Об организации уроков чтения
статья по чтению по теме

Романовская Ирина Сергеевна

Активизация интереса к чтению  младших школьников не возможна без логически грамотно построенных и интересных уроков. Задачи, которые должны решаться на уроках литературного чтения: совершенствование навыков чтения и речи учащихся, пробуждение интереса к чтению и воспитание интеллектуального читателя, нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Уроки чтения и развития речи должны, прежде всего, решать  задачи: совершенствование навыков чтения и речи учащихся, пробуждение интереса к чтению и воспитание интеллектуального читателя, нравственное воспитание. На практике мы не всегда наблюдаем  решение  поставленных на уроке задач. И причина этого кроется  в неправильной организации уроков чтении.

Наиболее распространенные недостатки:

  • отсутствует ясная и логически правильно определённая  цель урока, к осуществлению которой должен быть направлен весь урок;
  • уроки проводятся по шаблону стереотипному для данного учителя плану;
  • дети не заняты непрерывным, целенаправленным умственным трудом. Отсутствует систематическая обучающая работа с текстом. Самостоятельная работа над произведением не всегда направлена на углубленный анализ произведения, задания однообразны и не ведут  решению конкретной цели урока, не обучают более новым и сложным приёмам работы;  
  • многие уроки не дают возможности совершенствовать  навык чтения у всех и у каждого учащегося;
  • не наблюдается систематической, продуманно организованной работы над речью учащихся. Неправильно понимая  программное требование – «главное место на уроке должно занимать чтение и работа над текстом», - учитель не оставляет времени для систематической работы над культурой речи учащихся, над развитием их мышления и воображения;
  • воспитательная работа не  всегда идёт от эмоционально-образного содержания произведения, от переживаний учащихся, вызванных прочитанным;
  • урок не захватывает эмоциональной сферы детей, не приносит удовлетворения.

   Учитель должен, прежде всего, определить идею произведения и в соответствии с нею наметить конкретную цель урока и его план. Ведь на самом уроке главным будет выяснение идеи произведения. Если тема произведения – это ответ на вопрос, о чём пишет автор, то идея – это главная мысль произведения, оценка жизни, событий, героев в свете миропонимания, взглядов самого автора. Например:

Н.Артюхова – «Большая берёза»: мама поймёт свого ребёнка лучше других и всегда придёт на помощь.

К.Паустовский – «Подарок»: природа и люди живут по своим законам.

К.Паустовский – «Прощание с летом»: русская зима прекрасна так же, как лето.

Л.Толстой – «Прыжок»: самообладание и находчивость – необходимые качества человека.

К.Чуковский – «Городок в табакерке»: во всём всегда должен быть порядок.

      Когда учитель определит тему и идею произведения, то становится ясной воспитательно-образовательная  цель урока. Воспитательную цель  чтения на уроке трудно определить как достижение законченного результата. Воспитание убеждений, нравственных качеств и норм поведения – длительный процесс. Нельзя путём чтения одного произведения (Например, В.Осеева «Синие листья») «воспитать чувство дружбы и товарищества», но можно дать детям конкретное образное представление о том, как не поступают  настоящие товарищи. Поэтому лучше формулировать цель урока не как законченный результат, а как один из этапов воспитательной работы. Например, возбудить интерес к труду мамы, напомнить, что маме надо помогать, о ней надо заботиться (Е.Благинина «Посидим в тишине»); дать детям самим решить, что такое настоящая храбрость(Н.Артюхова); вызвать чувство уважения к пытливым, любознательным людям(В.Одоевский «Городок в табакерке»).

        Тематическое распределение материала в книгах для чтения помогает определить направления  работ над  радом произведений, а на каждом уроке учитель ставит конкретную цель соответственно материалу чтения.

         Для правильного выбора цели урока необходимо, во-первых , глубоко понять идейную направленность произведения, во-вторых, представить себе предполагаемую эмоциональную реакцию детей при чтении данного произведения.

         Но есть в уроке и целевая направленность в развитии учебных навыков. Она определяется, во-первых, требованиями программы для данного этапа обучения и, во-вторых, особенностями произведения, которые позволяют его использовать для выполнения конкретных программных требований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой работы на уроках чтения в 1 классе.

В статье раскрывается методика организации групповой работы в 1 классе с помощью оценочных листов по чтению....

Особенности организации уроков чтения в период обучения грамоте в условиях 4-летней начальной школы

В работе рассмотрены вопросы особенности организации уроков чтения и письма в период обучения грамоте. Знание психологических основ методики  и педагогических требований  к огранизации у пом...

Доклад об организации внеурочной деятельности на уроках чтения

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными...

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Принципы организации школьного анализа художественного произведения и структура урока чтения

Принципы организации школьного анализа художественного произведения и структура урока чтения...