрите на картинку, как выглядит гусь – важный, красивый, с красными лапками.

- Произносим слово «гусь».

  Четко! Ещё раз!

- Сколько слогов в этом слове?

- Какой звук слышен в начале слова?

- Произносим этот звук четко!

- Как произносится звук?

- Звонко или  глухо звучит?

- А в каких словах слышен этот звук? Назовите их!

(Представлены иллюстрации – горох, грабли, груша, газета, гора).

- Итак, какой звук слышен в этих словах?

 - Звук [Г]

V. Правильно произносить этот звук вас научит Галина Александровна!

                            Постановка звука Г, артикуляция звука Г

                    При артикуляции звука [ г ]

1. Губы принимают положение следующего звука.

2. Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного.

3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

4. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.

5. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].

     Произносим чётко слоги: га-го-гу-гы.

Учитель показывает картинку. На ней изображена девочка, которая гонит гусей. Педагог говорит, что гуси идут домой и гогочут: «га-га-га...» «Как гуси гогочут?» — спрашивает педагог. Дети отвечают: «га-га-га...»

Вместе со мной произносим:

Га-га-га – гараж

Ги-ги-ги - гири

Го-го-го – голубь

Гу-гу-гу – гуси

Молодцы!

   Формирование правильного, четкого произношения звука г во фразовой речи и воспитание силы голоса.

-Послушайте скороговорку:
Галя и Гоша гусей стерегут,

Гуси гуськом на лужайку бегут.

Попросите детей произнести слова со звуком [Г] из этого стихотворения (Галя, Гоша, гусей, стерегут, гуси, гуськом, бегут).

-А сейчас постараемся произнести скороговорку:
Молодцы!

      Формирование фонематического слуха.

- Проведите игру «Хлопни»: пусть ребенок хлопает в ладоши, услышав звонкий согласный [Г]. Для игры используйте ряд слов: радуга, груша, гриб, грибы,  горшок, гармошка, груша, голубь, чашка, лейка, капуста.

- Послушайте стихотворение-шутку:

«Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей»

- В каком слове сделана шуточная ошибка? Какой звук надо заменить, чтобы эта шутка звучала правильно? (звук [в] на звук [г])

- Кого же полно на ветвях? (грачей)

Пальчиковая гимнастика.

VI. Знакомство с буквой Гг, Гг.

- звук [г] обозначается буквой Гг.

(Показ карточки Г, г)

- Перед нами буква Г

  Стоит подобно кочерге.

- На что похожа буква Г ?

- Отличается ли заглавная буква Г от маленькой?

- Из каких элементов состоит?

- Сколько надо взять палочек, чтобы составить букву Г ?

- Составьте из палочек! Г

- Из проволоки!

- Возьмите с тарелочки букву Г и обведите её пальчиком! Запомнили?

- Посмотрите на кассу букв, где живёт буква Г ?

- Кто её соседи?

- Поставить букву Гг в кармашек!

- Итак, с каким звуком познакомились?

- Какой буквой обозначается?

(Раздать цветы за ответы!)

VII. Физкультминутка

       «2 весёлых гуся»

VIII. Работа со страницей букваря.

  1. - Рассмотрим картинку в левом верхнем углу букваря!

- Кто это?

- На кружке какого цвета изображена буква Гг? (согласная)

- Посмотрите на доску?

- жила-была буква Г (поставить на наборное полотно). К ней пришла в гости буква А = получился слог ГА (Аналогично проводится работа с буквами О, У, И).

- Читаем слоги ГА ГО ГУ ГЫ ГИ

2. Со страницей букваря. стр. 88

В правом верхнем углу читаем слова, объясняем их значение! (Индивидуальная работа с Вовой).

- Читаем слова слева, рассматриваем иллюстрации Объясняем слова ГИ-РИ, ГА-ЗОН (специально выращенная зеленая полянка).

3. Упражнение по релаксации.

- Следим глазами за полетом бабочки!

- Реснички опускаются

  Глазки закрываются.

  Мы спокойно отдыхаем

  Сном волшебным засыпаем!

  Хорошо нам отдыхать,

  Но пора уже вставать!

  И работу продолжать!

IX. Закрепление

  1. Чтение текста стр. 88.

      - Как зовут мальчика?

      - Кого он пас на лугу?

- Чтение предложений цепочкой!

2. - Составьте предложение по картинке, которая у вас лежит на палочке (Раздать цветы!)

X. Итог урока

- Итак, с каким новым звуком и буквой вы познакомились?

- На уроке письма будем писать эту букву.

- А на прогулке поиграем в игру «Гуси, гуси, га-га-га».

XI. Дома.

I группа читает рассказ;

II группа – слова в правом верхнем углу.

- Спасибо за старание, за вашу работу!

Используемая методическая литература:  

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, Просвещение, 1991.

2. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. – Ярославль, Академия развития, 2003.

3. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль, Академия развития, 2003.

4.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....

Конспект урока по обучению грамоте1 класс УМК "Школа России". Тема: Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б

Цели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[б] и мягком [б,] и букве Б б.Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятие «согласный звук», о парности по твер...

Урок обучения грамоте в 1 классе УМК " Школа России" Тема : "Согласный звук [ж] , буквы Ж ж "

Познакомить учащихся   звуком [ж] и с буквами Ж,ж , которые его обозначаютучить   давать характеристику звукам; различать в словах твердый звук, связывать его с буквой....

Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России» Тема: Согласные звуки (х), (х\'), буквы Х, х

Тип урока: Решение учебной задачиЦель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными глухими звуками [х], [х&r...