Дидактические игры
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

Семенова Галина Анатольевна

Применение дидактических игр на уроках обучения грамоте с презентацией "В гостях у гнома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_did.igr_.doc185.5 КБ
Office presentation icon konkurs_did.igr_v_gostyakh_u_gnoma.ppt945.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ «СПЕЦИАЛЬНАЯ «КОРРЕКЦИОННАЯ» ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VІІІ ВИДА»

   

Применение дидактических игр при                             обучении грамоте

                                                                       Подготовила:      

                                                                    Семенова Галина Анатольевна

                                                                     учитель начальных классов  

                             

                                 

                                   Чернушка, 2013                                                                                                        

Оглавление

Введение

1. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у младших школьников через дидактическую игру

2. Использование дидактических игр в первом классе

Заключение

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Работа с первоклассниками

        Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

                Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в окружающем мире, для коррекции и развития личности.

        Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

● Развитие эмоционально- волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

        Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения, способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дают возможность повторить один и тот же материал разными способами. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Главная забота учителей, работающих с первоклассниками,— помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.

В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.  Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться  умело использовать игру на уроке.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему  развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.

Дидактические игры на уроках обучения грамоте – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.

Данные игры можно использовать на уроках обучения грамоте на протяжении букварного и послебукварного периодов, изменяя содержание игры в зависимости от программного материала.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук ?").

Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма

 Ра на

 По ра

 Ко ра

Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

Описание дидактических игр.

Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).

Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ.

Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - предлоги, состоящие из одной буквы У, К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.

Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).

Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).

Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).

Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

 Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:

 а - а - а - о - о - о - о - а

 рак - ра - ма - мо - ло - ко - са

Составление слова из данных слогов (слоги даны врассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?".

 Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

Труд, работа;

День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.

Лисичка гриб, лисичка животное.

Игра "Сложи словечко".

 Какие два слова спрятались в одном ? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей класса, можно выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: "На что похожа буква", "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".

Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по- фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в "Поставь буквы правильно".

"Звуковые" При проведении игры “Кто больше?” я предлагаю детям составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке, посвященном закреплению букв “Т” и “т”, даю детям слоги и буквы, расположенные на магнитной доске:

са

 ки

 ко        

ни

 ты

 ти        

с

 но

 т

Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.

А вот другой вариант игры “Кто больше?”.

В игре дети составляют слова из данного слова. Например, в гости к детям приходит Незнайка и приносит интересное слово, в котором есть много других слов.

Незнайка принес детям слово: с т о р о н а.

Я прошу учащихся составить другие слова, используя буквы данного слова. “Кто больше?” – спрашиваю я. Дети составляют слова: сто, оса, нора, рот, роса, рост, рано, трос, нос, рос, она, он.

В следующем варианте игры “Кто больше?” требовалось заменить в слове одну букву, например: заменить согласную в слове бочка.

“Кто больше составит слов?” – спрашиваю я. Вот ответы детей:

бочка – точка, почка, дочка, кочка, ночка;

день – пень, тень, лень.

В другом случае дети заменяли в словах гласную букву:

палка – полка, пилка;

 мал – мел, мыл, мял, мёл.

Дети любят составлять слова из разрозненных букв или слогов. Например, на уроке закрепления букв “Д” и “д” прочитала детям стихи А. Шибаева:

 Много с буквами хлопот,

 Уж такой они народ.

 Но когда с умом толково

 Их построишь в четкий ряд, –

 Превратятся буквы в слово

 И – с тобой заговорят!

Затем я предлагаю игру “Кто быстрее составит слово?”: о, д., м; у, д., б; в, о, р, д.; с, д., а; р, о, д., в, а; т, е, и; ре, во, де.

Дети составили слова: дом, дуб, двор, сад, дрова, дети, дерево.

Активизирует детей на уроке игра “Заполни окошечки”. Суть игры в том, что Незнайка приносит детям две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги. Я прошу детей помочь Незнайке заполнить окошечки.

ПЕТ . Х                         У

                                     РИ

                                    ЦА      

ОВ ..                            ЦА

КО ..  ВА

                                    ЯЦ

                                      А

                                      Е

КУ ..  ЦА                          РО

Ц  ПЛЯ

Б  ЛКА

ЛИСИ  

ЗА          

                                   

В заключение спрашиваю:

– Названия каких животных записаны на первой таблице? На второй?

