Главные вкладки

    цикл уроков чтения
    методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

    Бочка Ирина Александровна

    Уроки литературного чтения 

     по разделу «Весна идет, весне дорогу!...»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения №1

     по разделу «Весна идет, весне дорогу!...»

    Тема: Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»- наизусть. М.Пришвин «Капля и камень»; В.Железников «Три ветки мимозы»

    Цели:

    • развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
    • развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
    • развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
    • воспитывать любовь к природе;
    • развивать коммуникативные навыки.

    Планируемые результаты.

    Школьники должны научиться:

    • определять тему и главную мысль произведения;
    • анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;
    • выполнять партитуру стихотворения;
    • правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    -Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе.

    «Я слышу – я забываю,
    Я
    вижу – я запоминаю,
    Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

    II. Подготовка к чтению.

    Прочитаем задание № 1

    Я предлагаю вам прочитать на музыкальном языке в виде игры “Эхо”. Послушайте (в музыкальном сопровождении учитель исполняет, дети повторяют за ним, как эхо).

    ДЕЙ - СТВИ - ТЕЛЬ - НО________ДЕЙСТВИТЕЛЬНО

    ПО-ЗДРАВ-ЛЯ-Ю ________ПОЗДРАВЛЯЮ

    ОГ - ЛЯ- ДЫ - В А - ЮТ - СЯ______ОГЛЯДЫВАЮТСЯ

    Прочитаем задание № 2

    Учимся читать правильно. Работа в парах.

    1 ученик читает с орфографическим написанием.

    2 ученик читает с орфоэпическим произношением. Проверка - чтение в парах по цепочке.

    Прочитаем задание № 3

    Читай целыми словами. Хоровое чтение по карточкам.

    а) ИНТЕРЕС (разворачивается согнутая половинка с частичкой ОВАЛСЯ) – ИНТЕРЕСОВАЛСЯ (разворачивается согнутая половинка с частичкой ЗА) – ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ.
    б) Чтение с разворотами.

    - Как понимаете смысл слова, зашушукались!

    ШУ - ШУ - ШУ... Попробуйте сочинить и произнести чистоговорку с этими словами. Предлагаю вам прочитать мою чистоговорку с доски.

    - Как будем говорить? (Шепотом)

    Зашушукались ребята
    Шу - шу - шу, шу - шу - шу,
    Нарушая тишину.

    в) Чтение с разворотами.

    Поучимся с этими словами упражняться в скороговорке.

    Познакомьтесь с текстом скороговорки.

    Прочитай себе шепотом

    медленным темпом

    средним темпом

    быстрым темпом

    - Читаем вслух быстро и покажем движения (имитация - бой в барабан)

    Белый баран
    Барабанил в барабан.

    II. .Мотивация. Постановка целей.

    - Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года»

    - Прослушав замечательную музыку, сделайте вывод какие произведения мы будем изучать на уроке? (О весне)

    -Какие чувства возникают при прослушивании этого произведения?

    - Откройте учебник  и посмотрите, как называется наш раздел ? («Весна идет, весне дорогу!...»)

    - Мы познакомимся сейчас со стихотворением замечательного русского поэта.

    Информация о поэте

     Тютчев Фёдор Иванович (1803 год, село Овстуг Орловской губернии - 1873 год, Царское Село, близ Петербурга) - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. 

    Тютчев Федор Иванович происходил из родовитой, но небогатой дворянской семьи. Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие - около 300 стихотворений). Начал печататься в 16 лет, но печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837-1847 почти не писал стихов и, вообще, мало заботился о своей репутации поэта. Впервые поэзия Тютчева обратила на себя внимание после публикации ряда его стихов в пушкинском "Современнике" в 1836-1837. Первое собрание стихов, выпустил в 1854 Тургенев. Однако прижизненная известность Тютчева ограничивалась кругом литераторов и знатоков. 

    III Первичное восприятие ( слайд 3)

    - аудиозапись в исполнении артистки

    IV. Анализ текста.

     - О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)

    - Ребята, поэт показал два образа – два настроения.

    - А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

    В своем стихотворении поэт использует прием контраста.

    - Что такое контраст?

    - Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.)

    - Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)

    На доске – таблички:  «Зима», «Весна».

