Технологическая карта урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Технологическая карта урока литературного чтения составлена по инновационной технологии формирования типа читательской деятельности, соответствует требованиям ФГОС. Данная карта позволяет учителю создать условия для формирования читательской компетентности школьников, предусматривает вовлечение обучающихся в самооценивание своей деятельности на уроке. К уроку прилагается "Оценочный лист результатов деятельности обучающихся".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Нововосточная средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока литературного чтения

   Исполнитель:

                                      Клагиш Светлана Константиновна,

                       учитель начальных классов

                                              Муниципального общеобразовательного

                                         Учреждения  «Нововосточная школа»

                                              Тяжинского района Кемеровской области

Нововосточный 2013


Содержание

  1. Технологическая карта урока   литературного чтения                                                                                            3                                                                      
  2. Самоанализ урока литературного чтения                                                                                                                 14

Приложение                                                                                                                                                                      19

          Приложение 1 Оценочный лист результатов деятельности                                                                                    19

          Приложение 2 Алгоритм определения основной мысли текста                                                                              20

  1. Технологическая карта урока литературного чтения

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тип урока

комбинированный

Технология построения урока

Технология формирования правильного типа читательской деятельности

Тема

Г.Цыферов «Град», «Про чудака лягушонка»

Цель

Создание условий для формирования читательской компетенции школьников

Основные термины, понятия

Основная мысль текста, тема текста, подтекст

Планируемый результат

Предметные умения

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, находить ключевые слова;

- самостоятельно формулировать главную мысль текста;

- находить в тексте материалы для характеристики героев;

- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.

 Личностные УУД:

- умение осознавать и определять свои эмоции;

- умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков героев.

Регулятивные УУД:

 - самостоятельно формулировать тему и цель урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану;

- определять степень успешности своей работы и работы других.

 Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую и концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим;

- осуществлять анализ текста;

- строить рассуждения.

  Коммуникативные УУД:

 - оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- задавать вопросы.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Литературное чтение. 2 класс. Часть 2.

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

Этапы урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент
  1. Настрой учителя и обучающихся к уроку.

  1. Организация внимания школьников.

1.Приветствует обучающихся.

2.Предлагает обучающимся определить этапы урока согласно оценочным листам (Приложение 1), составить план действий.

1.Проговаривают девиз урока:

-Много нам освоить нужно,

 Поработаем мы дружно!

2.Определяют этапы урока по оценочным листам.

  1. Работа до чтения.
  1. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

3.Антиципация чтения.

4.Появление задач урока.

1.1.Выявляет, какая задача стояла перед обучающимися при подготовке домашнего задания. Использует систему приемов, позволяющих определить уровень выполнения домашнего задания:

- блиц-опрос по сказкам В.Хмельницкого;

- игра «Наведи порядок в названиях сказок В.Хмельницкого: «Дождь в саду», «Бабочка и соловей», «Гора и снег», «Скрипка»;

- чтение наизусть сказок-миниатюр

В.Хмельницкого.

1.2. Предлагает сделать вывод о необычности сказок В.Хмельницкого, провести оценку своей деятельности по подготовке домашнего задания по  оценочным листам (Приложение 1).

2.Провоцирует интригу, позволяющую определить тему и проблему урока на основе сказки Г.Цыферова «Лось»:

- Чего ждете от встречи с новыми произведениями Г.Цыферова?

3.Организует подготовку обучающихся к чтению текста Г.Цыферова «Град», прогнозированию его содержания и тематической, эмоциональной направленности.

4. - Поставьте задачи для работы с текстом.

- Оцените свою деятельность до работы с текстом.

1.1.Показывают свободное владение материалом по произведениям В.Хмельницкого.

1.2.Проводят оценку своей деятельности (ставят отметку в оценочный лист).

2.Показывают умения самостоятельно выразить свое отношение к автору и его произведению, называют ранее изученные произведения (в 1 классе) Г.Цыферова.

Формулируют тему урока.

3. По названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определяют смысловую, тематическую и эмоциональную направленность текста выделяют его героев.

4. Ставят задачи.

Оценивание своей деятельности по алгоритму:

  • У меня была задача определить тему текста.
  •  Выделить героев произведения.

Я справился с этим заданием…

  1. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста.

2.Перечитывание текста.

3. Беседа по содержанию.

4.Выразительное чтение.

1.-  Прочитайте текст про себя.

- Проверьте, совпали ли ваши первоначальные предположения (установка на диалог с автором)?

2.Организует медленное «вдумчивое» чтение, диалог с автором через текст, вычитывание текста.

- Какие вопросы возникали? Совпал ли ваш ответ с авторским?

3. Использует прием: «задай вопрос к тексту и автору» (обобщение прочитанного).

4. - Какова творческая задача чтеца?

- Найди предложение, которое мог бы прочитать этот смайлик?

- Оцените свою деятельность во время чтения.

1. Читают текст про себя. Проверяют свои предположения о содержании и героях текста.

2.Ставят вопросы разной смысловой направленности.

3.Показывают умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы.

4. - Заинтересовать чтение слушателей и привлечь их внимание к тексту.

Выразительно читают текст. Оценивают читателя по критериям:

  • Правильность;
  • Выразительность»
  • Умение показать характер героев.

Читают предложения.

Оценивают свою деятельность по таблице результатов (Приложение 1).

  1. Работа с текстом после чтения.

1.Концептуальная беседа по тексту.

2.Знакомство с писателем.

        

3.Работа с заглавием, иллюстрацией.

4.Творческое задание.

