Проект урока литературного чтения "Мечта" Е. И. Матвеева
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Горшкова Елена Павловна

ТЕМА:  Неживой предмет – объект внимания разных авторов. Текст для исследования: Е. И. Матвеева «Мечта». Развивать умение анализировать текст, выделять главное, находить  изобразительное средство  создания образа неживого предмета – олицетворение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.cht_._gorshkova_e.p.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Неживой предмет – объект внимания разных авторов.

Текст для исследования: Е. И. Матвеева «Мечта».

Тема

Неживой предмет – объект внимания разных авторов. Способы выражения авторского отношения к объекту описания. Работа в позиции автора.

Кол-во учебных часов

1 час

Планируемый результат

 

Предметные умения

УУД

Развивать умение анализировать текст, выделять главное, находить  изобразительное средство  создания образа неживого предмета – олицетворение.

Наблюдение за изобразительными средствами – олицетворением, метафорой, звукописью, звукоподражанием в текстах разных жанров. Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению разных средств для создания образа. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Моделирование указанных средств.  Подготовка вопросов к текстам. Парная и групповая работа  по поиску и называнию авторских средств в произведениях. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведений с последующим  оцениванием. Определение критериев чтения. Создание текста «описания» неживого предмета в роли одушевленного существа по модели. Наблюдение за сюжетом в разных авторских сочинениях. Сопоставление повествовательного и лирического произведений. Работа с разными информационными источниками. Иллюстрирование произведений.

Формировать умение осознанного, правильного, выразительного чтения.

Формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения.

Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного стихотворения; выражать отношение к персонажам. 

Обсуждать текст в паре, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам. 

Формировать действия контроля и оценки.

Основной тезаурус урока

Рассказ, персонаж, характеристика персонажа, интонация.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания, свободного ответа; освоение диалоговых форм общения).

Индивидуальная работа.

Парная работа.

Фронтальная работа.

Учебник  “Литературное чтение”, 3 класс, 1 часть Е.И. Матвеева

Презентация

Аудиозапись произведения

Портрет Е.И. Матвеевой

Этап урока

Вр, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы 
и приемы работы

Формы

орг. учебн.

деят-ти

Деятельность учителя

Деятельность

 учащихся

Организационный

1

Проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Пусть этот урок принесет нам

Радость общения.

Наполнит сердце

Приятными эмоциями.

Психол. настрой

Индив.

Приветствует учащихся, настраивая их на работу

Реакция на учителя, внимание.  Самоконтроль готовности

Актуализация знаний

 

5-7

Проверка д/з

1. С как. произв. работали на прошлом уроке? Что явл. РГ? С каким новым ИВС познак. ? Что такое олицетв. ?

Какое д/з было задано? Покажите иллюстр. в читат. дневнике

Беседа

Фронт.

Организует проверку д/з.

Свободное владение прошлым материалом

Работа над темой урока

I  этап до чтения

5

1.Восприятие произведения в аудиозаписи

2.Выявление первичного восприятия

О чем речь? Это то, что доступно человеку любого возраста и любых возможностей, то, что иногда сбывается. Она есть у каждого человека и, причем, своя.    Кто-то хочет полететь в космос, кто-то совершить подвиг, кто-то сделать открытие и стать знаменитым. Что может быть на свете приятнее сладкой _____?Как думаете, о чем будем говорить сег. на уроке?

По дороге на работу  я шла ,  мечтала и нашла   гусиное перышко. Удивилась, к чему бы это. Внимат. послуш. произв., опред. жанр.

Произв. какого жанра прослуш. ?

Как можно озаглавить?

Слушание

Беседа

Индив.

Фронт.

Включает произв. для прослушивания

Организует беседу для выявления первичного восприятия текста

Воспринимают  на слух текст произвед.

Определяют жанр произв.

Эмоционально реагируют  на текст

II этап во время чтения

7

1.Первичное чтение текста

2. Перечитывание текста

Откр. учебник, стр. 83.

Проч. название произв.

Кто автор?

Что знаете о Е.И. Матвеевой?

Будем читать по абзацам.

1,2  От чьего имени ведется повеств. (РГ)

Назовите РГ. Д-те.

Что такое чернильница? (толк.слов.)

Не зря мне попалось гус. Перо. Что в нем скрыто?

Кого назыв. сказочниками

Каких великих сказочн. знаете?

Наблюдение, беседа

Акцентное вычитыв.

Фронт

Индив.

Организует диалог с учащимися, выявл. знания о писателе.

Организует беседу по прочитанному,

акцентное вычитывание

Отвеч. на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

Проявляют внимание к суждениям одноклассников, стремятся найти разгадать авторские подсказки в тексте.

Работают с толковым словарем

Физминутка

1

II этап во время чтения

7

3. 4Что значит витиеватые, тягуче?

Каким показан лист бумаги?

О чем он мечтает? Д-те.

Похож ли он на человека? Д-те.

Как удалось показать это автору? С пом. как ИВС?  

Какие еще ИВС встрет. в произв. ?

5. Как вы понимаете слова, высказанные автором в посл. абзаце?  К кому обращается  РГ?

Кого называет неведомым другом?

Наблюдение, беседа

Акцентное вычитыв.

Читают по цепочке,

про себя

III этап после чтения

5

Концептуальная беседа по тексту

Что можете сказать о герое рассказа, который поживает на полке, его характере?

Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это произв.? Как назыв. Что оно отражает – тему или идею?

Какова тема произв.?

Ф

Организует обобщение прочитан.

Обсуждение смысла заглавия

Отвечают развернуто, используя элементы пересказа, выр. чтения.

Определяют тему текста,

идею

Подведение итогов

2

С каким произв. познакомились?  Кто является автором? Какую главную мысль высказала Е.И.Матвеева в своем рассказе?

Рефлексия, контроль

Ф

Организует подведение итогов урока

Перечисление своих действий: читали рассказ …

Домашнее задание

1

Творческое задание  в читат. дневнике

Осущ-те мечту листа бумаги, сочин. сказочную историю, запишите в читат. дневнике,  можно выполн. иллюстр.

Подберите эпитеты к слову мечта,  в парах.

Запишите все хорошее, о чем мечтаете. Вы уже вдохнули в свою жизнь немного волшебства. Предлагаю нарисовать мечту. Спрячьте в укромное месте. Мечтайте, верьте в свою мечту и она обязательно сбудется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс

Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...

Проект урока литературного чтения в 1 классе

Тема урока:  С. Чёрный "Живая буква", Ф. Кривин "Почему "А" поётся, а "Б" нет" (3-й урок по теме "Жили-были буквы")...

Проект урока литературного чтения

                                           Проект урока литературного чт...

Проект урока литературного чтения во 2 классе с использованием ИКТ и Интернет - ресурсов. Школа России.

Проект- конспект урока  для защиты на курсах повышения квалификации по ФГОС  и для работы в школе....

Проект урока литературного чтения 2 класс

Составлен в соответствии с ФГОС...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....