Разработки уроков
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Рязанова Наталья Сергеевна

Разработка урока по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения на тему “Согласные звуки[в], [в’]. Буквы В в”.

Задачи урока:

обобщать и систематизировать знания учащихся о звуках и буквах;

познакомить с согласными звуками [в], [в?], буквами В.в;

развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, анализировать;

развивать память, внимание, фонематический слух.

Оборудование:

“Азбука” В. Г. Горецкого;

фишки для составления звуковых моделей;

предметные картинки (волк, ветер);

карточка с предложением;

карточки с выполненной групповой работой;

маркеры для работы в группах;

цветочки для самостоятельного оценивания;

картинки: ванна, веник;

этапы алгоритма звуко-буквенного разбора на листках А4 в файлах;

выставка рисунков детей класса;

магнитофон;

волшебный сундучок;

шарик с нарисованной буквой;

печатные буквы на магнитах;

интерактивная доска;

2 компьютера;

мультимедийный проектор;

презентация 1.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. На нашем уроке присутствуют гости и всем им мы говорим: “Мы рады видеть вас!” (Слайд 2). Сядьте девочки, мальчики. Вы знаете, сегодня утром со мной произошла удивительная история: под дверью нашего класса я нашла сюрприз, вот этот красивый сундучок, но в суматохе я даже не успела посмотреть, что в нём. Давайте вместе посмотрим.

II. Актуализация знаний.

Учитель достаёт из мешочка и прикрепляет на доску буквы на магнитах.

- Ничего не понимаю, что нужно делать? (Дети предлагают назвать буквы)

А О У Ы И Н Р Л К С

- Все эти буквы я отсканировала на экран. (Слайд 3)

- Назовите гласные буквы. Назовите согласные буквы.

- Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся твёрдо!”

- Назовите гласные буквы, дающие команду согласным: “Читайся мягко!”

- Какие звуки обозначают согласные звуки? (называют по цепочке)

По стрелочке переход на гиперссылку: “Вперёд! К открытиям!” (Слайд 4)

III. Постановка учебной задачи.

- Но в мешочке есть ещё что-то. (Учитель достаёт предложение с закрытыми буквами) (Приложение 1)

- Что это? (Предложение)

- Что такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу)

- Почему вы решили, что это предложение? Какие правила оформления предложения мы знаем? (Начало предложения пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка)

- Прочитайте предложение. (Не можем прочитать, так как не хватает букв)

- Наверное, тут должна стоять новая буква, но какая? Давайте отгадаем загадки, может они нам что-то подскажут.

Файл “Загадки”. (Слайды 5) (Отгадки: ванна, василёк, весна, велосипед, веник)

- Чем похожи все отгадки? (Начинают со звуков (в) или (в’).

- Назовите тему нашего урока. (Звуки (в) и (в’), буквы Вв.)

- Какие же задачи стоят перед нами на уроке?

В беседе с учителем конкретизируются задачи урока (они фиксируются на доске меловыми рисунками):

- Учиться давать характеристику звукам.

- Читать и писать слова с буквой Х.

- Выразительно читать текст с новыми буквами. (Эту задачу сообщает сам учитель)

IV. “Открытие нового знания”.

Звуко-буквенный анализ слов-отгадок ванна и веник: игра “Живые буквы”.

– Правила игры. Вы будете “живыми” звуками слова “ванна”.

– Оля будет первым звуком. Назовите его – [в]. (Ребёнок даёт характеристику звуку: согласный, твёрдый и берёт синий квадрат)

– Серёжа – вторым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)

– Катя – третьим звуком. Назови его – [н]. (Характеристика)

– Петя – четвёртым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)

– Шаг вперёд первый гласный звук в слове! Хором назовём его. Встань на место.

– Шаг вперёд второй гласный звук!

– Шаг вперёд первый согласный твёрдый звук! Хором назовём его.

– Шаг вперёд второй твёрдый согласный звук. Хором назовём его.

Дети прикрепляют на доску схему слова “ванна”.

Игра “Живые звуки” со словом “веник”.

- Назовём ещё раз первые звуки в этих словах. Какими буквами обозначим эти звуки? У меня в мешочке больше нет никаких букв. Только вот этот шарик. (Учитель достаёт из мешочка шарик) Ой, смотрите, на нём что-то написано.

Учитель надувает немного шарик, дети видят букву в, затем шарик надувается побольше и строчная буква превращается в заглавную.

