Программа внеурочной деятельности по чтению
рабочая программа по чтению по теме

Комиссарова Ирина Александровна

программа внеурочной деятельности по литературному чтению 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_chteniyu.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование программы

Программа внеурочной деятельности по предмету «Литературное чтение»  для учащихся 1-4 классов

«Путешествие в стану Читалия».

Разработчик программы

Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 3»

Комиссарова Ирина Александровна

Цели и задачи программы:

Цель: создание необходимых условий для формирования интереса к чтению и самостоятельной читательской деятельности.

Реализации поставленной цели будут способствовать решение задач создания условий:

  • обучения учащихся навыку осознанного, беглого и выразительного чтения;
  • формирования индивидуального читательского кругозора;
  • совершенствования видов речевой деятельности и эстетического отношения к искусству слова;
  • развития художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • проявления интереса у учащихся к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • формирования представлений о добре и зле, развития нравственных чувств, уважения к культуре народов  многонациональной России, в том числе Республики Коми.

Основные индикативные показатели программы

1.Наличие программы в соответствие с целями и задачами;

2.Наличие продуктов деятельности. Наличие портфолио учащихся и класса;

3.Интерактивная рефлексия итогов реализации мероприятий программы.

Сроки и этапы реализации программы

4 года.

Основные исполнители программы

Классный руководитель, родительский и ученический коллектив класса.

Ожидаемые конечные результаты программы

В результате реализации программы будут созданы организационно - управленческие и методические условия:

  1. Улучшения техники и навыка чтения;
  2. Становления и расширения  читательского кругозора;
  3. Повышения  мотивации чтения.
  4. Участия в конкурсах по данному предмету.

Образовательные эффекты - развитие личностных, регулятивный, коммуникативных, познавательных УУД.

Система контроля  исполнение программы

1.Контроль  реализации программы осуществляется заместителем директора ОУ по воспитательной работе и руководителем центра Дополнительного образования.

Пояснительная записка

В наш век научно-технического прогресса, когда телевидение и компьютерные игры занимают  одну из ведущих ролей в жизни ребенка, дети практически совсем потеряли интерес к чтению. В последнее время дети ограничиваются чтением лишь в рамках школьной программы. Но стоит заметить, что определенный круг учеников не выполняет и этого необходимого минимума. Родители же мало интересуются тем, что читают их дети, перестали выписывать периодическую литературу. Сами же школьники ограничиваются лишь покупкой комиксов и сканвордов. Ценность книги и чтения как часть духовного роста  и повышения интеллекта неумолимо падает.

Педагоги всерьез озадачены проблемой детского чтения. Ведь современное общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных,  и социально активных гражданах. Для достижения этой цели обычного получения знаний бывает недостаточно. На современном этапе педагог должен создать необходимые условия для того, чтобы чтение для ребенка было не только обязанностью, но и потребностью. Только в этом случае можно говорить о полноценном развитии ребенка как личности.

Для решения данной проблемы мною создана программа «Путешествие в страну Читалия».

Цель программы: создание необходимых условий для формирования интереса к чтению и самостоятельной читательской деятельности.

Задачи программы:

  1. Обучить учащихся навыку осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения.
  2. Создать условия для формирования индивидуального читательского кругозора.
  3. Совершенствовать виды речевой деятельности и эстетическое отношение к искусству слова.
  4. Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений.
  5. Создать условия для проявления интереса у учащихся к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
  6. Создать условия для формирования представлений о добре и зле, развития нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России, в том числе Республики Коми.

Отбор литературного содержания ориентируется  на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети также знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий проводится по следующим критериям:

  • Все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;
  • Все литературные произведения, используемые на занятиях, являются логическим продолжением школьной программы по данному предмету;
  • Мероприятия должны вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
  • К данным мероприятия готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.

Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка.

Формы организации занятий:

  • Литературные игры и конкурсы;
  • Занятие-праздник;
  • Устный журнал;
  • Занятие-спектакль;
  • Занятие-интервью;
  • Интегрированное занятие.

Условия реализации программы: реализация программы невозможна без использования ресурсов:

  • Художественная литература в школьной и городской библиотеках (филиалах)
  • Учебно-методические материалы;
  • Наглядные демонстрационные пособий и таблиц;
  • Интернет-ресурсы;
  • Мультимедийные презентации;
  • CD и DVD диски с подборкой материалов для проведения занятий.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятиях. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме «ученики – учитель – автор». Неиссякаемым источником для речевого интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Направления работы:

Взаимодействие с другими учреждениями:

  • Тематические занятия в школьной библиотеке;
  • Сотрудничество с филиалом детской библиотеки №4;
  • Регулярное посещение национального музея;
  • Периодическое посещение Гимназии искусств театров города, Коми республиканской филармонии.

Посещение кружков:

  • Занятия в кружке «АБВГД-ейка».

Обсуждение периодики:

  • Еженедельное обсуждение газеты «ЭМУ»;
  • Ежемесячное обсуждение периодического издания по выбору учащихся;
  • Периодическое обсуждение статей и рубрик в газетах и журналах Республики Коми.

Работа с читательским дневником:

  • Ежедневный учет прочитанного для учащихся 1-2 классов;
  • Ежедневный учет прочитанного и периодический анализ для учащихся 3-4 классов;
  • Составление рекомендательного списка литературы для самостоятельного чтения с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся;
  • Наблюдение и коррекция читательского кругозора учащихся.

Участие в концертах:

  • Выступление на школьных концертах с номерами художественной самодеятельности по мотивам литературных произведений;
  • Выступление с номерами художественной самодеятельности в таких учреждениях как ЦСО «Огонек», ООО «Пригородный»

Участие в конкурсах различных уровней:

  • Ежегодное участие в декаде по предмету «Литературное чтение»;
  • Участие в конкурсах стихов;
  • Участие в тематических викторинах и играх;
  • Участие в конкурсах муниципального, республиканского и всероссийского уровней.

Контроль исполнения программы будет осуществляться с помощью следующих видов работы:

  • Контроль техники и навыка чтения;
  • Проверка читательского кругозора (анкета);
  • Анкетирование по выявлению мотивации чтения;
  • Участие в конкурсах по данному предмету.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • Улучшение техники и навыка чтения;
  • Становление и расширение читательского кругозора;
  • Повышение мотивации чтения;
  • Рост количества и качества участия в конкурсах по данному предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.

Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...

Программа внеурочной деятельности по чтению "Любознательный читатель". 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по чтению "Любознательный читатель". 4 класс. Программа составлена из расчета: 2 ч в неделю, 68 ч в год....

Рабочая программа внеурочной деятельности по чтению 1-4 класс

Цель-расширить представление учащихся о детской литературе....

Программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение"

Программа «Смысловое чтение» имеет духовно-­нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-х – 4-х к...

Программа внеурочной деятельности "Мир чтения" 3класс

программа внеурочной деятельности "Мир чтения" 3класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю."

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся  3-х классов  составлена на основе:Федерального закона Российской Федера...