Урок литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк "Вертел"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Молчанова Вера Алексеевна

Урок литературного чтения 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molchanova_otkrytyy_urok_vertel.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Д.Н. Мамин – Сибиряк «Вертел».

Цель урока: создать условия для  полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения.

Предметные задачи урока: познакомить  с  творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

Метапредметные задачи урока: 

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные:  содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитие речевых умений, монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к чтению, воспитывать сострадание и милосердие.

Оборудование: портрет писателя, индивидуальные карточки, презентация.

Ход урока.

1.Оргмомент.

        -Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.

2. Дыхательная гимнастика.

На уроках литературного чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.

- О чём надо помнить, чтобы речь была яркой понятной и приятной для других?

- Представим, что на наши ладошки упали долгожданные снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить их на волю. Наберите  воздух в лёгкие. Сдуйте снежинки с рук.  (Повторите 3 раза).

А теперь надуем цветные шарики  и украсим наш класс, приветствуя наших гостей. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом, пока шарик не надулся. (имитация надувания).

3. Упражнение, развивающее оперативное поле чтения и память.

                                   

                                                       ш  1  а

                                                     ш    2    о

                                                   ш      3      у

                                               ш         4        ы

                                             ш            5           и                      

-Какая буква оказалась лишней?

4. Речевая разминка.

Ры - ры - ры – у нас в руках шары.

Ру – ру - ру – бью рукою по шару.

Ру-ру-ру – очень рад был я шару.

Та - та –та – в нашем классе чистота.

Ту-  ту - ту  - наводим сами красоту.

Ят - ят - ят – парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют – очень любим мы уют.

5. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

 -Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Какие задачи мы поставить на нашем уроке?

мение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу,  раскрыть идею автора).

-Сегодня на уроке продолжим знакомство  с произведением Дмитрия Мамина – Сибиряка, осветившего жизнь детей 18-19 века.

6. Проверка домашнего задания.

- О чём писал Дмитрий Мамин – Сибиряк?

Дмитрий Наркисович родился в глуши Уральских гор. С детских лет полюбил уральскую природу и всегда вспоминал её с любовью. Отец был небогатым священником. Он очень любил книги, порой покупал их на последние деньги. Книги выписывали из столицы или приобретали у торговцев. Закончив духовную семинарию, понял, что работать священником он не будет. Он поступил в медицинскую академию, но по состоянию здоровья (заболевает туберкулёзом),

Первое знакомство с книгой началось с чтения классиков русской литературы. Поскольку не было детских книг, родители  читали Крылова, Гоголя, Пушкина. Все с нетерпением дожидался вечера: мама заканчивала дневную работу, и все усаживались к столу с заветной книгой.

Писательским трудом  начал довольно рано, и в семинарии был одним из первых по части сочинений. С шестнадцати лет я записывал все события, которые казались мне особенно интересными и значимыми.  Учась в Петербургской академии, работая репортером в столичных газетах и журналах, стал публиковать первые рассказы и повести.

Сказки же почти все были написаны сразу, одна за другой, и были обращены только единственному читателю, точнее слушателю, маленькой дочке Аленушке. Жена умерла  сразу после рождения дочери.  Аленушка часто болела. По вечерам она долго не могла заснуть, все ждала вечерней сказки. Вначале ей  рассказывали  народные сказки, а потом те, которые придумывал сам писатель.

Взаимоопрос по прочитанным главам.

7. Проверка домашнего задания творческой группы.

Жизнь детей в царские времена

        О многом можно было узнать из картин художников. Они рассказывают нам о далёком прошлом и помогают понять настоящее. Картины, которые мы вам покажем в презентации – это правдивый рассказ о том, как жили дети простых людей в царской России.

        Обратите внимание на репродукцию Баюскина «Детство прежде». Рано приходилось ребятам приниматься за работу. Девочки хозяйничали дома, нянчили младших сестрёнок и братишек.

        Мальчики пасли скот. Шести-семилетний пастушонок  целые дни проводил на пастбище, даже в ненастье.

        Мы видим, что поздним вечером после долгого трудового дня возвращались домой – усталые и голодные садились за стол. Но даже чёрного хлеба не всегда было вдоволь.

        Иногда, чтобы не умереть с голоду приходилось посылать детей по миру, собирать милостыню.

        Часто можно было увидеть на пыльных дорогах России бредущих слепых. Поводырями у них были дети.

        Но даже тяжёлый труд не смог отбить у ребят охоту поиграть, порезвиться. Только стаял снег, ещё чувствуется прохлада, а босая детвора играет в бабки.

        Но велика была тяга к учению и знаниям. Обратите внимание, с каким увлечением решают дети задачу, хотя доступ к обучению у крестьянских детей был труден.

