Методическая разработка по обучению грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Вязьминова Елена Геннадьевна

Урок посвящен теме: "Буква Ю- показатель мягкости согласного звука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й, о]. Буква Ё – показатель мягкости согласного звука.

1 класс, «Школа России»

Вязьминова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов

МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №124»,

первая квалификационная категория

Тип урока: открытие  нового знания.

Вид урока: Практическая работа

  1. Аннотация.

Урок обучения грамоте по  образовательной системе  УМК «Школа России»» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является первым в теме «Буква Ё ё». Учащиеся знакомятся  с новыми буквами,  открывают новые знания, определяя  количество звуков в названии букв «ё» в начале слова, после гласных,  после согласных, делают вывод о наличии звуков.

      Данная методическая разработка может быть использована в 1 классе для ознакомления с новой буквой и её характеристикой, во 2  классе для повторения пройденного материала.

  1. Введение. 

Данный урок был проведен мною в 1 классе.   

          Актуальность данного урока в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха».

          Сущность опыта заключается в создании условий для развития познавательного интереса учащихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавание; введение в урок элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий.

В ходе использования методической разработки учитель:

Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;

  • Мотивирует познавательную деятельность учащихся на игровой основе, в ходе решения проблемных ситуаций;
  • Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирует интерес к предметам;
  • Использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
  • Создает ситуацию успеха;
  • Организует самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности учащимися.

  1. Основная часть

Для достижения целей и задач урока были использованы различные методы, формы и приёмы обучения:

    - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;

    - формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.

    - приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; наглядность,  

Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения;  педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

принцип научности и доступности изучаемого материала

Оборудование: презентация, наборы схем, комплект слогов с буквой ё, листы самооценки.

Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности.

В конце  урока  происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

Предполагаемый результат : овладение способом определения количества звуков, обозначаемых буквой «ё», на основе её местоположения в словах.

  1. Заключение.

   

          Когда мы на уроке начинаем знакомиться с фонетической транскрипцией, обычно у учащихся  возникает удивление в случае несовпадения в слове количества звуков и букв. Учащийся думает, что он допустил ошибку, неправильно выделил звуки. Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Обучение грамоте

Тема: Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й, о]. Буква Ё – показатель мягкости согласного звука.

Цели урока. 

1. Обеспечить усвоение учащимися обозначение буквой ё - звуков [й, о] в начале слова, после гласного звука; буквой о – после мягкого согласного.

2. Создать условия для формирования у учащихся коммуникативных учебных действий.

3. Создание условий для развития интеллекта, мышления, памяти и внимания.

Задачи урока.

Усвоить графическую форму букв, обеспечивающую развитие знаково-символических действий - замещение (звуков - буквой), моделирование (состав слова путем составления схемы).

Осуществлять развитие коммуникативных универсальных действий: умения работать в парах, прививать уважение к мнению своего собеседника, уметь чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов и принимать позицию собеседования. Развивать и формировать у учащихся этические нормы поведения.

Развитие работоспособности учащихся.        

Формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Организационный момент

Дидактическая задача. Подготовить учащихся к работе на уроке. сформировать желание подняться выше в своих знаниях.

Придумано кем-то  просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

          И каждый становиться добрым, доверчивым.
         Доброе утро длится до вечера.
(Слайд 1)

- Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.

-Начнем нашу работу.

Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Духовно-нравственные:

1)воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые;

2)воспитание трудолюбия, способности к познанию;

Ι I. Актуализация знаний. Повторение.

 Дидактическая задача. Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

   – Какие  гласные буквы служат для обозначения твёрдости согласных?

 (А, О, У, Ы.) (Слайд 2)

- Как на схеме обозначим твердый согласный звук?

– Какие известные нам  гласные буквы служат для обозначения  мягкости согласных на письме? (И, Е, Я)

- Как на схеме обозначим мягкий согласный звук?

