КТП по чтению 2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему

Литературное чтение  2 класс программа Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl_chtenie.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы В.Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012).

Общая характеристика учебного предмета

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать

широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове - в целом повысить общую культуру человека.

Стратегическая цель литературного образования в школе – воспитание

интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру. Более конкретная цель- воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы. В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение

литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его

специфики – художественной образности.

Текущая цель - осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника. Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова. Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Задачами литературы являются:

расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;

развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора интересным;

создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;

развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

     Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора.

Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров

и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Методика работы с текстом учитывает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Основные содержательные линии

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов, знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование аналитических и библиографических умений.

Раздел «Круг детского чтения» обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Особое внимание уделяется созданию различных форм

интерпретации текста.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно. При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями.

Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией – как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в

справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения

сферы интересов детей.

Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать общеучебное умение работы с учебником.

Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ

рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов (34 недели), 4 часа в неделю.

Количество часов в   I четверти –  36 часов;
Количество часов во II четверти – 28  часов;
Количество часов в III четверти -  40 часов;
Количество часов в IV четверти -  28 часа;

Основные формы и методы  работы

  • урок-путешествие
  • урок-экскурсия
  • урок-исследование
  • урок-викторина
  • урок-конкурс инсценировок
  • сочинение
  • урок-сказка
  • интегрированный  
  • контрольные работы (1полугодие, 2 полугодие)
  • контроль и проверка техники чтения

Формы организации учебного процесса (уроки:  комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний, экскурсия, путешествие, сочинение, выразительное чтение, внеклассное чтение, викторина, исследование, читательская конференция, интегрированные).

Формы текущего контроля (контрольные работы, контроль и проверка навыков чтения).

Результаты изучения учебного предмета

«Литературное чтение»

Личностные результаты:

1) основа российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину,

российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной

принадлежности; ценности многонационального российского общества; гуманистические

и демократические ценностные ориентации.

2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве

и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе.

6) эстетические потребности, ценности и чувства.

7) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная

отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

8) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

9) установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным

ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления.

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять

наиболее эффективные способы достижения результата.

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

7) активное использование речевых средств и средств информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных

задач.

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого

высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и

письменной формах.

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и

причинно-следственных связей.

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением

воспринимать другие точки зрения.

11) определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов

сторон и сотрудничества;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений

о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений,

понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,

изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать

содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и

обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской

компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про

себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования

художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных

литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться

справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программного курса «Литературное чтение»

Во 2 классе происходит дальнейшее накопление читательского опыта,

продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к

искусству, рассмотрение литературы в контексте других видов искусства на основе

практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется

работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки

изображаемого. Расширяются представления учащихся о средствах художественной

выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения,

поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом

эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.

На основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени

и месту написания, предполагается формирование у школьников убеждения, что мир

литературы интересен, разнообразен и что каждый читатель может найти в нем близкое

и нужное себе. Второклассникам прививается интерес к литературе.

Итогом второго года обучения должно стать понимание образного характера

литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами

искусства, осознание особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание

обращаться к чтению вновь и вновь.

2 класс (136 часов)

Литература - вид искусства. Другие виды искусства: живопись, музыка. Отличие

искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства.

Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета - развития

действия - в художественном тексте; выражение авторского отношения к описываемым

событиям в художественном тексте; использование художественных приемов для

создания образа в художественном тексте).

Народное творчество. Загадки. Волшебная сказка (Сестрица Аленушка и братец

Иванушка»). Особенности построения волшебной сказки. Противостояние земного и

волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в

волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление

природы).

Бытовая сказка («Мужик и медведь»). Самые древние герои бытовой сказки (люди

и животные). Самые древние сюжеты бытовых сказок (проясняют причины конфликта

или дружбы между человеком и животным). Смысл бытовой сказки, действующими

лицами которой является человек и зверь: показать преимущество человека (зверь

сильнее физически, но человек умнее и хитрее, поэтому и побеждает).