- Для чего нужна заглавная буква?

- Давайте вставим новые буквы под схемами. (Читающий ученик находит среди букв на столе нужную букву и прикрепляет её под схемами)

Музыкальная физминутка.

V. Первичное закрепление.

Вывод о букве В ещё раз повторяется по алгоритму (сначала кто-то один, а потом все хором): буква Вв обозначает согласные твёрдый (в) и мягкий (в’), парные звонкие звуки.

Звуковой разбор.

Шаги алгоритма:

1. Произношу звук. Наблюдаю, как произношу: это ртосмыкатель или ртооткрыватель.

Если гласный звук, то выполняю шаг 1а.

1а. Проговариваю слово и проверяю, ударный или безударный гласный.

Если согласный звук, то выполняю шаги 2 и 3.

2. Наблюдаю, в каком положении губы при произнесении звука (мягкий согласный – “на улыбочке”, без “улыбочки” - твёрдый согласный).

3. Проверяю пальчиками, работают ли голосовые связки: звонкий или глухой согласный.

Файл “Сказка”. (Слайд 6)

- А сейчас я предлагаю послушать сказку и запомнить как можно больше слов с новыми звуками. Игра “Кто больше?”. (При прослушивании сказки дети загибают пальчики, как только услышали слово с новыми звуками, а при проверке побеждает тот, кто назовёт больше слов.)

Учитель на доске переворачивает плакат на доске с буквами Вв.

- Что нам поможет запомнить эту букву? (Дети чертят её на ладошке, спинах друг друга, носиком, локтём в воздухе)

– Найдите букву на рисунке. Слайд. (Дети обводят маркером букву на экране, остальные в “Азбуке” зачёркивают букву на стр. 72)

– А теперь девочки называют слова с новыми звуками женского рода, а мальчики – мужского рода. (Дети используют картинки на слайде, в учебнике, придумывают свои.)

– Продолжаем соревнование между девочками и мальчиками. В какую игру играют герои мультфильмов на страницах нашей “Азбуки”? (Футбол) Вот и мы сейчас поиграем в эту игру.

Слайд 8 . Сначала “забивают голы” девочки (читают слоги), потом мальчики. Если слоги прочитаны правильно и дружно, звучит фонограмма “Гол”.

– Сейчас нам предстоит выполнить сложную работу, давайте подготовим наши глазки.

Физминутка для глаз. (Слайды 9–14)

VI. Самостоятельная работа.

Детям раздаются листочки с текстом. (Приложение 3)

Конкурс рисунков

Скоро конкурс рисунков. Мы рисовали картины. Вот три рисунка.

Никита нарисовал тракториста и трактор.

А эта ворона и лиса – рисунок Кати. У лисы сыр. Ворона сидит на суку сосны.

Как красиво нарисовала Арина капусту, лук, тыкву!

Чтение текста “про себя”, а потом вслух по предложениям. Слайд 15.

- Что такое конкурс?

- Что рисовали ребята? (Дети отвечают отрывками из текста)

- Что нарисовал Никита?

На дополнительной доске открывается выставка рисунков детей класса.

- Найдите рисунок Никиты. (Проверка по гиперссылке каждого рисунка, правильно ли дети нашли рисунок) (Слайды 16-17)

- Что рисовала Катя? Найдите её рисунок.

- Что рисовала Арина?

- Как нарисовала Арина капусту, лук и тыкву? (Красиво). Найдите рисунок Арины.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа в группах.

I группа работает на компьютере. Отгадать и вставить слова с новой буквой. (Слайд 9)

Проверка по слайдам 9–12.

II группа. Найдите заблудившуюся букву. (Приложение 2)

Мы собрали васильки

 На головах у нас щенки.

Пуганая корона куста боится.

III группа. (Приложение 2)

Не зная брода, не суйся в моду.

На пожелтевшую листву

 Бросает лев свою листву.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Какая же буква была пропущена в предложении, которое мы не смогли прочесть в начале урока? (Убирается цветочки, которые заслоняли буквы в предложении.)

- Теперь мы сможем его прочитать? (Дети читают)

- Что это? (Пословица)

- Как вы её понимаете?

