Формирование читательского интереса у первоклассников.
статья по чтению (1 класс) по теме

Харченко Алла Николаевна

В работе рассматриваются некоторые приёмы , помогающие формировать у первоклассников интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoeo_interesa_u_pervoklassnikov.docx765.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование    читательского интереса у первоклассников.

Учитель: Харченко А. Н.

МОУ СОШ №41

 

   Развитие ребёнка без хорошего навыка чтения всегда будет неполным. Только чтение способно привить ребёнку навык самостоятельного мышления, расширить словарный запас и сформировать способность к абстрактным умозаключениям. Кроме того,  книги сохраняют нравственный опыт человечества и позволяют ребёнку впитывать его в тех формах, которые для него более понятны. Ребёнок, который дружит с книгой,  приобретает новый статус в ребячьем коллективе. Он - мастер рассказать захватывающую историю, он знает самые неожиданные вещи, ему легче и интереснее учиться .

        Почему же огромное число детей не хотят читать? Всё очень просто. Чтение часто даётся с таким трудом, что о пользе и удовольствии  не может быть и речи.

      Поэтому моя задача, как учителя  начальных классов сделать так, чтобы ребёнок научился хорошо читать и самое главное полюбил читать книги.

Этапы формирования читательского интереса у первоклассников.

    В первом полугодии использую таблицы   по обучению грамоте. Индивидуальные карточки и коллективная работа (презентации).    

н        на     но     ну     ны      ни

т        та      то      ту      ты      ти

к        ка      ко     ку      кы     ки

с        са       со     су      сы      си

л        ла       ло     лу     лы     ли

р       ра         ро    ру     ры     ри

Ла                 ло            лы           ли            лу

Сла              сло           слы           сли        слу

Ал              ил                ул            ол          

Ки                  ко                      то              ку

Кис                кос                    сто            кук

Кис-ти          кос-ти               стол          кук-ла

па   по   пы   пе   пи        

ап    оп   ип

пло     пра    при   пар     пас     пус    пла  пли

по-вар     пли-та     ки-пит          кис-ти      крас-ки

пи-лит       пи-лот       ка-пи-тан         лес      ле-са

ре-ка  ре-ки    ле-то   се-ло  е-ли   ла-ет  

Се-ва    Ве-ра     Ле-на     По-ли-на   Па-вел  

Ла   ло     лу     лы    ли    

Ал   ил   ул   ол  

Ка   ти   со    лу   ку    та    са

На  та   ла   са  ка   ну   ту   ку  

Кот    ток   как    сон   сок   лук

Нит-ки    кис-ти    ка-ток

Сос-на   кук-ла    стол      стул

На-та    Ни-ки-та    Ал-ла  

Ста-сик    Ан-на     А-лик      

Постепенно таблицы усложняются.

 

Виды работ с таблицами.

  1. Коллективное чтение таблицы (на первых этапах по слогам, а затем целыми словами)
  2. Чтение цепочкой по очереди.
  3. Чтение в парах.
  4. Индивидуальное  чтение таблиц (у каждого ученика таблица, выданная учителем с учётом навыка чтения)
  5. Домашнее чтение таблиц.

  В начале второй четверти провожу собрание на тему «Роль книги в интеллектуальном развитии детей».   Родители прослушивают лекцию по данной теме и получают    памятку- рекомендацию   по развитию читательского интереса у детей.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей.

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
  • Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте, по возможности,  книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

    Советы родителям «Чтобы ребёнок любил читать»

    Есть этап технического чтения, что называется «голый» навык и есть этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нём застрять, то есть застрять больше положенного времени, то любовь к чтению становиться проблематичной.

    Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия! Никаких мыслей о репрессиях! Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать. Придумывать любые манёвры, любые игры. Но ребёнок должен сам захотеть читать.  Радуйтесь каждому прочитанному слову ребёнка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

  А теперь о маневрах- их великое множество, а вот что поможет вашему ребёнку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

               

              Метод Кассиля.

  Этот метод годится для ребёнка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически всё равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интересный текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливается на самом интересном месте , а потом у всех домашних категорически «нет времени» на чтение ребёнку. Ребёнок без особого энтузиазма берётся за книгу, в надежде, что кто-то сжалится и прочитает ему, убили всё-таки главного героя или нет. Домашние тут же расхваливают ребёнка за желание читать, и читают с ним вместе- строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

          Метод   Искры Даунис    (детский психолог) Письмо от сказочного героя.

