Конспекты уроков по русским народным сказкам
план-конспект урока по чтению на тему

Сумина Галина Алексеевна

Конспекты уроков по русским народным сказкам (Лиса и тетерев, Лиса и журавль, Каша из топора)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты уроков по русским народным сказкам

Тема: Сказка «Лиса и тетерев»

Цели:

- познакомить с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»;

- развивать умение анализировать, обобщать и делать собственные выводы;

- воспитывать любовь и интерес к произведениям устного народного творчества.

Оборудование: иллюстрации к сказке.

Литература: учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , М.В. Голованова .

Ход урока.

I. Организационный момент

- Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

II. Проверка домашнего задания

- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?

- Назовите героев сказки.

- Проверим выразительное чтение сказки по ролям.

III. Изучение нового материала

1. Подготовка к первичному восприятию текста.

- Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками. Для чего нам нужны сказки?

(Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).

- Какие сказки о лисе вы знаете?

- Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).

- Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Лиса и тетерев».

2. Словарная работа.

- Рассмотрим незнакомое слово.

Кабы - если бы.

3. Первичное чтение.

- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какая лиса? (показ иллюстрации)

- А кто такой тетерев?

- Посмотрите на иллюстрацию, это тетерев. Опишите, какой он? (показ иллюстрации)

- Я прочитаю сказку, а вы должны внимательно меня послушать и следить по тексту. (Учитель читает сказку).

4. Проверка первичного восприятия.

- Понравилась вам сказка?

- Кто из героев вам понравился? Чем?

- Кто не понравился? Почему?

- Какие слова вы подобрали бы для характеристики Тетерева? Лисы?

Физкультминутка.

- Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)

5. Первичное чтение и анализ.

- С какой интонацией мы должны читать слова лисы?

- А с какой интонацией мы будем читать слова тетерева?

-Читаем по ролям. (По времени 2 раза)

а) Беседа по содержанию сказки.

- Как приветствовали лиса и тетерев друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?

- Как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.

- Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?

Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?

- Найдите, как лиса называет тетерева.

- Найдите строки, говорящие о содержании указа, прочитайте.

- Как думаете, поверил тетерев, что такой указ появился?

- Зачем он сказал лисе о собаках? Прочитайте.

- Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего»

- Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего»

- Прочитайте, о чём думала лиса, когда начала говорить с тетеревом?

- О чем думала, когда убегала?

б) Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрим иллюстрацию к сказке. Посмотрите на лоску. (показ иллюстрации)

- Выберите подходящие слова.

- Какой была лиса?

Доверчивая, легкомысленная, глупая, жестокая, хитрая, бесстрашная, беззаботная.

- А какой был тетерев? (умный, рассудительный, смышленый)

- Что помогает понять волшебные свойства сказки? (звери одеты в старинные русские костюмы – сарафан, кафтан)

- Какие слова сказки могут служить подписями к этому рисунку?

IV. Итог урока

- С какой сказкой познакомились на уроке?

- Чему нас учит сказка? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).

– Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?

V. Домашнее задание

-Читать сказку «Лиса и тетерев» по ролям.

- Подготовить рисунки к сказке

2. Тема: Сказка «Лиса и журавль»

Цели:

  • познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;
  • развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.

Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки со словами.

Литература: учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , М.В. Голованова .

Ход урока.

I. Организационный момент

- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!

II. Проверка домашнего задания

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

- Назовите героев этой сказки.

- Проверим выразительное чтение по ролям сказки «Лиса и теререв».

III. Изучение нового материала

1. Подготовка к первичному восприятию текста.

- Ребята, поднимите руку у кого много друзей.

- Часто ли вы ходите к ним в гости?

- А вы сами любите принимать гостей?

- Как вы считаете, случаен ли сегодня наш разговор о гостях?

- А сегодня мы прочитаем русскую народную сказку о том, какое гостеприимство оказала лиса своему гостю.

2. Словарная работа.

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите карточки со словами, с которыми нам предстоит сейчас познакомиться.

(На доске висят карточки со словами: пир, потчевать, не обессудь, несолно хлебавши).

- Послушайте внимательно:

Пир - большой званый обед, а также вообще обильное угощение.

Потчевать - угощать.

Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.

Несолоно хлебавши - ни с чем.

3. Первичное чтение.

- Я прочитаю сказку, а вы должны внимательно меня послушать. (Учитель читает сказку).

4. Проверка первичного восприятия.

- Понравилась вам сказка? Чем особенно?

- Какая эта сказка?

- Кто является главными героями? (лиса и журавль)

- Журавль это красивая птица (показ картинки). Опишите ее.

- Каков журавль в этой сказке?

- Посмотрите на следующую картинку и попробуйте описать лису. Какая она? (показ картинки)

- Скажите, хорошо или плохо поступает лиса? Почему? (Плохо, она хочет перехитрить журавля).

- Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему? (Нет, потому что журавль оказался умнее).

Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом. (Ходьба на месте)

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают. (Взмахи руками)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились. (Лёгкий бег, дети машут руками, кружатся)

5. Первичное чтение и анализ.

-Карандашом в тексте выделим их реплики. Перед словами автора ставим букву А, пред словами лисы-Л, перед словами журавля –ж. (несколько реплик выделяем вместе, далее дети доделывают самостоятельно).

-Для чего мы выделяли слова героев?

-Не забудьте об интонации, которой мы должны передавать слова героев. Как читаем за лису, журавля?

- Читаем по ролям. (По времени 2-3 раза)

а) Беседа по содержанию сказки.

- Какой фразой начинается сказка? Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Получился ли званый пир? Почему?

- Почему лиса решила угостить журавля?

- Каким здесь показан журавль?

- О чем думала лиса?

- Что получилось с ее планом?

- Как вы объясните поведение журавля? (Он отомстил лисе, сделал так же, как и лиса ему).

- Почему распалась дружба лисы с журавлём? (Потому что лиса пожалела для журавля каши, и журавль ответил ей тем же).
- Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?
- Почему лиса перестала дружить с журавлем?

- Была ли это настоящая дружба?

б) Работа с иллюстрацией.

- Сейчас я на доску вывешу картинки, которые мы должны развесить в правильном порядке.

На доске иллюстрации:

IV. Итог урока

- С какой сказкой познакомились на уроке?

- А какая пословица отражает главную мысль рассказа?

- Чему нас учит сказка? (Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее).

V. Домашнее задание

-Читать сказку «Лиса и журавль» по ролям.

3. Тема: «Каша из топора»

Цели:

- познакомить с одним из видов сказок - бытовой;

- развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;

- воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Оборудование: иллюстрации к сказке.

Литература: учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , М.В. Голованова .

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинается урок!

II. Проверка домашнего задания

- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?

- О чем она?

- Проверим чтение сказки по ролям.

III. Изучение нового материала

1. Подготовка к первичному восприятию текста.

- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (Волшебные, о животных, бытовые).

- О чём рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях).

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

- Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки. (Каша из топора).

- Можно ли по названию сказки определить главных героев? ( Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне).

2. Словарная работа

- На доске записаны слова, которые нам не знакомы. Давайте прочитаем их.

На доске слова:

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

3. Первичное чтение.

- Я прочитаю сказку, а вы должны внимательно слушать и следить по тексту.

2. Проверка первичного восприятия текста.

- Понравилась сказка? Чем понравилась?

- Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

- Что попросил солдат у старухи?

- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

- Что придумал солдат?

- Что он сначала попросил у старухи?

- А потом?

- Что получилось у солдата сварить из топора?

- Какой показана старуха в сказке?

- Каким – солдат?

- Почему он так поступил?

Физкультминутка.

5. Первичное чтение и анализ.

Прочитаем сказку по цепочке, после по ролям.

- Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

- И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

а) Работа над пословицами (на доске).

- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

- Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит. (Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего).

- В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.

б) Работа с иллюстрацией.

- А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.

- Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

- Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации? (Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.)

- Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть? (Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла)

- Рассмотрите иллюстрации, которые висят на доске, мы должны расставить их в правильном порядке.

На доске следующие иллюстрации:

- Молодцы!

IV. Итог урока

- С какой новой сказкой познакомились на уроке?

- Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

- Прав ли солдат?

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

V. Домашнее задание

- Подготовиться к чтению по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русской народной сказке "Сивка-Бурка"

Урок помогает расширить культурное поле младшего школьника путем поиска взаимосвязей между русской народной сказкой и скандинавской мифологией....

Конспект урока "Лиса в народных сказках"

Урок – исследование по русскому языку (внеклассное чтение) по теме «Лиса в народных сказках» проводится в 3классе. Эта тема является обобщением раздела «Сказки» по темам бытовые сказки и сказки о живо...

Конспект урока по нанайской народной сказке "Айога"

Развернутый конспект урока с вопросами учителя по сказке "Айога"...

Конспект урока по теме: Народные сказки

Конспект урока по теме: Народные сказкиКласс: 2...

Конспект урока .Тема: Русская народная сказка. Буква Ее. Письмо строчной и заглавной буквы Е е. 1 класс.

Образовательная система: Школа РоссииУчебный предмет: интегрированный урок (чтение и письмо)Класс: 1Тема:  Русская народная сказка. Буква Ее. Письмо строчной и заглавной буквы Е е.Тип урока...

Конспект урока чтение "Русская народная сказка Крошечка-Хаврошечка" (УМК Школа России 3 класс)

Цель  Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.ЗадачиОбразовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, по...