- Почему буквы  Е, Я  мы называем «хитрыми?» В чем заключается их  хитрость? (Слайд 3,4)

 (Буква Е обозначает два звука [й’э], буква Я обозначает два звука [й’а],  когда находятся в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и обозначает один звук [э], [а]).

- Составьте схемы к словам: яма, маяк, лямка, ела, села.

-Сколько букв в словах яма, маяк?

-Сколько звуков?

-Почему звуков больше, чем букв?

-Что можете сказать про количество  звуков и букв в слове лямка?

-Почему в слове одинаковое количество звуков и букв?

- Сравните количество звуков и букв в словах ела и села.

Проверка (Слайд 5)

- Озвучьте и объясните друг другу, почему вы так считаете?

- Оцените свою работу в маршрутных листах.

– Хотите узнать ещё одну «хитрую» букву- подружку букв Е и Я?

- Тогда давайте составим план нашего урока.

План: 1. Слого-звуковой  анализ слова.  (Слайд 6)

            2. Знакомство с новой буквой

            3. Чтение слогов, слов с новой буквой

            4. Чтение и анализ текстов

- Что мы сейчас с вами делали?

(планировали свою деятельность)

Познавательные УУД:

1) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

2)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1)формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

ΙΙI. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Дидактическая задача. Добиться от учащихся эффективного восприятия и осмысления нового материала.

1. Наблюдение: какие звуки обозначает буква Ё. (Слайд 7)

        Ну и платье:

        Сплошь иголки,

        Его носят вечно... (хором) ёлки. 

–  Произнесите несколько раз первый слог.  ([й’,о, л]).

– Какие звуки слышите?

– Сколько их?

– Какой первый?

– Дайте ему характеристику.

– Какой второй?

– Дайте ему характеристику.

– Какой третий?

– Дайте ему характеристику.

Открываем тайну буквы Ё.

– Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать звуки  [й’о]? (Звуки [й’о] на письме обозначаются буквой Ё.)

- Составим схему слова ёлки?

- Сколько звуков в слове? Сколько букв? Почему? (Слайд 8)

- Какой вывод сделали? (Слайд 9)

– Найдите на ленте букв (на доске) букву Ё.

- Рассмотрите буквы Ё,ё в учебнике.

-Кто знает, какие слова начинаются с буквы Ё? (ёжик, ёрш, ёлка).

2. – Давайте посмотрим, хорошо ли мы узнали букву Ё.

А) – Что больше всего на свете любит медведь? (Хором, нараспев: мёд.) (Слайд 10, 11)

– Какие звуки слышим в этом слове?

Звук [м’] – согласный звонкий, мягкий.

Звук [о] – гласный ударный.

Звук [т] – согласный глухой, твёрдый.

– Кто догадался, какая буква на письме покажет нам мягкость [м’]?

– А какой гласный мы будем слышать? ([о].)

Вывод: – Звук [о] на письме обозначается буквой Ё и показывает мягкость предшествующего согласного. (Слайд 12)

3. - Вставьте пропущенную букву в словах и прочитайте их хором. (Слайд № 13) Дидактическая задача. Установить усвоение учащимися содержание нового материала, устранить обнаруженные пробелы.

П…рышко, вер…вка, мет…лка, гн…зда, в…дра.

– Что ещё мы узнали о букве Ё?

- Оцените свою работу в маршрутных листах.

- Послушайте стихотворение: (Слайд 14) –рассказывает ученик

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр непросто,

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

- О каких буквах идет речь в стихотворении? Как их различить?

- Напечатайте буквы Ё, ё.

Физкультминутка (Слайд 15)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из  текста;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3)формируем умение представлять информацию в виде схемы;

4)формируем умение  находить ответы на вопросы

 в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. представленным на слайде;

ΙV. Применение нового знания

  1.     Работа по учебнику «Азбука» стр.31

1)Продолжение наблюдения над словами с буквой Ё. Чтение парами слогов и слов с буквой Ё.