 – В чем отличие домашних животных от диких?

 – Каких животных вы видели на арене цирка?

Разнообразит уроки обучения грамоте игра “Вкусные слова”:

Цель: способствовать формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв, развитию навыков чтения, развитию логического мышления.

Буратино шел в гости к детям. Он нес “вкусные слова”, по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти буквы и слоги:

Я        

С        

Б        

Н

ЛО        

РУ        

КО        

ША

Г        

ЛИ        

ВА        

МО

(Яблоко, слива, груша, лимон).

После чтения слов по цепочке или хором учащиеся приходят к выводу, что Буратино нес фрукты.

В развитии речи ребенка, его творческого мышления большое значение имеет игра “Помоги Карандашу”. В этой игре поистине проявляется творчество детей. Каждый ребенок старается составить свой рассказ, хочет лично помочь Карандашу.

На уроке закрепления в гости к детям приходит веселый Карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате: МОЛОКО

 МАСЛО

 СОСИСКИ        КОТ

 СУМКА

 МАМА

Приведу рассказы детей:

1. Мама пришла из магазина. Купила масла, молока, сосисок. Дома её ждала дочка, она играла с котенком. Мама покормила дочку, а дочка угостила котенка сосиской. Он ел и весело мурлыкал.

2. Мама пришла из магазина, принесла масла, молока, сосисок. Сумку оставила на кухне. Сама пошла мыть руки. А кот Васька залез в сумку и вытащил одну сосиску. Мама ругала кота, а он мурлыкал: “Мало-мало”.

На уроке, где закреплялись буквы “Ч” и “ч”, веселый Карандаш принес плакат с другими словами: КОЛЯ

 СОБАЧКА

 УТКА

 УДОЧКА

 РЕЧКА

 УТЯТА

Приведу рассказы детей:

1. Наступило лето. Коля взял удочки и с собачкой пошел на речку. На берегу он увидел утку с утятами. Коля поймал рыбку и покормил утят.

2. Коля жил летом в деревне. Он помогал бабушке ухаживать за уткой и утятами. А еще Коля любил рыбачить. Он брал удочки и шел на речку. Коля ловил рыбку, а собака Жучка грелась на солнышке.

Данная игра ценна тем, что во время ее проведения осуществляется индивидуальный подход в формировании у детей умений составлять рассказ по опорным словам.

И дети постепенно учились составлять текст по образцу прослушанных рассказов. Так у ребят появлялась уверенность в своих силах.

Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости, наслаждения.

Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

 "Кто внимательнее?" - на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

 В играх типа "Доскажите словечко" малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх "Том - Тим" (или "Камень-Вата") дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного.

 Можно провести игру "Перекличка", предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну- две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят школьники слушать сказки о приключениях букв. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - Винни Пух, Г - Гномики и так далее, или Веселые человечки: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

 

Дидактическая игра «Дождик».

Данная игра проводилась  на уроке обучение грамоте    «Звуки [р], [р’], буква Р, р»  и проверяла умение: группировать, систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков, давать характеристику звукам, развивать речь, логическое мышление.

Условия игры. Герои урока  спрятались под зонтиками красного и синего цвета. Команда девочек помогает Красной шапочке собрать гласные буквы, а команда мальчиков помогает Волку собрать согласные буквы. Класс проверяет и сигнализирует сигнальными карточками.

Дидактическая игра «Собери цветы».

Игра проводилась  на уроке обучения грамоте    «Звуки [р], [р’], буква Р, р»  и способствовала: развитию умения составлять слова с  помощью слогов; усвоению знаний того,  что в слове столько же слогов, сколько и гласных; развитию мышления, внимания, речи.

Условия игры. Дети, с помощью слогов, записанных в разных геометрических фигурах, составляют слова – названия цветов.

Дидактическая игра «Подарки Деда Мороза».

Игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звуки [д], [д’], буква Д, д»

и способствовала:  развитию умения давать характеристику  звуку;  умению находить местоположение звука в данном слове.

           Условия игры. Дети помогают Деду Морозу сложить подарки в мешки. Предметы, в названии которых звук [д] кладут в синий мешок,  а предметы в названии которых звук [д’] – в зелёный. Свой выбор дети обосновывают (называют место звука в слове и характеризует его по твёрдости – мягкости).

