Конспект урока по нанайской народной сказке "Айога"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Павлова Ольга Анатольевна

Развернутый конспект урока с вопросами учителя по сказке "Айога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_sk._ayoga.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Нанайская народная сказка «Айога».

Цели урока: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста, сформировать умение правильно выражать свои мысли.

Задачи.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки работы с текстом; способствовать формированию первичных исследовательских навыков; - продолжить обучение чтению по ролям, как основы  выразительного чтения; формировать умение делать сравнительный анализ характеров главных героев сказки.

Коррекционно-развивающая: развивать коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;

Коррекционно-воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств личности,  показать детям, что истинная красота человека – духовная;

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Активизация знаний. Проверка домашнего задания.

Учитель: - Дома вы читали отрывок из произведения «Крошка Енот». Скажите, как Крошке Еноту удалось преодолеть свой страх?

Ученик: - Он улыбнулся.

Учитель: - Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Дети улыбаются друг другу в парах. Учитель тоже улыбается.

Учитель:-  Улыбка бывает разная: добрая и злая. Почему тот, кто сидел в пруду доверился улыбке Крошки Енота?          

Ученик:-  Она была доброй.

Учитель: - Дайте совет Крошке Еноту, как выбирать друзей и каким должен быть друг?

Ученик: - Добрым, весёлым, доброжелательным, внимательным, заботливым, честным.

Учитель: -  Вы назвали много качеств. Каждый из вас мечтает о таком друге. А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества?

Ученик: -  Нет, не всегда.

              -  Бывает так, что друг тебя обидит или обманет.

  1. Постановка цели урока:

Учитель: -  Мы продолжаем знакомиться  с разными персонажами сказок.

Откройте оглавление с. 90 учебника . Как называется сказка, которую мы сегодня будем изучать? «Айога».

    Учитель:-  Это нанайская сказка.

    Учитель: - Предположите кто или что такое Айога.

    Ученик: - Я думаю, что это цветок или бабочка.

              - Я знаю эту сказку, это так девочку звали.

    Учитель:  - Откройте эту сказку.  Как вы думаете, эта сказка авторская или народная?

  Ученик: - Народная. Её сочинил нанайский народ. 

 Учитель: - А что вы знаете об этом народе?

Ученик: - Не знаем.

Учитель: - Тогда я вам расскажу.

4. Подготовка к восприятию:

Рассказ учителя о нанайском народе.

Учитель: -  Нанайцы – (нанай, "здешний человек", устаревшее название – гольды) один из малочисленных народов Дальнего Востока,  живший в 17 веке по реке Уссури, а также вокруг озера Ханка. Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Гольды – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и  меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки,  из которых варили  густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму.  Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками.  Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.  В настоящее время более трети всех нанайцев живет в городах. Численность нанайцев в Российской Федерации около 12 тысяч человек.

Учитель: - Что вы узнали о нанайском народе?

5. Работа по теме урока.

1)Чтение сказки учителем. Дети слушают сказку.

2) Беседа по восприятию сказки.

Учитель: - Что вас удивило, что понравилось в сказке?

Учитель: - В какой момент вы огорчились, а когда обрадовались в сказке?

(Дети формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью).

Учитель: - Что вы ещё хотели бы сказать?

                               Физминутка.

 Беседа по содержанию сказки.

Учитель: - Оправдались ваши предположения? Что же обозначает слово Айога?

- Так звали нанайскую девочку.

Учитель: - Кому из вас хотелось бы прочитать эту сказку и подробнее о ней поговорить?

Чтение сказки по по ролям и беседа по содержанию.

Учитель: - Какие слова показались вам непонятными? (запись на доске и объяснение непонятных слов).

Учитель: - Что вы можете сказать об этой девочке?

 - Айога была очень красивая.

  - Её все хвалили, а потом она зазналась.

Учитель:  - Какие качества характера Айоги  проявились?

 - Лень, ум, находчивость, хитрость.

Учитель: -  Понравилась ли вам Айога? Очень красивая девочка! Такая не может не понравиться.

Учитель: - Почему же она вам не понравилась?

- Она загордилась и понравилась сама себе.

Учитель: - Что  вы заметили в  разговоре матери и Айоги?

 - Мать и дочь как будто поменялись ролями.

   - Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой  раньше, возвращаются к ней.

Учитель: - Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку.  Почему?

- Значит матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь.

 - Её огорчало поведение дочери.