1. - Используя алгоритм, сформулируйте основную мысль текста. (Приложение 2)

2.- Какую информацию вы извлекли из статьи об авторе, как о творце таких замечательных сказок?

- Оцените свою деятельность при работе со статьей.

3. Организует обсуждение смысла заглавия в парах.

4.Дает творческое задание, опирающееся на сценическое искусство.

Инсценирование сказки  Г.Цыферова «Град» (работа в группах).

- Оцените сценическое искусство своих товарищей.

1.Выделяют основную идею текста, его концептуального уровня.

2.Показывают умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного (Какой он? Чем привлекают его произведения?)

3. Определяют характер заглавия, соотносят текст с иллюстрациями.

4. Инсценируют сказку, оценивают сценическое искусство товарищей.

  1. Рефлексия деятельности

Подведение итогов деятельности по достижению целей урока.

Оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности обучающихся в целом и по отдельности.

- Какое чудо помог увидеть автор?

- Какие качества вы открыли в себе или приобрели на уроке?

- Можно ли Цыферова причислить к разряду чудаков?

Предполагаемые ответы:

- Видеть прекрасное.

- Уметь делать добро.

- Быть милосердным, веселым, радоваться хорошему – это чудо.

- Герои сказок помогли мне приобрести такие качества: любознательность, отзывчивость. Если ты будешь делать людям добро, тебе откроется чудо.

-Можно. Он наблюдательный, он много увидел чудес в природе. Только внимательным людям открываются чудеса.

  1. Домашнее задание.

Индивидуальный и дифференцированный характер домашнего задания.

Предлагает творческие, исследовательские, поисковые задания.

Выбирают домашнее задание.

2. Самоанализ урока литературного чтения

Класс: 3

Предмет: литературное чтение 

Тема урока: Г.Цыферов «Град», «Про чудака лягушонка»

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции школьников

Планируемые результаты:

Предметные умения

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, находить ключевые слова;

- самостоятельно формулировать главную мысль текста;

- находить в тексте материалы для характеристики героев;

- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.

Личностные УУД:

- умение осознавать и определять свои эмоции;

- умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков героев.

Регулятивные УУД:

 - самостоятельно формулировать тему и цель урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану;

- определять степень успешности своей работы и работы других.

 Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую и концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим;

- осуществлять анализ текста;

- строить рассуждения.

  Коммуникативные УУД:

 - оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- задавать вопросы.

№ п/п

Параметры

Критерии

1.

Мотивация

Создание условий для осознания обучающимися важности учебного материала (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом).

2.

Целеполагание

Цель урока согласуется в обсуждении с обучающимися.

3.

Характер учебных заданий

Поисковый, творческий

4.

Характеристика деятельности обучающихся на уроке

- обучающиеся самостоятельно выявляют и формулируют проблему;

- планируют свою деятельность на уроке;

- оценивают результаты своей деятельности и других обучающихся (применение оценочных листов);

- работают по предложенному учителем алгоритму;

- соотносят запланируемый результат и полученный результат;

- проявляют творческие способности;

5.

Формы работы

Фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная

6.

Методы и приемы, использованные на уроке

- система приемов при проверке домашнего задания (блиц-опрос, игра);

- использование оценочных листов;

- интрига

7.

Применение инновационных технологий

- технология формирования правильного типа читательской деятельности;

- ИКТ;

- исследовательский метод

7.

Коммуникация обучающихся

- соблюдение речевых норм при работе в парах, группах;

- использование средств устной коммуникации (игра «Задай вопрос - получи ответ»)

8.

Организация обратной связи

Постоянное взаимодействие между учителем и обучающимися, обучающихся между собой. При организации обратной связи учитываются разные способы восприятия информации обучающимися.

9.

Система оценивания достижений

Включение обучающихся в обсуждение своей деятельности на уроке по оценочному листу.

Подведение итогов деятельности по достижению целей урока.

Оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности обучающихся в целом и по отдельности.

10.

Результативность урока

Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с обучающимися.

11.

Домашнее задание

Индивидуальный и дифференцированный характер домашнего задания.

Приложение 1

Оценочный лист результатов деятельности

Автор________________________

Название _______________________

Домашнее задание

До чтения

Во время чтения

После чтения

качественная подготовка домашнего задания

определять тему текста, выделять героев по названию, иллюстрации и фамилии автора

ставить учебные задачи

вести диалог с автором, выделять ключевые слова

делить текст на смысловые части, составлять план

формулировать вопросы по содержанию текста и его анализу

выразительно читать, находить ответ на поставленный вопрос

обсуждать прочитанное, формулировать основную идею текста

работать с дополнительными источниками, материалами текста

выполнять творческие задания

*Первую строку заполняет обучающийся, вторую – учитель

*Оценивание по 5-ти балльной шкале

Приложение 2

Алгоритм определения основной мысли текста

          Нам дан текст, нужно определить его основную мысль.

  1. Основная мысль иногда может быть выражена в заглавии.  

    Читаю заглавие – нет, это тема текста, но не основная мысль.

     Если бы, например, было такое название (…), то оно могло бы быть и темой, и основной мыслью текста.

     В заглавии я не увидел того, чтобы была выражена  идея текста.         Поэтому смотрю далее.

  1. Основная мысль может быть выражена в одном из предложений текста.

     Смотрю текст. Чёткой формулировки нет.

  1. Значит, основную мысль я должен сформулировать сам.

     Для этого я нахожу ключевые слова …

     Основная мысль текста …      

     Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.

     Основная мысль – это то, ради чего автор изображает определенные события, создаёт образы.

     Подтекст – внутренний скрытый смысл.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...