Дидактическая игра «Наряди ёлку».

Данная игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звуки [д], [д’],

буква Д, д» и способствовала:  формированию  умения разгадывать загадки, находить нужные слоги и составлять слова отгадки; развитию логического  мышления,  внимания, памяти.

Условия игры.  Дети должны отгадать загадки и правильно собрать из

слогов слова-отгадки.

Дидактическая игра «Поймай рыбку».

Данная игра проводилась на уроке обучение грамоте «Звук [щ’], буква

Щ, щ» с целью:   формирования  умения отличать  звук [щ’]  и букву Щ, щ  от звука [ш] и буквы Ш, ш;  учиться читать слова с новой буквой;    развивать логическое мышление,  внимание; формирования умения работать в команде.

        Условия игры. Играют две команды: команда мальчиков и команда девочек. Слева и справа написаны слова, но в них потерялась буква. На экран будут  выплывать по две рыбки с буквами ш и щ на спинках, а дети должны выбрать нужную и нажать на неё. Затем прочитать получившееся слово и передать ход другому. Если рыбка стоит на месте, значит буква выбрана неверно,  и,   ход переходит к другому игроку. Побеждает команда, которая поймала большее количество рыбы.

Правда или нет.

Цель. Формировать у учащихся умение воспринимать предложения как синтаксическую единицу.

Оборудование: фишки красного и зеленого цвета для каждого ученика, рисунок с изображением Незнайки.

Игровое действие. Незнайка написал для меня несколько предложений, но никак не могу решить, это правда или шутка. Помогите мне, пожалуйста.

Правила игры: учитель зачитывает предложения. Если оно истинно, ученики поднимают зеленую карточку, если ложное - красную. Один из учеников объясняет Незнайке, какая в предложении ошибка.

Примеры предложений:

Зимой воробьи улетают в теплые края.

Подорожник - это полезное лекарственное растение.

На нашей яблоне выросло много вкусных груш.

В сосновом лесу мы собирали еловые шишки.

Сова днем ​​спит, а ночью ищет себе пищу.

Внимательные ладошки.

Цель. Обобщить знания детей о словах - названия одушевленных и неодушевленных предметах.

Игровое действие. Сейчас мы потренируем ваши ладошки.

Правила игры: учитель называет слова - названия одушевленные и неодушевленные, учащиеся должны «поймать», хлопая в ладоши, те слова, которые отвечают на вопрос кто?

Телеграф.

Цель. Формировать у учащихся умение определять количество слогов в слове.

Игровое действие. Сейчас мы с вами будем телеграфистами и передавать слова в другой город (предварительно учитель объясняет детям, как работает телеграф).

Правила игры: учитель называет ученику слово, а тот должен отстучать по парте столько раз, сколько слогов в этом слове. Все другие «контролеры» - проверяют правильность выполнения задания. Позже ученики могут играть самостоятельно в парах, давая задание друг другу.

Цепочка.

Цель. Совершенствовать умения детей делить слова на слоги.

Игровое действие. Учитель показывает детям цепочку на рисунке или настоящую, обращая внимание на то, как одно кольцо соединено с другим. Затем предлагает создать цепочку из слов так, чтобы они соединялись одинаковыми составами.

Правила игры: класс делится на команды (по рядам). Каждой команде учитель предлагает первое слово, а дальше ученики самостоятельно продолжают составлять цепочку: мышь - шапка - картина и т. д. На каждое правильное слово, которое называет команда, учитель рисует на доске кольцо цепочки. Если кто-то ошибается или долго размышляет, цепочка рвется. Побеждает команда, в которой он разорвется наименьшее количество раз.

Волшебная палочка.

Цель. Формировать у учащихся умение различать отдельные звуки в слове.

Оборудование: палочка из серебристой или золотистой бумаги (волшебная).

Игровое действие. Злая колдунья заколдовала некоторые предметы в нашем классе. Чтобы их раз колдовать, нужно правильно произнести все звуки в названии этого предмета.

Мячик.

Цель. Формировать у учащихся умение подбирать слова с обучаемым звуком.

Оборудование: небольшой мяч.

Игровое действие. К нам в гости закатился мячик. Тот, к кому он попадает, должен научить его словам, в котором есть звук ....