Сказки о животных. Сказка о животных, где автор (Р. Киплинг) использует самые

древние сюжеты (объясняющие происхождение животных и особенности их внешнего

вида). Сказка о животных, где автор (Д. Мамин-Сибиряк) использует сюжет народной

сказки о животных, но награждает животных разнообразным эмоциональным миром и

проявляет авторское отношение к происходящему. Сказка о животных, где автор (В.

Бианки) использует законы построения древней сказки и одновременно свои научные

знания в области биологии. Сказка о животных, где автор (С. Козлов) использует

сюжет народной сказки и древнюю композицию, но посвящает сказку внутреннему

миру своего героя. Сказка о животных, где автор (Л. Муур, Л. Петрушевская),

используя композицию волшебной сказки, ставит и решает современные нравственные

проблемы (ценности живого общения и хорошего отношения друг к другу).

Авторская литература. Волшебная сказка в стихах и ее связь

с народной сказкой (А. Пушкин). Использование сюжетов народных сказок (о

рыбаке и его жене; о мертвой царевне). Использование композиционных особенностей

народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), использование особого

ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов),

использование сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два

мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное

число. Неповторимая красота авторского языка.

Волшебная сказка зарубежных писателей (Ш. Перро). Использования сюжета и

композиционных особенностей народной волшебной сказки. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник и волшебное число. Единые законы разворачивания

сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации-развязки. Бродячие

сюжеты в сказках народов мира. Сложность и распространенность авторского языка.

Волшебная сказочная повесть (отрывки: А. Толстой, Л. Лагин, О. Пройслер).

Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, К. Паустовский, Л. Пантелеев, Н. Носов, В.

Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий;

достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность

вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа. Роль названия и

композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и

характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская

позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и

человеческих отношений.

Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы.

Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего

мира, дружбы, любви.

Представление о том, что для Поэта природа - живая: обнаружение в

стихотворении образцов-олицетворений. Представление о важности в создании

художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись,

контраст, гипербола, эпитет (называем его «определением»). Использование

авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии:

скороговорки (Е. Благинина), считалки (Ю. Тувим), колыбельной и потешки (Саша

Черный), кумулятивной сказки (Д. Хармс), народной песни (И. Суриков); создание

сказочной картины мира средствами поэзии (А. Пушкин, К. Бальмонт, И. Суриков).

Практическое освоение простейших видов художественных приемов: сравнения,

гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетворения.

Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не

только в поэтических текстах, но и в прозе (С. Козлов).

Лента времени. Продолжение работы с лентой времени. Помещение на ленту

времени имен писателей и поэтов; произведений фольклора и авторской литературы.

Литература вокруг нас. Создание условий для выхода младших школьников за

рамки Учебника: привлечение текстов Хрестоматии, а также книг из домашней и

школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими

периодическими изданиями, словарями и справочниками.

Навыки чтения и слушания. Дальнейшее развитие навыков слушания на основе

целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного  произведения. Развитие навыков чтения и говорения на основе эмоциональной передачи

художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.

Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной и письменной

форме.

Материально-техническое обеспечение предмета «Литературное чтение»

Наименование объектов

Количество

Примечания

Библиотечный фонд

Работа по курсу «Литературное чтение» обеспечивается УМК:

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2012.

2. Самыкина С.В Рабочая тетрадь по литературному чтению Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2012г.

3. Хрестоматия по литературному чтению для 2 кл. / Автор_составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2012г

К

К

К

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ

Технические средства обучения

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Интерактивная доска.

3. Мультимедийный проектор.

4.Компьютер.

Д

Д

Д

Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

П

Демонстрационные пособия

1. Слайды картин

2. Портреты писателей.

3. Иллюстрации сказок

Д

Д

Д

Список литературы

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Хрестоматия по литературному чтению для 2 кл. / Автор_составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

ов».

Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методическое пособие по использованию слайдов. - М.: ЗАО ЦОР. Набор диапозитивов (подбор Н.А. Чураковой). _ М.: «Центр «Планетариум».

Малаховская О.В. Тематическое планирование уроков по литературному чтению. - М.: ЗАО ЦОР.

Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение». 2 кл.,  - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Мониторинг техники чтения класса

Эту таблицу использую для оформления результатов мониторинга техники чтения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...