- Я уверена, что этот приятный сюрприз с сундучком нам преподнесла буква В, давайте и мы ей сделаем приятное. Она весь урок наблюдала за нами. (Учитель достаёт объёмную букву, сделанную из пенопласта). На партах у вас лежат разного цвета цветочки. Давайте подарим эти цветы нашей новой букве. (Слайд 23) Если вы сегодня со всеми заданиями справились и вам всё понятно – возьмите зелёный цветочек, если что-то понимаете, но не все задания выполняли на уроке правильно – возьмите жёлтый цветочек, а если совсем ничего не сумели сделать сегодня на уроке – возьмите красный цветок.

Дети прикрепляют иголочками прямо на букву свои цветочки.

- Всех детей буква В благодарит за работу и говорит, что вы можете собой гордится! (Слайд 24) Урок окончен.

На уроках русского языка Умный Карандашик помогает запомнить последовательность написания буквы. И если за рукой учителя могут следить не все, то за тем, как напишет Карандаш букву, наблюдает весь класс, даже самый непоседливый ученик, ведь потом нужно будет обвести маркером по интерактивной доске эту букву перед всем классом. (Презентация 2)

Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку “путешествовать” по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.

Поделиться…

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:

Конспект урока по обучению грамоте с использованием ИКТ "Знакомство с буквой Ф,ф"

 Опубликовано 08.01.2013 - 23:45 - Иванова Наталия Анатольевна

Конспект урока по обучению грамоте с использованием информационно-коммуникационных технологий, составленный в соответствии с программой "Начальная школа XXI века" и  соответствующие требованиям нового образовательного стандарта (второго поколения). Практический материал полезен как опытным, так и начинающим учителям начальной школы.

Скачать:        

Вложение        Размер

 konspekt_otkrytogo_uroka.docx        29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

познакомить со звуками [ф'] и [ф], буквой Ф, ф, закрепить навык звукового анализа слов; обучать умению читать слоги, слова с изученными буквами;

 развивать фонематический слух ;развивать наглядно-образное мышление;

формировать навыки клавиатурного письма; формировать универсальные учебные действия:

Устанавливать количество и последовательность звуков в слове;

Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;

Устанавливать различие в произношении гласных и согласных звуков;

Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие;

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета;

Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука;

Характеризовать заданный звук, называя все его признаки;

Самостоятельно находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа;

Соотносить слова с соответствующими им слогоударными схемами;

Читать слоги с изменением буквы гласного;

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

                                Оборудование:

Мультимедиапроектор;

Компьютер учителя;

Интерактивная доска;

Компьютеры учащихся;

Презентации «Буква Ф», «Алфавит загадок», «Физминутки  «Повторяй! Не зевай!»;

Учебник «Букварь»;

Рабочая тетрадь «Я учусь читать и писать»;

Фишки красного, синего и зеленого цветов для доски;

Индивидуальные папки с фишками красного, синего и зеленого цветов.

                                   Ход урока:

Орг.момент:

                            - Прозвенел звонок и смолк,

                              Начинается урок.

                              Все за парты тихо сели,

                              На меня все посмотрели.

Постановка учебной задачи:

- Я произнесу слова, послушайте их внимательно и найдите одинаковый звук в словах: фартук, вафли, фундук, фазан, фокус, конфета. (Звук  [ф]).

- Вы догадались, о каком звуке мы будем говорить сегодня на уроке? (О звуке  [ф]).

- Кто знает, как называется буква, которая обозначает этот звук? (Буква «эф»).

Слайд 1

Звуковой анализ слов «фартук», «филин». Выделение звуков [ф'] и [ф],  их характеристика.

- Откройте учебники на стр. 119 и приготовьте папки с фишками. Что изображено на рисунках? (Фартук и филин.) Рассмотрите схемы под рисунками. Выполним звуковой анализ слов.

Двое учащихся выполняют у доски, остальные – самостоятельно с последующей проверкой.

- С какого звука начинается это слово? ([ф] ).

- Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку).

 - Какой второй звук в слове ?( [ф а-а-а] ).

- Какой это звук? (Гласный. Кладу красную фишку).

- Произнесите третий звук. ([фа р-р-р].

- Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий. Кладу синюю фишку).

- Произнесите следующий звук. ([фар т-т-т]).

- Какой он? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку).

- Произнесите следующий  звук. ([фарт у-у-у]).

- Какой это звук? (Гласный. Кладу красную фишку.)

- Произнесите последний звук. (фарту к-к-к).

-Какой это звук? (Согласный, твердый, глухой. Кладу синюю фишку.)

- Разделим слово на слоги. Поставим ударение.

Аналогично выполняем звуковой анализ слова «филин».