Правила игры: учитель дает первому ученику мяч, тот называет слово с изучаемым звуком и передает мяч следующему, который тоже называет слово и т. д.

Накорми зайчика.

Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.

Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске ступеньки.

Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна ваша помощь.

Правила игры: ученики по очереди читают столбики слов. Если столбик прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.

Нажми кнопку.

Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слогов с обучаемым звуком.

Оборудование: текст букваря

Игровое действие. Представьте, что слоги в букваре - это кнопки. Я называю слово, а вы нажимаете его на клавиатуре.

Правила игры: учитель называет слово, а ученики «нажимают»на это слово в букваре. Правильность выполнения задания проверяет сосед по парте.

Быстро слово ищи.

Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте и соотносить фонетическое значение слова с написанным.

Оборудование: текст букваря.

Игровое действие. Некоторые слова в тексте заблудились. Пожалуйста, помогите их найти.

Правила игры: учитель называет слово, а ученики должны быстро найти его в тексте и прочитать вместе со следующим словом. Побеждает тот, кто первым найдет больше слов.

Белочка.

Цель. Формировать у детей умение объединять слоги в слова.

Оборудование: рисунок с изображением белочки, изображения грибов с написанными на них слогами.

Игровое действие. Помогите Белочке собрать грибочки и прочитать, что на них написано.

Правила игры: белочка прыгает с одного грибочка на другой, а дети в это время читают слоги и образуют из них слова.

Собери слово.

Цель. Формировать умение самостоятельно составлять и записывать слова из заданных букв.

Оборудование: буквы, написанные на доске.

Игровое действие. У нас на доске надпись.

Котик шел, хвостом махнул-

Да и рассыпал буквы все.

Ты быстренько их собери

И, как правильно расставишь,

Слово быстро прочитаешь.

Правила игры. Из предложенных учителем букв ученики составляют слова и «печатают» их в тетради. Побеждает тот, кто составит больше слов. Выполнение задания следует ограничить во времени. Например, кто соберет больше слов за три минуты.

Поймай ошибку.

Цель. Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением других.

Оборудование: текст букваря.

Игровое действие. В нашем букваре только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы попробуйте эти ошибки поймать.

Правила игры: учитель читает текст из букваря, умышленно меняя какие-то слова. Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку, останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.

Овощи.

Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся о гласных и согласных звуках.

Оборудование: картинки с изображением овощей.

Игровое действие. Осенью люди всегда собирают урожай. Мы с вами сегодня тоже будем собирать урожай, но необычный: он состоит из названий овощей.

Правила игры: картинки с изображением овощей размещены по всему классу. Учитель дает задание, а ученики подбегают к тому рисунку, который отвечает ему. Примеры заданий:

Найдите овощ, название которого:

- Начинается с согласного звука;

- Начинается с согласного твердого звука (Мягкого)

- Содержит звук А (о, у, и, м, в, к) и т. д.

Поскольку игра подвижная, то ее лучше использовать в конце урока после этапа подведения итогов.

Кто в слове командир.

Цель. Обобщить и систематизировать знания о буквах, обозначающих гласные звуки.

Оборудование: буквы А, О, У, И, И, Е из разрезной азбуки для каждого ученика.

Игровое действие. В словах «руководят» буквы, обозначающие гласные звуки, ведь сколько гласных, столько и слогов. Попробуем отыскать командиров в каждом слове.

Правила игры: учитель называет слова, а дети поднимают карточки с буквами, обозначающие гласные, которые есть в этом слове.

Например, рыба - Ы, А; кот - О.

      «Внимательные покупатели».

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.

Учитель:

-    Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия

которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м'] (мяч, мишка).

 

      «Животные заблудились».

Учитель:

-Заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Мы будем их созывать, а затем внимательно слушать и рисовать слоговую схему каждого слова. Если мы верно выполним эту работу, животные выберутся из леса.

 

 «Звук заблудился».

Учитель:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Какие слова спутал поэт? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

 

      «От бочки до точки».

Учитель:

- Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?

 

      «Рыбалка».

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

 

      «Телевизор».

На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне учитель вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

 

 «Рассели животных».

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

Предварительно все слова проговариваются.

 

      «Цепочка слов».

Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, изображающая предмет, название которого начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

 

      «Собери цветок».

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].