 - Мать любила Айогу и хотела обратить внимание девочки на её неправильное поведение.

Учитель: - А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать?

- Если бы она поняла, она бы изменилась.

Учитель: - Как была наказана Айога?

 - Она превратилась в гуся.

Учитель: - Почему?

- Она разозлилась, зашипела и вытягивала шею.

Учитель: - Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки?

- Нет. Её никто не жалел.

   Учитель: - Где произошло превращение?

- У реки.

Учитель: - Случайно ли именно в этом месте?

 - Нет, в сказках вода – это волшебный мир.

Учитель: - Послужило ли Айоге  это уроком?

 - Нет. Она по – прежнему гордилась своей красотой.

 - А на самом деле какой она стала?

- Некрасивой, неуклюжей.

 - Она очень гордилась своей красотой, поэтому превратилась в некрасивого гуся.

6.  Раскрытие основной идеи текста.

Учитель: - Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье?

- Она сильно гордилась своей красотой.

Учитель: - Почему она не смогла понять свою мать?  Есть  в русском языке слово – гордыня.  Может кто-то знает, что оно обозначает?  (Гордыня – это самовлюбленность и эгоизм. Эгоизм – это забота только о себе).

Учитель: - Как вы думаете гордость – это хорошее качество характера?

- Да, это хорошее качество.

 - Гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения.

Учитель: - С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку?

- Её все хвалили.

Учитель: - Кто же виноват в том, что Айога так изменилась?

- В первую очередь она сама виновата, но и окружающие помогли ей в этом.

Учитель: - Какого же испытания не выдержала Айога?

- Испытания красотой.

Учитель: - Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. На что обрекают себя самовлюблённые люди?

- На страдания.

  - На одиночество.

Физминутка для глаз.

(Учитель демонстрирует слайд с движущимся предметом. Дети следят за ним глазами.)

Учитель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Конечно, у каждого из вас сформировался свой образ Айоги, а художник изобразил её так.

Учитель демонстрирует слайд .

Учитель: - Какие слова вы могли бы подписать под этим слайдом? Обсудите сначала это в парах.

- Айога была очень красивой девочкой и все её очень хвалили.

  - Айога загордилась. Стала часто любоваться в зеркало на своё отражение.

Учитель: - А под этим слайдом?

- Разозлилась Айога и побежала к реке. А соседская девочка пожалела её и предложила  лепёшку. - Совсем разозлилась Айога, зашипела, замахала руками и руки у неё в крылья превратились.

  7 .Этап рефлексии и сообщения домашнего задания.

Учитель: - О чём же вы задумались, прочитав эту сказку?

- Нужно быть добрыми, не зазнаваться.

Учитель: - А что ценят в людях разные народы?

- Доброту, трудолюбие.

Учитель: - А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?

- Конечно, хотелось.

Учитель: - Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим?

-Айога должна понять, что поступала  плохо  и тогда она опять сможет превратиться в девочку.

Учитель: - Домашнее задание:  читать сказку, кратко пересказывать.

8.Итог урока. Рефлексия.

Учитель: - Подведём итоги работы на уроке. Продолжите фразу:
                   - Я похвалю своего одноклассника за то, что…


Учитель: - Самым интересным на уроке было…!

  Учитель: - Урок заставил нас  задуматься о том, что…

-Мы тоже иногда огорчаем родителей, если не слушаемся или не помогаем.

 - Не нужно зазнаваться.

   - Не всегда красивый человек может быть хорошим, добрым.

Учитель: - Молодцы! (Отметки за урок).

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Лиса в народных сказках"

Урок – исследование по русскому языку (внеклассное чтение) по теме «Лиса в народных сказках» проводится в 3классе. Эта тема является обобщением раздела «Сказки» по темам бытовые сказки и сказки о живо...

Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...

Конспект урока родного (нанайского) языка по теме "Жилища животных" в 3 классе

Материалы урока родного (нанайского) языка по теме "Жилища животных" в 3 классе, в помощь учителям родного (нанайского) языка...

Конспект урока по теме: Народные сказки

Конспект урока по теме: Народные сказкиКласс: 2...

Конспекты уроков по русским народным сказкам

Конспекты уроков по русским народным сказкам (Лиса и тетерев, Лиса и журавль, Каша из топора)...

конспект урока изоискусства. Тема: "Народная расписная картинка-лубок" 4 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: ознакомление с народной картинкой – лубок; освоение учащимися особенностей техники русского лубка и его выразительных средств; использование элементов этой техник...