Литературно-музыкальная композиция "Весна"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Копоть Людмила Евгеньевна

Сценарий урока внеклассного чтения, построенный на основе стихотворений русских поэтов о весне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya_vesna_3-4_klass.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция

«Весна»

Разработана учителем начальных классов МБОУ Видновская СОШ №2

Копоть Людмилой Евгеньевной

 ( На доске фотографии и картины, создающие атмосферу весны. Звучит произведение Грига «Утро».)

1 Ведущий. Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное своё берёт. Рушатся серебряные дороги к прорубям.

Редеет снег на взгорьях. Почернели косогоры и ручьи. Зашевелились ожившие муравейники, вылетели на свет бабочки. На лесных проталинах проснулись ящерицы и сейчас же вылезли на пень погреться на солнце.

Сбрасывают колпачки с белых барашков ивы. Ольха покрылась красно-коричневыми серёжками. Надуваются, разбухают почки осин.

Весна пришла! Весна пришла!

1 Чтец. Михаил Матвеевич Херасков. Апрель. Отрывок.

Дыханьем нежным побежденны,

Седые мразы прочь летят;

От плена их освобожденны,

Потоки вод в брегах шумят.

Полям и рощам обрученна,

Восходит на горы весна,

Зелёной ризой обреченна,

Умильный кажет взор она.

Уготовляя царство лету,

Приближилося солнце к нам,

Прибавило дневного свету

И жизни хладным сим странам.

Благословенну возвещает

Нам жатву дышащий зефир,

Натура взор к нам обращает

И новый созидает мир.

Ведущий 2. Музыка Грига в сочетании со стихотворением Хераскова «Апрель» создаёт чувство приближения весны. Действительно, подлинно настоящий водолей – апрель. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снега первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Лёд идёт. Летят птицы.

(Звучит музыка Грига «Аллегро»)

2 Чтец. Алексей Николаевич Плещеев. «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!» – читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят – кто больше всех

Природы любит обновленье.

1 Ведущий. Весна… Что возникает в нашем воображении при этих словах?

2 Ведущий. Я, например, вижу белые кораблики, бегущие по ручейкам.

3 Ведущий. А я – блестящие лужицы, воздух пропитан запахом дождя и сладостью весеннего города.

1 Ведущий. Интересно, а что представлял себе итальянский композитор Антонио Вивальди, когда посвятил своё произведение весне?

(Включается запись А. Вивальди «Весна»)

2 Ведущий. Просыпается лес. Расправляются сжатые в зимнем сне почки деревьев. Молодые побеги робко пробираются сквозь уплотнённую снегом старую листву. Птичий хор звучит многоголосо, радостно. Долгую зиму все ждали тёплого весеннего солнышка.

3 Ведущий.  Зима недаром злится:

                      Прошла её пора.

                      Весна в окно стучится

                      И гонит со двора.

                      И всё засуетилось,

                      Всё нудит зиму вон,

                      И жаворонки в небе

                      Уж подняли трезвон…

1 Ведущий. Но Вивальди – великий итальянец. А знаете ли вы русского композитора, посвятившего своё произведение весне? Конечно, это Пётр Ильич Чайковский.

(Включаем запись Чайковский. «Времена года. Жаворонок».)

3 Чтец. А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры…»

Ещё дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки.

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчёлка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у берёзы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветёт черёмуха душиста.

2 Ведущий. Да! Чудесная музыка Чайковского и талантливое стихотворение Пушкина звучат, как песня.

3 Ведущий. А ведь действительно: луга позеленеют, распустятся скоро душистые цветы. И первым расцветёт подснежник.

(Включают музыку Чайковский «Подснежник»)

1 Ведущий. Слышите? Это подснежник качает нам своей головой. Нежный, маленький, беззащитный стоит он и смотрит на нас. Он будто просит: «Не рвите меня. Полюбуйтесь мною, пока я расту.» Пётр Ильич Чайковский, любуясь красотой первого весеннего цветка, написал чудесную музыку.

2 Ведущий.   Разбегайтесь ручьи, растекайтесь лужи,

                       Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

                      Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

                      Стали птицы песни петь,

                      И расцвёл подснежник!

3 Ведущий. Я помню. Это стихотворение Маршака мы ещё в 1 классе учили.

1 Ведущий. Русский народ  любил и почитал весну. Ждал её. Называл матушкой голубушкой.

И приход весны всегда встречали весело.

(Звучит песня Н. Кадышевой «Черёмуха»)

2 Ведущий. Вот слушаю я эту песню и представляю себе: весна, тихий тёплый вечер, девушки водят хоровод.

(Выходят чтецы, берут за руки ведущих, водят хоровод)

  1. А сколько пословиц, поговорок связано у русского народа с весной…
  2. Не ломай печи, ещё апрель на дворе.
  3. Апрель ленивого не любит, проворного – приголубит.
  4. Как в марте мороз не скрипуч, да не больно жгуч
  5. Весной день упустишь – годом не вернёшь.
  6. Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.

3 Ведущий. А уж сколько примет весенних. Можно проверить…

  1. снег быстро тает – к мокрому лету.
  2. Поздний расцвет рябины – к долгой осени.
  3. Вечером теплее, чем утром – к ненастью.
  4. Весной грач прилетел – скоро снег сойдёт.
  5. Ранний прилёт журавлей – ранняя весна.
  6. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

(Гремит гром)

(Наступает полная тишина. 1 Ведущий выходит вперёд.)

1 Ведущий. Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди называли матерью – землёю.

(Композиция заканчивается музыкой А. Вивальди)

Использованы материалы с сайтов:

http://festival.1september.ru/articles/526046/

http://www.kostyor.ru/poetry/poem32.html

http://www.poesis.ru/poeti-poezia/heraskov/verses.htm

http://www.classic-book.ru/lib/al/book/586


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальное путешествие "Наша школьная страна"

Сценарий музыкально-литературного путешествия "Наша школьная страна"...

Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"

Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....

Литературно-музыкальная композиция "Вологда моя"

Стихи и песни о Вологде, вологодском крае...

Литературно-музыкальная композиция "Слава тебе Сталинград"

Материал предназначен для открытого мероприятия, проводимого 2 февраля в честь годовщины разгрома немецких войск под Сталинградом"...

Литературно-музыкальная композиция "Здравствуй, Золотая Осень!"

Непродолжительная костюмировання композиция, которую можно провести и на уроке чтения, и на уроке окружающего мира....

Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)

Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого прод...