 

      «Незнайка с кармашками».

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

 

      «Найди ошибку».

Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.

 

«Собери букет».

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, желтый, коричневый, фиолетовый, оранжевый, малиновый и т.д. Ребенок расставляет цветы по вазам. Синий цветок должен остаться.

 

«Буква заблудилась»

На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О С Е М У

Согласные: Н К ИАТ

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят  буквы на место.

 

 «Назови букву».

Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.

Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок — участник игры).

 

 «Покажи букву».

Один  ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.

«Узнай букву»

Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают  глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

 

 «Найди слова в слове».

На доске вывешивается картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и читают его).

Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их».

 

 «Доскажи словечко».

Учитель произносит рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например:  Воробей взлетел повыше:

                    Видно все с высокой         (крыши).

 

      Игра «Лишний звук»

Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

 

Игра «Добавь звук »

Добавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.

Например: роза - гроза (стол, шар, рубка, клад, укус, дар).

 

Игра «Замени и прочитай»

В данных словах замените один согласный звук.

Например: корж - морж (ногти, лапка, зубы, киска, галка, норка).

 

 «Лучший грибник»

У учителя две корзины: в одну складываются грибы-слова, в которых есть  буква л, а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?

Слова : шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка, белый и т.д.

 

«Лучший капитан»

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова ? слова подбираются на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.

 

«Поставь цветок в вазу»

Поставь цветы-слова в вазы. В одной вазе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов?

Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и другие.

                 Назови одним словом

Оборудование: карточки слов, обозначающих обобщающие понятия.

Описание игры. Учитель называет слова, которые обозначают видовые понятия (шкаф, диван, кровать, стол, кресло и др.), а дети среди слов, записанных на доске, находят обобщающие слова (мебель).

      Вариант 1. Учитель не называет слова, а показывает картинки.

      Вариант 2. Слова, которые обозначают видовые понятия, написаны на доске.

                        Помоги слову найти последнюю букву

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:

                      СЛО                      З

                      ГЛА                       М

                      СТО                       К

                       ГРО                      Н

                       КРИ                      Л

                       ПЛО                     Б

                       ГРИ                       В

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.

    Может быть и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.

                                   

                                             Наоборот

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением.

                                               Отгадай и прочитай

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает значение слова, дети по значению находят нужное слово.

      Например, учитель называет значение слова: « Место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное – аптека.

                                       Кто знает, пусть продолжает

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус и др.). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор.

                                                  Универмаг

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель сообщает детям игровую ситуацию: открывается новый универсальный магазин. Витрины и полки пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам: одежда, мебель, посуда, обувь и др. Вызванный ученик берет из стопки карточку со словом, читает его и помещает в нужный отдел- выставляет под плакатом – названием отдела.

     Вариант 1. Ученики разбиваются на группы. Каждая группа должна отобрать товары в свой отдел: выбрать те карточки, на которых написаны названия соответствующих товаров.

    Вариант 2. Меняется игровая ситуация: необходимо навести порядок на полках. На каждой полке среди карточек с названием товаров данного отдела находится карточка с названием товара из другого отдела. Необходимо прочитать слова, найти лишнее слово и передать карточку в соответствующий отдел.

                                           Займи свой домик

Оборудование: карточки трехбуквенных слов, картонные домики с буквами, которые обозначают гласные звуки, в окошке.

Описание игры. Учитель предлагает расселить слова в нужные домики: карточку со словом, в середине которого находится буква А, помещают возле домика с буквой А, карточку со ловом, в середине которого находится буква О, помещают возле домика с буквой О, карточку со словом, в середине которого находится буква У, помещают возле домика с буквой У.

                                             Слог или слово

Описание игры. Учитель записывает на доске трехбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

   Может быть и такой вариант игры: одна группа детей выписывает только слова, другая – только слоги.

   Например: САД, МАК, КРО, ТРА, РОТ, СМИ, СОН, ШКИ, ШУМ, НИТ.

                 

                                                 Слова-братья

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске записан столбик слов. Учитель показывает карточку и просит найти в столбике слова, которые начинаются с такого же слога, как и слово на карточке. Вызванный ученик выходит к доске, последовательно читает слова в столбике и подчеркивает те из них, которые соответствуют заданному слову.

   Например, слово на карточке: КРУПА.