- Посмотрите ещё раз на схемы. С каких звуков начинаются слова? ([ф'] и [ф]). Сравните эти звуки. (Оба согласные, глухие. Но один твердый, другой мягкий).

На доске появляется карточка с буквой Ф.

- На что похожа буква Ф?

Знакомство с буквой Ф,ф. Расположение Ф,ф  на ленте букв.

                                                 

                                                          Слайд 2

- Посмотрите на экран.  Верно ли на доске составлена схема  данного слова?

          

        

        

        

(Нет, последний звук мягкий, обозначается зеленой фишкой. Дети исправляют. )

                                                       

                                                        Слайд 3

- Рассмотрите картинки и назовите, где спрятался наш звук? Охарактеризуйте  этот звук. (Фасоль, фрукты, фотоаппарат, фея, формочки-

 во всех словах  согласный, твердый, глухой звук, кроме слова фея).

                                                       Слайд 4

- Какой мультипликационный герой изображен на экране? (Фунтик.) Что необычного в написании этого слова следует знать? (Имена  пишутся с заглавной буквы.)

                                                       Слайд 5

- Прочитать предложение и назвать слово с буквой Ф. Какой звук обозначает данная буква? (Согласный, мягкий, глухой звук.)

                                                       Слайд 6

Чтение слогов, слов. Чтение стихотворения  Генриха Сапгира «Футбол»:

- Прочитать слоги, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук; прочитать слоги, в которых буква ф обозначает твердый согласный звук.

- Прочитать слова первых двух столбиков парами; объяснить, по какому принципу слова объединены в пары (один - много).

- Прочитать третий столбик слов; прочитать слова, в которых один слог; прочитать слова, в которых два слога; прочитать слово, в котором три слога; посчитать, сколько слогов в слове фамилия;

- Прочитать вполголоса следующие пары слов; прочитать пары слов еще раз, называя буквы, которыми отличаются  слова в парах.

Физминутка «Пингвины»

- Составить слова, следя за направлением стрелочек; прочитать слова еще раз  (фантазёры, фантазировать, фантазия, фантастика); придумать предложения с этими словами.

- Прочитать стихотворение Генриха Сапгира «Футбол»;

Прочитать это стихотворение по ролям у доски.

Чтение слов. Сравнение лексического значения слов: звонок – звонок.

-  Вы знаете, что у слов есть свои секреты. Один из них мы сейчас узнаем.

- Рассмотрите схемы, расположенные справа от нижнего слова; объяснить, чем они отличаются; прочитать слово так, чтобы оно соответствовало первой схеме (звонок); чтобы слово соответствовало второй схеме (звонок); объяснить значение первого слова (звонок от слова звонкий – издающий громкий, протяжный и яркий, резкий, не глухой звук или звон); второго слова (звонок – звуковой сигнал, производимый колокольчиком или специальным  прибором: Раздался звонок.)

7. Чтение рассказа Якова Тайца «Волк».

Чтение рассказа учителем.

Работа после чтения:

- О ком прочитали рассказ?

- Кого узнала Маша в зоопарке?

- Как повел себя волк и почему?

8. Разгадывание ребусов и загадок на данную букву.

В результате разгадывания ребусов должны получиться слова: ножка, пирог,семья.  (презентация с загадками)

Физминутки для пальчиков и глаз «Снеговик».

  9. Работа на клавиатурном тренажере:

1 вариант – работа на компьютере (урок №4):

На доске -  видеоинструкция  «Как поставить руки» (образовательное пространство  класса: нулевой блок)

Самостоятельное  выполнение упражнений   (образовательное пространство класса: блок № 16,уроки 7, 8, 9)

После выполнения упражнений на клавиатурном тренажере  учащиеся приступают к работе по тетради.

2 вариант – самостоятельное выполнение заданий в тетради «Я учусь писать и читать» на стр. 61:

Закрасить части рисунка, в которые вписана буква ф;

Вписать буквы  в указанные клеточки, назвать как можно больше признаков сходства и отличия слов филин и футбол;

Вписать заглавные буквы Ф в слова предложений, доказать, что нужно было вписывать именно заглавную букву, подумать, в этих двух предложениях говорится об одном и том же событии или о разных.

После выполнения заданий в тетради учащиеся приступают  к работе на клавиатурном тренажере.

10. Итог урока.

- Что новое вы узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Что было трудно?

   Вы – молодцы! Хорошо потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...