Урок литературного чтения в 3
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Медведева Марина Анатольевна

Д Мамин-Сибиряк «Медведко»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

Тема урока: Д Мамин-Сибиряк «Медведко»

Цель урока: - познакомить с творчеством автора

-Развить художественное восприятие.

-Воспитывать нравственные качества.

Оборудование: Учебник, презентация

Оформление доски

     20 февраля

Классная работа

 

План урока:

    1.Орг. момент.

    2.Актуализация знаний

    3. Изучение нового материала

    А) Работа с текстом до чтения

    Б) Работа с текстом во время чтения

    4.Итог урока

    5. Домашнее задание

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

А)Работа с текстом до чтения.

Б) Работа с текстом во время чтения.

4. Итог урока

5. Домашнее задание

- Здравствуйте ребята, сегодня я буду проводить урок чтения.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».

 Работа с заглавием и иллюстрацией.

  • Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут - Медведко?
  • Нам предстоит знакомство с новым писателем, его имя - Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

 Первичное чтение (вслух, комбинированное). Учитель вместе с ребятами ведёт диалог с автором, делает необходимые комментарии по ходу чтения.

-        Барин, хотите вы взять медвежонка? - предлагал мне мой кучер Андрей.

(Судя по словам барин (обращение к богатому, знатному человеку), кучер (человек, управляющий лошадьми, запряжёнными в экипажи) и по времени написания рассказа - действие происходит где-то в конце XIX - самом начале XX века.)

-        А где он?

-        Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.

-        Зачем же соседи отдают, если он славный?

-        Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает.

Я жил на Урале, в уездном городе. (Уездный город в конце XIX — начала XX в. — то же, что сейчас у нас районный центр - т.е. небольшой город.) Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать. (Обратите внимание: повторяется слово «забавный» - от слова «забава» - развлечение. То есть крохотного медвежонка пока берут для забавы, «а там увидим, что с ним делать».)

Сказано - сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки. (Действительно симпатичный медвежонок, забавный, крохотный -с рукавицу, то есть... (с варежку).

Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился (то есть нисколько, совсем не смутился), а, напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришёл домой. Он спокойно всё осмотрел, обошёл вокруг стен, всё обнюхал, кое-что попробовал своей чёрной лапкой и, кажется, нашёл, что всё в порядке.

Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. («Мои гимназисты» - кто это может быть? (Очевидно, дети рассказчика, которые учатся в гимназии.) Медвежонок принимал всё как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал всё с необыкновенной комичной важностью. (То есть... (со смешной важностью). Да, малыш вёл себя важно и поэтому был очень смешной.)

  • Медведко, хочешь молочка?
  • Медведко, вот сухарики.
  • Медведко!.. (Вот и имя медвежонку придумали!) Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко

мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котёнок.

-        Ах, какой он милый! — повторяли гимназисты в один голос. — Мы его оставим у нас жить... Он такой маленький и ничего не может сделать.

-        Что ж, пусть его поживёт, - согласился я, любуясь притихшим зверьком. Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво

лизал своим чёрным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как маленький ребёнок. (Понравился медвежонок и взрослым, и детям! Действительно, чудесный малыш.) Часть 2 дети читают вслух.

Эта часть не требует ведения диалога с автором, учитель только обратит внимание детей, что в 1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал.

Обратим также внимание по ходу чтения, что, когда рассказчик был разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в конце 2-й части читаем: «Эта возня начинала мне надоедать».

Вопросы после чтения:

  • Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?
  • А Медведко приживётся в доме?

Часть 3 могут прочитать вслух дети, а последний абзац - учитель.

Текст не требует особых комментариев, нужно, чтобы дети его эмоционально «прожили» и убедились в верности своих предположений, обратили внимание, что теперь рассказчик называет медвежонка разбойником, а кухарка - поганым зверем.

По ходу чтения нужно пояснить слово ларь ~ большой деревянный ящик для муки.

Вопрос после чтения:

-        Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?

Часть 4 может прочитать учитель (комментированное чтение). Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения.

Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка (раскаивался - т.е. признал свою вину, понял, что совершил ошибку), и очень был рад, когда нашёлся знакомый, который его взял.

-        Помилуйте, какой милый зверь! - восхищался он. - Дети будут рады. Для них - это настоящий праздник. Право, какой милый. (Мы уже знаем, что ждёт новых хозяев «милого зверя»? Вы обратили внимание: знакомый рассказчика повторяет его ошибку. Какую? (Берёт для развлечения, чтобы порадовать детей, дикого зверя в дом.)

-        Да, милый... - соглашался я.

Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок.

Но наше счастье продолжалось недолго (можно предположить почему?), потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня. (Накуролесил - то есть... (набезобразничал). Что же он натворил? Вопрос ставим, но ответа от детей не требуем, это риторический вопрос.) Забрался в экипаж, заложенный (запряжённый) молодой лошадью, зарычал. Лошадь, конечно, бросилась стремглав и сломала экипаж.

Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принёс мой кучер, но там отказались принять его наотрез. (Наотрез - то есть... (не соглашались ни в какую). Догадались, почему Медведко попал к нашему рассказчику?)

-        Что же мы будем с ним делать? - взмолился я, обращаясь к кучеру. -Я готов даже заплатить, только бы избавиться.

На наше счастье, нашёлся какой-то охотник, который взял его с удовольствием.

        Выявление первичного восприятия.

  • Вам понравился Медведко?
  • В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме?

Обобщающая беседа.

а)        Подчеркните в тексте слова, которыми называют медвежонка.
(Забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький
увалень, упрямый зверь, маленький гость
(гость - значит, не навсегда,
на время...);
маленький квартирант (тот, кто снимает квартиру, - т.е.
не свой, не член семьи),
беспокойный гость, разбойник, поганый зверь.)

-        Прочитайте подряд все названия, понаблюдайте, как меняется отношение к медвежонку, когда становится понятно, что он не останется в доме.

б)        Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли
назвать его злым, жестоким по отношению к животным?

в)        В чём он раскаивается?

 Работа с текстом после чтения.

Повторное обращение к иллюстрации и заглавию.

-        Озвучьте иллюстрацию словами из текста.

-        Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не «Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём -трогательность, мягкость, доброта.)

-Какой рассказ прочитали сегодня?

-Понравился ли он вам?

 -Что понравилось больше всего?

Домашнее задание.

        Подготовить пересказ текста от 3-го лица (например, от лица кучера
Андрея, или кухарки, или одного из гимназистов).

Рассказывают домашнее задание.

-игрушки, куклы, машинки

-На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...