Урок чтения "Буквы Ф, ф"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Нугаева Людмила Васильевна

Представлена разработка урока чтения в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya._bukva_f.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения «Буквы Ф, ф»

(УМК «Перспективная начальная школа». 1 класс)

Нугаева Людмила Васильевна

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Саранска

Цель и задачи урока:

  • познакомить учащихся с глухими звуками [ф], [ф*];
  • учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости и сравнивать их по очерёдности с соответствующей парой звонких звуков [в], [в*];
  • научить приёму практического определения звонкости – глухости изучаемых звуков;
  • упражнять учащихся в чтении слогов, слов и текстов;
  • развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
  • на примере сравнения минимальных пар слов (Ваня – Фаня, Веня - Феня) формировать понимание смыслоразличительной функции фонем;
  • воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

  1. Организационный момент 
  2. Основная часть урока

1) Вступительное слово учителя

  • Вы любите сказки?
  • А знаете ли вы, кто знает сказок больше всех?

Никто на свете не знает столько сказок, сколько их знает Оле-Лукойе. (Слайд)

Где бывает Оле-Лукойе днём, этого никто не знает, а вот по вечерам он приходит к ребятам. Оле на цыпочках подходит к детским кроваткам, брызжет детям в глаза сладким молоком и осторожно дует в затылок. Вы думаете, им больно? Да нисколько, они даже не замечают этого. Просто веки у них начинают слипаться, голова сама клонится к подушке, и они засыпают. А как только дети уснут, Оле садится к ним на кровать, на самый краешек и раскрывает зонтик. (Слайд)

Оле-Лукойе приносит с собой два зонтика. Один зонтик пёстрый, нарядный. Его Оле раскрывает над послушными ребятишками, и им всю ночь снятся волшебные сказки. (Слайд)

А другой зонт – обычный, из чёрной материи. Его Оле раскрывает над капризулями, плаксами, жадинами и непослушными детьми. И они всю ночь спят и ничего интересного не видят во сне.

Сегодня Оле-Лукойе пришёл к нам в гости на урок и принёс два зонтика. Какой из них он раскроет над вами ночью, всё зависит от вас, от вашей работы на уроке. Будьте внимательными, дружными, хорошо отвечайте.

2) Определение темы урока

  • Откройте «Азбуку» на стр. 70, посмотрите в левый верхний угол.
  • С какими звуками будем сегодня знакомиться?
  • Как догадались?

3) Звуковой анализ слов (фокус, фикус) на основе их звуковой модели

  • Кто изображён на рисунке в левом верхнем углу, в правом верхнем углу?
  • Чтение моделей с акцентированным выделением первых звуков.
  • Характеристика звуков [ф], [ф*].
  • Чем различаются эти звуки?

4) Игра «твёрдый - мягкий»

  • Мальчики поднимают руку, если слышат звук [ф], а девочки - звук [ф*].

Федя, фабрика, шофёр, светофор.

5) Знакомство с буквами Ф, ф. Конструирование букв

  • На что похожа эта буква? (Слайд)

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Показывается слайд с изображением филина и совы.

Этих гостей привёл с собой Оле-Лукойе. Они будут нашими помощниками на уроке. В трудную минуту мы будем обращаться за помощью к Мудрой Сове.

6) Знакомство с обозначением этих звуков с помощью строчной буквы ф в квадратных скобках (Стр. 70)

7) Сравнение звуковой и буквенной форм слов (фартук - филин) на основе двухуровневой модели

  • Произнесите слово, которое обозначает название предмета, изображённого на рисунке.
  • Назовите звуки этого слова.
  • Прочитайте слово по слогам, ориентируясь на буквы.
  • Прочитайте слово орфоэпически с ориентировкой на ударение.
  • Соотнесите звуковую форму слова с буквенной.

8) Чтение слогов трёх видов с целью подготовки к чтению слов (Стр. 70)

9) Упражнение в чтении столбиков слов (Стр. 71)

    а) Словарная работа (Слайд)

  • Значение каких слов непонятно?

Футляр – вместилище для хранения чего-либо.