    – Найдите в тексте слова характеризующие зиму. (Злится.)

    – Какое слово написано в контрасте у поэта? (Хохочет.)и т.д.

    На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:

    Зима:

    злится;

    хлопочет;

    ворчит;

    ведьма;

    злая;

    взбесилась;

    пустила

     

    Весна:

    хохочет;

    гонит;

    шумит;

    дитя;

    прекрасное;

    горя мало

    умылася, румяней стала

    .  Подготовка к выразительному чтению.

    Одинаково ли будете читать про зиму и весну? Почему?

    Попробуйте передать отношения зимы и весны, их характеры.

     Чтение вполголоса

    Чтение друг другу ( в парах)

    Кто хочет прочитать вслух?

    Чтение детьми

    Удалось ли тебе передать отношения зимы и весны?

    Что получилось?

    Что в следующий раз ты прочитал бы по-другому?

    Физминутка.

    После хорошей работы, следует расслабиться и отдохнуть.

    Звучит лёгкая музыка. Учитель очень медленно с завораживающей интонацией произносит:

    - В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем...(руки в стороны)

    V.  Работа с текстом М. Пришвина.

    Перед тем как обратится к М. Пришвина «Капля и камень», , я немного расскажу о его творчестве.
    Пришвин Михаил Михайлович родился 23 января 1873 года в Орловской губернии неподалеку от Ельца. Учился сначала в Елецкой гимназии, потом в Тюменском училище. Окончив его, уехал в Ригу и поступил в политехникум на агрономическое отделение. Первые печатные труды создал по практической агрономии. Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 г. Пришвин составил книгу «В краю непуганых птиц» (1907). Это путевые очерки, наблюдения над природой и бытом.
    Писатель умеющий наблюдать природу, видеть такие в ней закономерности, которые распространяются на людей, важны для осознания людьми. Пришвин благодаря тому, что только создавал какие-то природные картины в своих произведениях, но он учил людей как нужно видеть природу.
    - Что  узнали о Пришвине? (Что он как никто другой умеет наблюдать в природе. Благодаря своим наблюдениям и умению может рисовать природные картины в своих произведениях)

    Чтение миниатюры про себя.
    - Здесь звучит тема весны, но главным «героем» миниатюры, его главным образом является образ «воды», в виде отдельных капель, находящихся в потоке времени.
    - На самом деле  вода переходит из твердого состояния (т.е льда), в жидкое. 
    - Вот и в этой миниатюре, писатель раскрывает, говорит о весне, о капели, но он не ограничивается в этом, он дает урок людям.
    - Какой урок давайте его посмотрим, давайте раскроем этот урок.
    - Откройте стр. 136. Рассмотрим более внимательно миниатюру. Для начала прочтём про себя ее и ответим на вопрос, о чем же идет речь? (О капле и камне)
    - Какой же урок дает писатель? (Если капельки объединятся, то они делают одну и ту же работу «кап-кап-кап-кап», и не только в течение весны, а в течение долгих лет весной, когда вот капает-капает-капает, даже камень, оказывается, твердый, такой могучий, он уступает, разрушается под воздействием капели ).

    VI Работа над произведением В.Железникова «Три ветки мимозы»

    Чтение рассказа учителем.

    -Я буду читать, а вы внимательно за мной следите. Ваша задача при чтении проследить поведение главного героя. Учитель выразительно читает рассказ.

     Анализ произведения

    а) Беседа по содержанию:

    - Какое впечатление вызвало у вас прочитанное?

    - Весёлое или грустное произведение читали?

    - С чего всё началось?

    - Какое событие главное?

    - От чьего имени ведётся рассказ (автора или персонажа)?

    б) Словесное описание героя. Работа в парах

    - Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою?

    Карточка: МУЖЕСТВЕННЫЙ, ДОБРЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ВСПЫЛЬЧИВЫЙ, НЕСДЕРЖАННЫЙ, СМЕЛЫЙ, НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ.

    в) Выборочное чтение - Каждую черту характера Вити, докажите чтением текста.

