Урок обучение грамоте. "Знакомство с буквой Бб. Чтение слогов и слов»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Никовская Наталия Дмитриевна

 На уроке проводится  звуковой анализ слова, характеристика  гласных и согласных звуков; развитие  фонематического  слуха; знакомство  с новой буквой; умение читать слоги и слова с пройденными буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1_klass_bukva_b.zip2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения (чтение) по теме:

«Знакомство с буквой Бб. Чтение слогов и слов »

Предмет: обучение грамоте.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема:Знакомство с буквой Б (б). Чтение слогов и слов.

Цели:

  • предметные:формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
  • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  • личностные:развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний:   словесные, практические;
  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний:аналитический, сравнительный.

Оборудование:  палочки, фишки, карточки, цветные карандаши, компьютер, интерактивная доска, презентация MicrosoftOfficePowerPoint.

Этапыурока

Деятельностьучителя

Деятельностьученика

УУД

Мотивация к деятельности.

Этапы урока

Актуализация

опорных знаний

( повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме « Звуки речи»

 и постановка учебной задачи.

Открытие нового знания, формулировка темы урока.

Первичное закрепление.

.

Самостоятель-ная работа с последующей взаимопроверкой

проверкой по эталону.

Гимнастика для глаз

Профилактика близорукости

Работа с ребусами

Подведениеитогов.

Рефлексия.

-  Здравствуйте, ребята!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых исследований, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания)

Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

-В «сердечках настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение.

 (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.)

Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 1 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 2 картинке?

- Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует 3 картинке?

Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным.

Деятельность учителя

Ребята, у нас на уроке сегодня много гостей все вы их знаете – это ваши воспитатели.

Они хотят узнать чему вы научились в школе?.Покажем свои знания.

  1. Работа с лентой букв.

а)Какие буквы живут в городе красных?

в)Что мы можем о них рассказать?

2. Какие согласные вы уже изучили?  (М,Н,Р,Л,Й, Г,К,З,С,Д, Т)

     а)Что интересного о них узнали?

в)Какие согласные живут на первом этаже?

    Г) Какие согласные живут на втором этаже?

3.Игра, чьё имя начинается с гласного звука

Моё имя начинается с гласного звука

(Меня зовут..(Алина, Арслан,Эмма,)

- Встаньте те дети, чьё имя начинается с согласного мягкого

. Моё имя начинается с мягкого звонкого  звука.

(Меня зовут Люба Лиза,Виталий,Никита.Кирилл,)

- Встаньте те, чьё имя начинается с  твёрдого согласного  звука.  

(Моё имя начинается с твёрдого согласного глухого звука

Таир,Саша,  Даша,БаженаМаксим. Влада)

-

-        Молодцы!.

4.Упражнения для развития речевого аппарата.

1.Дыхательная гимнастика.

Упражнение « 33 Егорки»

Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку:

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки.

Вновь сделать глубокий вдох и продолжать:

Раз – Егорка, два-Егорка, три – Егорка

И так далее пока хватит набранного воздуха.

(Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух)

  1. Артикуляционная разминка.

Упражнение « Заведём моторчик»

Губы  сомкнуты и расслаблены. На выдохе выполнить вибрацию губ со звуком: «бр-р-р-р»,  имитирующим работающий двигатель.

3.Работа над дикцией. Скороговорка.  

          Белый снег. Белый мел.

          Белый сахар тоже бел.

          А вот белка не бела,

          Белой даже не была.

-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках:  

 (Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными;

гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими;

мягкие согласные могут быть  звонкими и глухими.)

-Как вы думаете, мы все звуки изучили?

Докажите, что есть еще другие звуки

( дети называют)

Какую учебную задачу поставим на уроке?

 ( познакомиться с  новыми  звуками и новой буквой. Научиться читать слоги, слова с   рассказ с этой буквой)

В скороговорке какой звучал звук чаще всего?

 Наш девиз: Активным на уроке будь,

                    И легче станет школьный путь!

- А для чего вам нужно изучать новые звуки?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

– Назовите предметы, изображённые в 1 группе.(бант, кошка, коза.)

– Назовите предметы, изображённые во 2 группе.(бинт, машина, малина.)

– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. Выходят к доске и делят на слоги

(Бант, так как в нём 1 слог, а в остальных по 2 слога. Бант, так начинается со звука ( Б). а остальные слова со звука ( К), оканчивается на согласный звук, а другие на гласный(а)

– Какое слово можно исключить из второй группы? (бинт, так как в нём 1 слог,  а в остальных словах по 3 слога, а другие на гласный (а)

-– Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слово бинт начинается со звука ,], а слово бант – со звука [б].Значит, тема сегодняшнего урока –

«Звуки [б, б,] и буква, которая их обозначает».)

а)  Звукобуквенный  анализ слов бант  и бинт.  (работа в парах).

_Посмотрите на слайд.  Какую работу нам надо выполнить? ( звуко- буквенный анализ)

Будем работать в паре.  

( фишками на парте в паре)

На доске

Проверка.

Какие же первые звуки в этих словах?( [б], [б']).

Дайте характеристику звуку[б]-согласный, твердый, звонкий

                                                  [б']- согласный, мягкий, звонкий  

Итак, мы выяснили, что звук [б] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.

А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.

Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук.

Бикбулатова, Белякова, Бажена.

– Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)

- Придумайте слова.чтобы в них тоже встречались наши новые звуки

( бабушка, булочка, бидон, билет, ботинки…)

Слайд 4.