10) Сравнение пар слов по значению и звучанию (слова на розовом фоне) (Стр. 71)

  • Что будем делать сейчас?

а) Сравнение слов. Ответы детей (Слайды)

б) Словарная работа. (Помощь Мудрой Совы)

Форма – 1) внешнее очертание, наружный вид предмета; 2) одинаковая одежда (по цвету, покрою).

Ферма – животноводческое подразделение в хозяйстве (звероферма, свиноферма).

Грим – оформление лица для игры на сцене (ракраска, наклейки из волос).

Гриф – 1) крупная, хищная птица, питающаяся падалью; 2) длинная узкая часть струнных музыкальных инструментов, над которой натянуты струны; 3) штемпель; 4) надпись на книгах и документах.

Граф – дворянский титул, выше барона.

Торф – полезное ископаемое – плотная масса, образовавщаяся из перегнивших болотных растений.

Миф – 1) древнее народное сказание о легендарных героях, богах, явлениях природы; 2) выдумка, вымысел.

Фон – 1) основной цвет, на котором пишется картина; 2) общие условия, обстановка.

11) Чтение пар слов на голубом фоне. (Стр. 71)

а) Сравнение слов. Выделение в каждой паре слова, которое отличается лишним звуком (Слайды)

б) Словарная работа

Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми внутри струнами.

Фрак – парадный сюртук с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади.

Фланг – левая или правая сторона шеренги.

12) Сравнение звуков по звонкости – глухости: [в] - [ф], [в*] - [ф*] (Стр. 71) (Слайд)

а) Работа по двухуровневым схемам

  • Чем отличаются звуки [в] - [ф], [в*] - [ф*]?
  • Чем отличаются по звучанию слова Ваня – Фаня, Веня – Феня?

б) ДМ. Игра «Угадай звук»

  • Вставайте, если услышите звуки [ф] - [ф*] в словах.

Кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, ферма, вагон, фазан, вилка, фара.

13) Чтение текста «Сон Фомы» (Стр. 72)

а) Вступительное слово учителя

До ночи ещё далеко. Оле-Лукойе говорит, что вы молодцы. Он обязательно откроет цветной зонтик, если вы будете хорошо читать. Пока Оле-Лукойе предлагает познакомиться со сном, который увидел мальчик Фома.

б) Словарная работа (Слайды)

Фея – сказочное доброе существо.

Фиалка – травянистое растение с фиолетовыми цветками.

Флоксы – травянистые растения с многочисленными душистыми цветками, собранными в крупное соцветие на вершине стебля.

Кафтан – русская старинная мужская верхняя одежда.

Финики – съедобные плоды финиковой пальмы.

Фазан – крупная птица отряда куриных с якрим оперением.

Форель – рыба.

Фонтан – струя жидкости, выбрасываемая вверх из трубы силой давления.

Фрак - парадный костюм с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади.

Дивные – удивительные, необычные.

в) Самостоятельное чтение (Слайд)

г) Чтение «цепочкой»

д) Беседа по вопросам

  • У кого был в гостях мальчик? (Слайд)
  • Как звали тётю, которая накрыла столы?
  • Какие вкусности были на столе? (Слайд)
  • Какие цветы стояли в вазе? (Слайд)
  • Что ел филин? (Слайд)
  • Чем лакомится сова? (Слайд)
  • Кто ест вафли? (Слайд)
  • Кто играл в фонтане? (Слайд)
  • Кто ещё был приглашён на праздник? (Слайд)
  • Какие фокусы показывал фокусник?
  • Во что он был одет?

д) Найдите предложение, которое соответствует схеме 

  14) Итог урока. Рефлексивный экран. Сюрпризный момент: появление Феи (Слайд)

Фея. Дорогие ребята! Я пришла к вам от сказочника Оле-Лукойе. Вы очень хорошо работали на уроке. Оле-Лукойе обязательно придёт к вам вечером и раскроет цветной зонтик. А я принесла вам сладости, в названии  которых есть звуки [ф], [ф*]. Угадайте, что у меня в корзинке? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...