        Современная молодежь живёт новой жизнью. И только оглянувшись назад, вспомнив царское время можно оценить всё то, что делается в мире для нас.

8. Работа с текстом.

Чтение 4 главы произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка «Вертел».  

(Учитель вместе с детьми читает произведение).

9. Словарная работа.

Проведём словарную работу с теми словами, которые встретились в тексте. Работа со словарём:

убожество – крайняя бедность;

сирота – потеря родителей;

гранильная мастерская   - помещение, где идёт огранка камня;

наждак – ископаемое, употребляемое в песке, служит для огранки камней и стекла;

корунд – очень твёрдый минерал.

10 ФИЗМИНУТКА.

Работа с офтальмотренажером.

Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Дети самостоятельно, без указки работают на офтальмотренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления. Цель данных упражнений – снятие физического и психического утомления, формирование навыков снятия зрительного напряжения в процессе  выполнения упражнений, несущих высокую зрительную нагрузку, в процессе самостоятельного выполнения упражнений. Дети знакомятся с разнообразными приемами улучшения зрения и зрительного восприятия. С ними проводятся упражнения по профилактике переутомления глаз. Зрительные ориентиры находятся на стенах, потолке, полу. Дети овладевают приемами и упражнениями для укрепления глазных мышц и развития остроты зрения.

11. Анализ произведения.

К какому жанру мы отнесём это произведение?

Какие жанры вы еще знаете?

  1. Автор.
  2. Тема произведения.
  3. Идея (чему учит) ЧТО БЫ ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ ГЕРОЮ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
  4. Система образов.
  5. Композиция:

- завязка;

- кульминация (какой момент в рассказе вам показался самым захватывающим)

- развязка.

- В какой местности происходит действие?

- Сколько человек работали в мастерской?

-Как относились работники к обманутым покупателям?

- С какими камнями работали в мастерской ?

- Чем вредна для организма работа с камнем?

12. Характеристика героя произведения.

  1. Расскажи о …. (начни со слов: Мне очень понравился.., Мне запомнился…,  Я восхищаюсь…)
  2. Опиши внешность (сколько лет, как выглядел, во что одет).

(12 лет, а на вид не больше 9, был круглый сирота, тётка отдаёт в мастерскую, чтобы он сам смог себя прокормить, с семи лет ребенок зарабатывал себе кусок хлеба)

  1. Вспомни подвиги.
  2. Перечисли основные черты характера героя.
  3. Выскажи отношение рассказчика к герою.

13. Работа в тетрадях.

14. ФИЗМИНУТКА.

Приём «Кресты».

В четырёх сторонах классной комнаты на капроновой нити с потолка свисают «крестики» (две перекрещенные рейки), на которые крепится наглядный учебный материал. Учитель во время урока, проходя по классу, движением руки придаёт «крестикам» вращательное движение. Дети, выполняя задание учителя, находят правильный ответ «Этапы огранки камня» и встают под одним из них.

15. Работа в группах. 

1 группа -  «Аналитики»  - опиши условия работы мальчика.

В одной комнате работало 5 человек. В комнате было очень тесно, ведь это была баня, а банные помещения делали специально маленькими, чтобы быстрее наполнить паром, влагой, да ещё маленькие окна.

- Отчего умирает мальчик? (от наждачной пыли, непосильной работы, от плохого питания)

2 группа – «Чтецы» -  план рассказа.

3 группа -  « Писатели» - с кем автор сравнивает Прошку. (как паук, маленький голодный зверёк, смешной: точно из трубы вылез, как галчонок, худенький, как цыплёнок)

4 группа – «Мастера» - этапы обработки камня. ( Сырые камни сортировал Ермилыч, затем Лёвка обкалывал их железным молотком, Спирька обтачивал их начерно, Игнатий клал фасетки (грани), Ермилыч их поправлял.

5 группа – «Наблюдатели»   - перечислите посетителей мастерской, опиши их впечатления.

Найди пословицу в тексте – И белый хлеб, который мы кушаем на чёрной земле родится.    

Вывод.  Чему учит рассказ Мамина – Сибиряка?

Какое впечатление произвёл этот рассказ на вас?

В каких рассказах мы ещё встречались с детьми, чья жизнь очень похожа на жизнь Прошки?

16. Домашнее задание.

Дома подготовить пересказ рассказа, придумай своё продолжение рассказа.

 Как вы думаете, над чем призывает нас задуматься автор в этом рас сказе?

Какой урок преподнёс автор?

- Кого в рассказе можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?

    - Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.

17. Составление синквейна.

18.  Рефлексия.

Лист самооценки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...