Работа в парах: «Составим паровозик»

- Составьте слоги с буквой Ё. Прочитайте их друг другу.

- Оцените свою работу в маршрутных листах.

- Прочитайте слова с буквой Ё в учебнике .

- В каких словах одинаковое количество слогов, букв, звуков?

- Поставьте ударение в словах.

- Что заметили интересного?

 – Сейчас я вам расскажу сказку «Почему звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный».

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный.

2)Работа с текстом.

 Дидактическая задача. Закрепление у учащихся знаний и умений по теме урока.

-Прочитайте текст на стр.31 «жужжащим чтением».

Анализ текста.

- Какие вопросы можно поставить к тексту?

- Кому адресован вопрос? (задают вопросы друг другу)

- Прочитаем текст хором.

- В каких словах встретилась буква Ё?

- Сколько звуков она обозначает в этих словах?

-Докажите.

 - Оцените свою работу в маршрутных листах.

Физкультминутка для глаз (Приложение)

 3) Рассматривание картинок и прочитывание подписей к ним. Стр. 30 Коллективная работа.

– Прочитайте подписи под картинками.

– Где изображено взрослое животное, а где детёныш?

- Найдите каждому детенышу родителя.

- Подумайте, какая часть слова «делает» из взрослого животного детёныша.

- Оцените свою работу в маршрутных листах.

4) Самостоятельная работа. Стр.32 (Слайд 16)

– Выберите скороговорку, которую хотелось бы произнести перед всем классом. Прочитайте её медленно несколько раз, проанализируйте её, запомните, проговорите несколько раз медленно, затем быстрее и быстрее.

– Кто хочет выступить перед классом?

Проговаривание скороговорок.

5) Подведение итогов работы по учебнику.

– Что мы сейчас делали? (Читали слова и предложения.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

- Оцените свою работу в маршрутных листах.

Регулятивные УУД:

1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

V. Итог

Дидактическая задача. Проанализировать и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Какой вид работы вам понравился больше всего?

– Все ли пункты плана выполнили?

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

– Отметьте своё настроение в дневнике.

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

2) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

IV. Домашнее задание (по желанию)

  1. Выбрать из прочитанных 1 скороговорку и научиться её быстро произносить.
  2. Домашнее задание для «Умников и умничек» (приложение)

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

* Отметить учеников, которые хорошо усвоили пройденный материал,  активно работали на II этапе урока.

* Отметить учеников, которые правильно выполнили  задание «Составим схемы к словам»

* Отметить учеников, которые правильно читали слова и отвечали на вопросы учителя.

* Отметить учеников, которые выполняли звуко-буквенный анализ.

                        * Отметить учеников, которые правильно ставили   вопросы к тексту.

                       * Отметить учеников, которые на уроке были активными, проявляли интерес к изучаемому предмету.

                       * Отметить учеников, которые умеют работать в паре, оказывают  помощь друг другу.

Список использованных источников.

Интернет-ресурсы

http://mistergid.ru/children/posobie/17279-igra-parovoziki-.-Uchimsya-chitat-po-slogam.html

http://umk-spo.biz/articles/aktylok/lokalakty/metodraz        

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа «Просвещение», 1 часть. Стандарты второго поколения.  

Положение о  II-м районном заочном конкурсе методических разработок уроков «Реализация  ФГОС НОО: Формирование Универсальных Учебных Действий» среди педагогов образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Методическая разработка урока обучения грамоте

тема урока "Твердые и мягкие согласные"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

методическая разработка урока обучения грамоте

методическая разработка урока обучения грамоте(чтение) в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе

Разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Большая буква в именах.Число имен собственных"( разв.обучение Занкова)...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Узелки на память. Чтение текстов по теме "На что и клад, когда в семье лад". ( система учебников "Перспектива")

Урок   "Узелки  на память.Чтение текстов по теме « На что и клад, когда в семье лад"  должен обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений Л.Н. Толстого и ...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....