б)  Сравнение первых звуков в словах. Слайд 12

         Уберите фишки со схем:

  • одинаковыезвуки(н,т)
  • из слова бинт звук [ а ]  (дети сигналят «ловушка», объясняют, что  в слове нет такого звука)
  • звук [ и ]  
  • звук [ а ]  
  • -Какиет звуки остались?
  • звук [ б ]  
  • звук [ б ]  

в)  Знакомство с буквой Бб.

 Выкладывание из палочек.

-  Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?

-  Мы выполнили учебную задачу?

Что будем делать дальше?

(познакомимся с буквой)

– Кто знает, как правильно называется новая буква?

(Варианты ответов детей.)

Как печатается буква б ( ПОКАЗЫВАЮ)

 Работа в тетрадях и на доске

– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: 

заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.

- Прочитай:.

Борис,  банан-

-Почему одно слово написано с заглавной, а другое с маленькой буквы?

– Давайте пофантазируем, на что похожа буква б?

 (Буква Б с большим

брюшком, в кепке с длинным козырьком)

– Давайте посмотримна ленту букв и скажем: «Где она живёт?

На верхнем или нижнем этаже? Почему? (обозначает звонкие звуки)

-

 Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Букву нужную найдем

И в овал ее возьмем.  

- Подчеркни букву б на карточке

КБАЗБУКАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ

– Сколько раз вы подчеркнули букву б?

Проверьте друг у друга

-Какие слова спрятались в этой строчке? Слайд 18-19.

Физкультминутка

  • Спал цветок и вдруг проснулся,
  • Большеспатьнезахотел.
  • Шевельнулся, потянулся,
  • Взвилсявверх и полетел.
  • Солнцеутромлишьпроснётся,

Бабочка кружит и вьётся

План работы над буквой. Слайд 15

1.Название буквы

2. Какие звуки обозначает?

3.Как пишется печатная буква

4.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит

- Так что же будем дальше делать?

-Что из предложенного плана уже узнали?

Работа по учебнику.

-С какими гласными дружит твердый звук? [б]- перед  а, о, э, у, ы

- С какими гласными дружит мягкий звук  [б'] -е. ё. и, я, ю.

    Чтение слогов.  

- Кто прочитает  слоги с твёрдым звуком [б]

Ба боб у бы бэ

 В нижнем ряду с мягким [б]

Би  бюбебёбя

Ба-ба-ба - на избе была труба. 
Бу-бу-бу- побелили мы трубу. 
Бе-бе-бе- белый голубь на трубе. 
Бы-бы-бы- голубь улетел с трубы.

Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз.

Чтениеслов. с.109

  • жужжащеечтение;
  • выборочноечтение:
  • чтение слов, в которых один слог;
  • чтение слов, в которых два слога;
  • чтение слов, в которых три слога;

-  Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.

Д) Чтение ребусов с. 110

Слайд22

1

2

3

4

5

н

а

б

о

р

3

2

5

4

1

Слайд23

1

2

3

4

5

к

а

б

а

н

3

4

5

1

2

- Найди слово в слове

ЯБЕДА    СЕРЕБРО

Чтение рассказа «Всё  будет прекрасно!

  1. Чтение по предложению.

-  Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке?

Мы достигли её?

Вернёмся к нашему плану работы над буквой.

- Как называется буква, которую изучили?

-Какие звуки она обозначает?

- Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой б?

-    Кому было трудно?

-  Что не получилось?

-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

-В сердечках настроения нарисуйте условным знаком свое настроение после урока.

 Сравни его с тем, что было вначале  урока.

 У кого стало лучше? Хуже? Почему?

-  Спасибо за урок.

Объясняют собственное понимание высказывание.

Слайд2.

Деятельность ученика

Буквы  на доске.

Анализируют свои  имена

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Принимают учебную задачу.

Слайд7 венуться в скороговорку

Слайд 8

Слайд 9

Сравнивают,

Классифицируют.

Формулируют тему урока

Слайд № 10

Интонационно выделяют  звуки в слове.

Моделируют звуковой состав слова. Проверяют своего партнёра.

Сравнивают звуки в словах.

Слайд 11

Воспринимают на слух и воспроизводят слова со звуками [ б ] и [ б,].

 На доске сделать звукобуквенный анализ слов бант и бинт

(дети работают в паре)

Знакомятся с новой буквой.

Слайд1 3

 Слайд14

Выкладывают букву из палочек и печатают в тетрадях

( печать буквы на доске образец)

Слайд 15

Узнают букву среди других букв

Слайд № 16.

слайд 17.

Слайд18-19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Читают слова. Выбирают слова по заданному критерию

Слайд 23

Слайд 24-25

Печатают слоги и слова в тетради.

Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу

Выбирают критерий оценки.

Оценивают результат своей деятельности.

Слайд 26

Слайд  28

29-30

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Мотивационная готовность  к учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

личностные

Умение  учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками.

УУД

Познавательные:

логические

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

доказательство; целеполагание

самосознание

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов;доказательство;

Умение проводить классификацию по заданному критерию.

Логические:

доказательство

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли

Умение использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы.

Моделирование.

Умение контролировать действия партнера.

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

планирование

перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:Бб

Моделируют букву

Проверка по образцу

Умение  организовывать и осуществлять

сотрудничество со сверстниками. Умение контролировать действия партнера.

планирование

Умение проводить классификацию  по заданным критериям.

Метапредметные уд

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г  и  букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию  буквы  г, строчных и письменных соединений, слов, ...