                                  красота

                                  кролик

                                  круги

                                  кубик

                                   роза

                                   груша

                                   кружок

 

                                Поймай выделенное слово

Описание игры. На доске в столбик написаны четыре-пять слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово, находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает его.

    Например:

                             ЛИСА                      липа, лис, лира, лиса, киса

                             ЛАК                         лук, лак, сук,  мак, рак, лак

                             ЛАПА                      липа, лапа, папа, лиса

                             ЛИЗА                      Лида, Липа, Лида, Лида

Материал для игры можно предложить на индивидуальных карточках.

                                               День и ночь

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель или ученик, вызванный к доске, составляет слово. Дети его читают. По сигналу «Ночь!» они закрывают глаза, учитель меняет одну из букв в слове. По сигналу «День!» дети открывают глаза и хором читают новое слово, например: коса – роса – косы – козы – розы и тд.

                          Слоговой конструктор

Оборудование: слоговые карточки.

Описание игры. На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки (слоги можно просто написать на доске). Учитель сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика нужно подобрать подходящий слог из второго столбика». Вызванный  к доске ученик переставляет слоги второго столбика в правильном порядке ( или соединяет нужные слоги на доске):

                        РА         СИ

                        ГУ          РЫ

                        КУ         НА

   Дети хором читают получившиеся слова: РАНА, ГУСИ, КУРЫ.

      Вариант игры : задания такого рода помещены на отдельных карточках, и каждый ученик работает с индивидуальной карточкой.

                        Включи телевизор

Оборудование: картонный макет телевизора с вырезанным окном-экраном. На тыльной стороне пазы, в которые будут вставляться: голубой лист бумаги, символизирующий экран, предметные картинки, карточки букв.

Описание игры. Учитель устанавливает в пазы за экраном телевизора картинку, а перед ней – голубой лист бумаги – телевизор выключен. На верхней полосе наборного полотна размещаются предметные картинки, в названиях которых первые звуки соответствуют буквам названия рисунка, помещенного на экране телевизора. Принцип работы: определяется первый звук названия картинки и под ним выставляется соответствующая буква: лыжи –Л, иголка – И, собака – С, автобус – А. Когда дети хором прочитают полученное слово ЛИСА , учитель вытягивает голубой лист из пазов телевизора ( «включает его») и на экране появляется картинка лисы.

                                               Парашюты

Оборудование: бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы.

Описание игры. На доске столбик слов с пропущенными буквами. На наборном полотне парашюты, количество которых соответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют к слову таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово.

                                   Туннель

Оборудование: две картонные машины с прорезью в кузове, в которую можно вставить картонку с буквой.

Описание игры. На доске два столбика слов с пропущенными буквами- туннели. В словах одного столбика гласный верхнего ряда, в словах другого – гласный нижнего ряда. В прорези машин установлены соответствующие буквы, к примеру У и Ю. Вызванный ученик выбирает туннель, берет машину и читает слова, проводя машину через туннель таким образом, чтобы буква заняла свое место в слове. Например, машины с буквами У и Ю нужно провести через следующие туннели:

                              Л_ба                        р_ки

                              Кл_чи                      д_бы

                              Пл_с                        ст_к

                              Сал_т                      др_г

                                  Бюро находок

Оборудование: касса букв.

Описание игры. На наборном полотне слова, в которых одна из букв пропущена. Рядом стоит ученик с набором букв (бюро находок). Вызванный ученик молча читает слово, решает, какая буква пропущена, и обращается в бюро находок: «Мое слово потеряло букву А». Ему выдается нужная буква, он вставляет ее в слово, класс хором читает его.

                                       Распредели вещи

Оборудование: три наборных полотна ( на первом выставлена картинка ложки, на втором – платья, на третьем – стула), касса букв.

Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Мы переезжаем на новую квартиру. Нужно подготовить вещи к погрузке и разложить по отдельности  посуду, одежду и мебель». Вызванный ученик читает слово из столбика, написанного на доске печатными буквами, и проводит от него мелом линию к соответствующему наборному полотну.

    Вариант 1.  У доски работают три ученика, каждый отбирает слова, относящиеся к одной указанной тематической группе.

    Вариант 2. На доске нет столбика слов, но есть предметные картинки. Ученик берет предметную картинку. Определяет, к какой тематической группе относится слово, и составляет его на нужном наборном полотне из букв разрезной азбуки.

