Урок литературного чтения с использованием РКМ
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Фахертдинова Лайсан Ахматгаяновна

Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.

Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная  задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия.

    Какими приёмами ТРКМ я пользуюсь на уроках? На уроках литературного чтения, окружающего мира, истории замечательно проходят приёмы тонких и толстых вопросов, составление кластера, синквейна, инсерт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения  с использованием технологии РКМ

Тема: Даниил Хармс "Про собаку Бубубу"

Цели: 1. Поддержание активности, интереса, инерции движения, возникших на стадии вызова.

            2.Увязать новое с уже известным, создать новое понимание.

            3.Закрепление новых знаний, перестройка своих представлений, выражение новых идей и информации своими словами, обмен идеями.

Оборудование: книги Д.Хармса, портрет, интерактивная доска, слайды, таблица «ЗХУ».

Приём: "чтение с остановками".

Ход урока:

I. Орг.момент.

Ну, ребята, чур, молчок,

Начинается урок.

Будем вместе мы опять

Думать, строить, сочинять.

II. Постановка темы и цели.

(Отгадывание загадки)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи.

_ Ребята,  что вы знаете о собаках?  Давайте составим кластер.

 Составление кластера

(На каждой парте текст о собаке)

- Внимательно читайте текст и заполняйте таблицу

Работа с таблицей «ЗХУ»

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

- Запишите всё , что знаете о собаках.

- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.

Текст

    Предком собаки является волк. Превращение собаки в домашнее животное произошло 15 – 20 тысяч лет назад.  Поначалу собака служила помощником на охоте, позже стала еще и сторожем.

    По назначению собаки бывают разные. Караульно-розыскные собаки. Используются для охраны государственных границ и различных объектов. В военные годы собаки были санитарами, миноискателями, связистами.

     В мирное время помогают геологам искать полезные ископаемые. А также ищут преступников, наркотики и взрывоопасные вещества. Собака породы ротвейлер признана лучшей в мире сторожевой и розыскной собакой.          Пастушьи собаки помогают пасти скот и защищают их от хищников.   Шотландская овчарка колли, оказывает большую помощь пастухам. Считается лучшей породой   пастушьих собак.

    Не все собаки могут выслеживать лису в норе или пасти овец.

 Не все собаки мощные, сильные, отважные. Есть такие, которых самому хозяину нужно защищать от злых людей и собак.

      Животных надо любить.  Но при этом надо помнить,  что собаки могут быть опасны.

  - На какие три группы можно разделить все породы собак?

Человек всегда старался вырастить собак, которые бы ему нравились, поэтому, сегодня мы можем видеть собак любого размера и окраски.

3.Стадия вызова

   (На стадии проводим небольшую беседу с классом)

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Д.Хармса  «Про собаку Бубубу» .Подумайте  о чем мог бы быть этот рассказ?

-Почему ты так думаешь, поясни.

4.Смысловая стадия:

(Проводим поэтапное чтение текста.  После каждого отрывка учитель задает вопросы)

Текст "Про собаку Бубубу". (Чтение с остановками)

      Жила-была очень умная собака. Звали ее Бубубу. .

- Что вы теперь думаете? О героях? Как будут развиваться события?

- Какие "умные" поступки совершит собака?

- Какого героя мы называем умным?

Посмотрим, как развернутся события дальше.

      Она была такая умная, что умела даже рисовать.

И вот однажды она нарисовала картину. Но никто не мог понять, что было на картине нарисовано.

Прибежала мышка малышка, посмотрела на картину, понюхала рамы и сказала:

- Нет; я не знаю, что на картине нарисовано. Может быть, сыр, пи-пи-пи! А может быть, свечка, пю-пю-пю!

- Пришел петух Ерофей. Встал на цыпочки, посмотрел на картину и сказал: .

- Что же сказал Петух?

Почему вы так думаете?

-Что же произойдет дальше? Почему вы так думаете?

Давайте продолжим чтение.

      -Нет, я не знаю, что на картине нарисовано. Может быть, это пшенная каша, ку-ка-ре-ку! А может быть, это деревянное корыто, ре-ку-ка-ре!

Пришла уточка Анюточка, посмотрела на картину с одного бока и сказала:

-Кря-кря-кря! Это завитушка.

Кря-кря-кря! Может быть, лягушка?

А потом посмотрела на картину с другого бока и сказала:

— Кря-кря-кря!

Это не лягушка.

Кря-кря-кря!

Это завитушка!

Прибежала обезьяна Марья Тимофеевна, почесала бок, посмотрела на картину и сказала:

— Бал-бал-бал-бал.

Бол-бол-бол-бол.

— Эй! — крикнули обезьяне, — говори понятнее!

А она опять:

— Лок! вок! мок! рок!

Лук! Лак! Лик! Лек!

-А ну тебя! - крикнули обезьяне.

-Непонятно ты говоришь! .

- Как вы думаете, что сказала Обезьяна?

- Переведи с обезьяньего языка:

Лок! вок! мок! рок!

Лук! Лак! Лик! Лек!

- Поясни, почему ты перевел именно так?

III. Физминутка.

Продолжим чтение:

  -А обезьяна почесала ногой затылок и убежала.

Наконец пришел знаменитый художник Иван Иванович Пнев. Он долго ерошил волосы, смотрел на картину и наконец, сказал:

- Нет, никто не знает, что нарисовано на картине, и я не знаю. Тут вышла умная собака Бубубу, взглянула на свою картину и закричала:

- Ах-ах! Ав-ав! да ведь картина-то повернута к вам не той стороной. Ведь вы смотрите на заднюю сторону картины. Вот смотрите!

И с этими словами собака Бубубу повернула картину.

-Как ты думаешь, что могла нарисовать собака Бубубу? Только не произноси ответ, а нарисуй его.

Учащиеся рисуют ответ. Рисунки учитель вывешивает на доску, учащиеся поясняют, почему нарисовали так.

Чтение рассказа до конца. ( На картине была нарисована очень аппетитная косточка).

Стадия рефлексии. Беседа с классом по вопросам:

- Как бы вы себя чувствовали, если бы нарисовали картину, а ее никто бы не понял?

- Чему может научить эта история?

- Смешная она или грустная?

- Попробуй, сочинить свою историю "непонимания".

Давайте обратимся к вашим версиям. Были совпадения с авторским замыслом?

- Какие чувства вы испытывали во время прочтения и обсуждения рассказа.

- Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с различными породами собак и убедились в том, что писатели сочиняли интересных рассказов. Каждый человек по-своему выражает любовь к братьям нашим меньшим.

- Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.

(Чтение стихотворений)

IV. Подведение итогов

– Чему учились сегодня на уроке?
– Что нового интересного узнали?
– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями Д.Хармса?

– Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"

Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....

Урок литературного чтения с использованием ИКТ А.Н.Плещеев "Весна", "Сельская песенка"

Урок с использованием ИКТ.Стихи для детей - это естественное выражение их чувств и мыслей. Для создания эмоционального настроя на уроке я использовала следующие приёмы: обращение к жизненному опыту, р...

Урок литературного чтения с использованием игровых технологий.

Наварнова И. А.Урок литературного чтения с использованием игровых технологий по теме: «Звуки [ З], [ З’]. Буквы «З, з».Цели. 1. Познакомить с новой буквой, продолжить совершенствовать техни...

Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.

Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...