    Однажды ребёнок просыпается и находит   под подушкой  письмо от Карлсона, где всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там то. Подарок в нужном месте находится. Ребёнок подозревает игру, но очень всё же радуется. На следующее утро ещё одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дёргал кошку за хвост, обидел младшую сестрёнку, не слушал бабушку, подрался с другом …  И потому билеты в цирк откладываются. С  каждым днём письма длиннее, а читаются быстрее.   Навык становится содержательным, а у с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Со второй четверти организуется классная  библиотечка.      

Каждый ребёнок приносит из дома 2-3 книжки. Эти книги дети читают     в начале  каждого урока или берут для чтения дома.

              Для  формирования положительной  мотивации,  на собрании  предлагаю родителям воспользоваться игровым приёмом «Построй замок побед».

        Ребёнок будет строить замок, дом, город, ….

Каждая прочитанная им книга – один кирпичик замка. Прочёл книгу- закрасил кирпичик. Их можно пронумеровать, и тогда количество прочитанных книг будет видно не только по количеству раскрашенных блоков, но и по числам. Ребёнок должен заниматься «замком»  самостоятельно. Ваша задача- следить за «строительством» и хвалить маленького читателя за достижения. Помните, главный враг любого начинания- равнодушие. А похвала, наоборот, -важнейший стимул к дальнейшим действиям.

                                             

                                       Замок побед.        

 

             

   Очень удобно  в первом и во втором  классе, когда дети   пишут очень медленно  использовать специальную закладку для записи домашнего задания по чтению.

        На уроке учитель может применить различные виды работы с текстом , в домашней работе ученика они не всегда имеют продолжение по нескольким причинам:

   … ребёнок забыл характер задания;

   … записать точно задание сложно, уходдит много времени и сил;

   … родители не могут помочь.

   Закладка имеет вид обыкновенного листа бумаги, согнутого пополам. В середине листа перечислены виды заданий под номерами. На лицевой стороне согнутого листа при записи задания ученик пишет в одной клеточке число, соответствующее номеру задания. Приступая к выполнению задания дома , он читает  в середине закладки задание , выполняет и закрашивает фигурку . Закладка лежит на нужной странице учебника.

    Достоинства именной закладки:

… информированность детей о характере задания;

…информированность родителей о системе работы по чтению;

… быстрота и удобство записи домашнего задания;

…возможность самоконтроля со стороны учащегос;

… возможность контроля со стороны родителе

  Результативность:

  1. На уроке при проверке домашнег задания исключается возможность отрицательных эмоциональных моментов, возникающих из-за забывчивости ребёнка.
  2. Систематическая разнообразная работа с текстами создаёт положительный настрой, способствующий воспитанию интереса к чтению, любви к книге.
  3. Выполняя различные задания в системе, в классной и домашней работе работе, дети учатся работать с текстом произведения, приобретают общеучебные навыкы.
  4. Информированность, самостоятельность, возможность самоконтроля содействуют позитивному развитию учащегося.  

Со временем добавляются виды заданий.

19. Чтение с разной силой голоса.

20. «Диктор»

21. Выборочное чтение.

22.Безошибочное чтение.

23. Подпись иллюстрации.

24.Чтение абзаца. Части . Отрывка.

25.Творческий пересказ.

26. Подбор пословиц.

27. Книга по теме произведения.

28. Найди материал об авторе.

29. Найди образные выражения...    

      Следующий этап. В конце обучения по «Азбуке»  дети получают  именные закладки по чтению.  В именную закладку дети записывают книги, которые они прочитали дома, на уроках во время пятиминутных чтений.  Раз в месяц я проверяю технику чтения и даю индивидуальные  рекомендации в письменной форме каждому  ученику.  Для формирования положительной мотивации использую игровой приём, кто читает значительно больше нормы, тот «путешествует по стране книг»  на ракете, если ребёнок читает норму и выше -    на машине, читает около нормы  - на велосипеде.

Автор книги

Название книги

    Со второго класса я провожу   внеурочную  работу с книгой.

Использованная литература.

  1. Журнал «Начальная школа» 2002 №7 с. 80
  2. Журнал «Начальная школа»2001 №10 с.98
  3. С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева «Учиться на пятёрки по чтению.Как?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских интересов младших школьников

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...

Формирование читательского интереса через уроки внеклассного чтения.

формирование читательского интереса на уроках внеклассного чтения...

Формирование читательского интереса у учеников младших классов во внеурочное время.

“Сначала было слово”. Но, как только слово начали изображать и писать, а затем печатать у человечества стало одной значительной проблемой больше. Как научить читать? Как сделать это с меньшими затрата...

Формирование читательских интересов младших школьников

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступе...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА И ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Значение книги в жизни человека огромно...

Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...

Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя  не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была со...