                                       Подпиши картинки

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Каждый ученик получает 4-5 предметных картинок. Учитель одно за другим открывает написанные на доске слова. Дети молча читают слово и, если у них есть соответствующая картинка, переворачивают ее обратной стороной. После того, как все слова будут прочитаны , дети  называют картинки, которые остались неперевернутыми. Проигрывает ряд, в котором есть ученики, не закрывшие рисунки.

                    Найди лишнее, оставь только родственников

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске устанавливаются в строчку карточки четырех слов, три из которых являются однокоренными, а четвертое не удовлетворяет соответствующим признакам:

                 СОЛЬ                           ВОЗ

                 СОЛЕНЫЙ                   ВАЗА

                 СОЛОВЕЙ                    ВОЗИТЬ

                 СОЛИТЬ                       ПОВОЗКА

   Вызванный ученик читает слова, анализирует их, находит лишнее и снимает соответствующую карточку.

   Может быть и такой вариант игры: наборы слов можно отпечатать на карточках. Класс делится на группы,  каждая группа получает набор слов и составляет «лишние» слова из букв разрезной азбуки. Победителем является группа, которая раньше других справится с заданием.

                                       Чудесный мешочек

Оборудование: мешочек, карточки слогов и букв.

Описание игры.  Учитель помещает в мешочек игрушку или предметную картинку и набор букв и слогов, из которых можно составить слово-название игрушки или предмета, изображенного на предметной картинке. Спросив, кто спрятался в мешочке, учитель выдает набор букв и слогов. Ученик составляет слово и, проверяя себя, достает из мешочка игрушку или предметную картинку.

     Может быть и такой вариант игры: класс делится на группы. Каждая группа получает мешочек. Победителем будет та из них, которая раньше других составит слово и достанет проверочную картинку.

                           Что перепутал художник ?

Оборудование: карточки со словами и предметными картинками: булка – белка, на картинке белка, далее соответственно: кот – кит, горка – норка, мышка – мишка, лужи – лыжи.

Описание игры.  Учитель рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать правильно не научился. Ребятам предлагается определить, что перепутал маленький художник. Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивают по буквам пару слов.

                                     Сколько точек – столько букв

Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек.

Описание игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.

1. «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы».

 

  1. Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель».

 1в.: играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый?

 2в.: учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Эта игра позволяет ориентироваться на реальные знания детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Постепенно часть заданий в этой игре учитель передаёт классу. Сажать детей на место можно предложить ученикам. «Пусть сядет на место звук «п», но сначала назовёт слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовёт в классе 3 предмета, которые начинаются с него или с его твёрдой пары» и т.д.

3. «Назови слово с нужным звуком». Лучше проводить в конце урока, когда изучен новый звук. Главное – интонационно выделить звук. Например, «лллуна», «колллобок», «столлл». Когда словарный запас истощается, называются слова с мягкой парой звука. Если ученик не может придумать слово, нужно помочь ему. Например, спросить, как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот? Или постучать по полу и спросить: «Что у меня под ногами?». Такого ребёнка обязательно надо похвалить, что он сам догадался.

4. «Как тебя зовут?». Эта игра проводится для закрепления гласных и согласных звуков. Предложить выйти всех детей, имена которых начинаются с гласных звуков. Имя каждого ребёнка громко называется и определяется, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке пригласить детей, имена которых начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их.

5. «Назови похожее». Эта игра вводится для отработки учебной операции – различение твёрдых и мягких звуков. Всего 8 вариантов этой игры, которые постепенно усложняются. Условие игры оговаривается заранее: учитель называет слово, ученик называет другое слово с этим же согласным звуком или с любым твёрдым согласным.

 1в.: учитель – сыр, ученик – сок

 2в.: учитель – сыр, ученик – молоток

 3в.: учитель – кит, ученик – кино

 4в: учитель – кит, ученик – лента

 Затем игра усложняется. Учитель называет слово с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.

 5в.: учитель – рука, ученик – река

 6в: учитель – рука, ученик – мясо

 7в.: учитель – вилка, ученик – вода

 8в.: учитель – вилка, ученик – молоко.

6. «Придумай слово по модели». Даётся модель, дети придумывают к ней слова. Сначала даётся трёхзвуковая модель. Например, синяя, красная, синяя. ( Дом, сом, дым, сок…).

7. «Кто внимательный». Ставятся две фишки одна под другой: синяя и зелёная. Рядом с ними выставляются все гласные буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных. Ученики закрывают глаза, а учитель переставляет буквы, меняет их местами, например, на место буквы «а» ставит букву «я» и т.д. Дети, открыв глаза, должны узнать, что изменилось. Менять буквы можно только парами. Фиксируется внимание на том, какие гласные пишутся после твёрдых согласных, а какие – после мягких. Если менять произвольно, то нарушится учебная задача.

8. «Найди свой домик». 2 ученика (ведущие) берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква.

9. «Загадки о звуках». Например, при дифференциации звуков «с» и «з». Слушайте внимательно, я вам расскажу о звуке, а вы покажете мне букву, которой этот звук записывается: это согласный звук. Преграда создаётся языком и зубами, при произнесении этого звука горлышко работает, это звонкий согласный звук, имеет твёрдую пару. Можно изменить задание: Слушайте внимательно, поднимайте нужную букву, «з» или «с»: слон, змея, весы, косы, спокойно. Закон, заноза, бусы, месяц, гроза, лисята, осина, злой, Трезор. Варианты разные: хлопать, топать, встать, сесть и т.д.

10. «Дополни до целого слова». Эту игру можно использовать при изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги с новой буквой. В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги: ка-, ки-, ко-, ку-. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги. Например, Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и др., а Каркуша проверяет, чему научились дети. Игра «Дополни до целого слова» способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.

11. «Слово в слове». Эта игра развивает наблюдательность и мышление. Например, товарищи (товар, вари, щи, товарищ), пожар (жар), овощи (овощ, щи), хлопушка (хлоп, пушка), лопух (пух), смех (мех), шутка (утка), шарф (шар).

12. «Составь новое слово».

Цель игры: повышение познавательной активности учащихся, наблюдательности, развитие внимания.

молнии лимон горели грели

 норма нора лилия Лиля

13. «Собери слово».

Цель: развитие внимания и мышления.

Представлены задания (составь слова) – асыч (часы), чдуо (чудо) , ущак (щука), чщаа (чаща),– саоипг (сапоги), ппаак (папка), пргиои (пироги), кптае (пакет).

14. «Словоизменение» Варианты: «Измени порядок букв», «Составь по порядку», «Поменяй слоги».

 Цель: развитие наблюдательности и мышления

весна – навес, кабан – банка, дыра – рады.

15. «Слова – перевёртыши» или «Вперёд – назад»: топот, потоп, довод, шалаш. Сев – вес, сор – рос, сел – лес, нос – сон.

16. «Фразеологический зверинец».

Цель: расширение словарного запаса учащихся. Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).

 Дидактические игры созданы специально для отработки каких-либо учебных задач. Это не отдых и не развлечение. Это серьёзная учебная работа. Необходимо включать игры в каждый урок. Если каждый этап урока завершать соответствующей игрой, то у детей сформируется желание и умение учиться.

Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости, наслаждения.

Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Список литературы:

1.  В Волина «Учимся играя. – Москва.: Просвещение, 1983. – 116 с.

2.  Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. – Москва «Просвещение» – 1964.-184с

3.  Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. ‑ М., 1975

4.  Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1986. – 264 с.

5.  Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 1971. – с. 32–38.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В гостях у мудрого гнома

Слайд 2

Слово в слове Найди спрятанное слово Кот-шутник

Слайд 3

Слово в слове До рога рыба к бу лыжник лес ка уста л у точка Здорово!

Слайд 4

Найди спрятанное слово радуга шлгентро смитчв гроза ма па ручка ьитнббрыю букварь пенал цр снег Что обозначают эти слова? Явления природы Школьные принадлежности к Молодцы!

Слайд 5

Кот-шутник град крот сушки лампа пилот рад рот ушки лапа плот Угадай, какое слово получилось? Убери одну букву. Догадайся, какое слово было? Добавь одну букву. усы бусы укус уксус рубка трубка дар удар клад склад Молодцы! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Кто играет в прятки  с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...

Дидактическая игра "Своя игра"

Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...

Дидактическая игра по математике "Своя игра"

Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...