    VII. Рефлексия

    • Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
    • А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
    • Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди и Тютчева?
    • Что нового вы узнали из рассказа Пришвина, как он описывает воду? Какие приемы использует?
    • Что понравилось? Какие выражения из произведения возьмете в свой лексикон?
    • Кто написал произведение «Три ветки мимозы?»
    • Кто главный герой, какими качествами обладал мальчик? Какие из этих качеств присущи тебе?
    • Какое настроение у вас возникло на уроке?
    • За что могли бы себя похвалить?

    Написание синквейна об уроке

    • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
    • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
    • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
    • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
    • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

    (примерный синквейн)

    Чтение

    Интересное,  увлекательное

    Слушаю, читаю, говорю.

    Говорим о разном, нравится все.

    Творчество.

    Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: 
    «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
    «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
    «| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
    «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
    «0» - не ответил.

    (карточки с ответами анализируются учителем после)

    VIII. Информация о домашнем задании

    Стихотворение Тютчева наизусть и подобрать 5 пословиц к произведению Железнякова

    IX. Итог урока

    Урок окончен, до свидания….


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения №3

     по разделу «Весна идет, весне дорогу!...»

    Тема: Н.Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами…»; А.Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»); «Весна» («Песни жаворонков снова…»)

    Цели:

    • развивать умения детей работать с текстом, выразительно читать;
    • развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
    • развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
    • воспитывать любовь к природе;
    • развивать коммуникативные навыки.

    Планируемые результаты.

    Школьники должны научиться:

    • определять тему и главную мысль произведения;
    • анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;
    • правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

    Ход урока:

    1. Организация класса
    2. Актуализация знаний
    3. Речевая разминка

    Лы-лы-лы, лы-лы-лы стоят в комнате столы.

    Лу-лу-лу, лу-лу-лу  идет Танечка к столу.

    Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша Леночка мила.

     Ры-ры-ры, ры-ры-ры сидит мышка у норы.

    Ра-ра-ра, ра-ра-ра начинается игра.

    Ру-ру-ру, ру-ру-ру очень рад я был шару.

    Ро-ро-ро, ро-ро-ро привязал к шару перо.

    1. Проверка домашнего задания

    - чтение стихотворения И. Северянина наизусть с последующим анализом . Дети самостоятельно анализируют и ставят оценки.

    IV. Введение в тему урока и знакомство с 1 произведением.

    На фоне спокойной музыки на слайдах маленькие отрывки текста, учитель читает выразительно, дети читают в это время про себя.

    Работа по содержанию.

    Какие чувства вызывает приход весны у автора?

    Что понравилось больше всего из текста в описании весенней природы?

    Как ты понимаешь выражение «жизнь заиграла повсюду?»

    Какие краски выбрал писатель, чтобы нарисовать картину весны?

    Самостоятельное чтение по книге стр. 145-146.

    V . Знакомство с произведением А. Плещеева «Весна»

    Информация об авторе.

    Плещеев Алексей Николаевич (22 ноября (4 декабря) 1825, Кострома — 26 сентября (8 октября) 1893, Париж) — русский писатель, поэт. Родился в обедневшей дворянской семье. Плещеев начал свое образование в школе гвардейских прапорщиков в 1840 г., но вскоре ушел оттуда и в 1843 г. поступил на восточное отделение Петербургского университета. Болезнь, отсутствие средств, неудовлетворенность системой преподавания - все это привело к уходу Плещеева из университета через два года. Он целиком посвящает себя литературе, печатается в «Современнике» и других изданиях, а в 1846 г. выпускает первый сборник своих стихотворений. Огромную популярность получило написанное Плещеевым стихотворение «Вперед! без страха и сомненья», ставшее своего рода революционной прокламацией 40-х годов.

    На закате дней он неожиданно получил огромное наследство, которым пользовался только два года. Скончался Алексей Плещеев в Париже 26 сентября (8 октября) 1893. Тело его перевезено в Москву и погребено.

    - Рассмотрите портрет.

     -Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? (Добрый, внимательный)

     -Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

    Знакомство со стихотворением (посредствам видеоролика)

    Хоть на улице еще не так тепло и комфортно, но с каждым днем весна начинает отвоевывать свои позиции у зимы. 
    И пусть весна дарит нам всем по больше хорошего настроения, тепла и положительных эмоций. 
    Звуки природы vы слышым при прослушивании этого стихотворения : Детский веселый смех, пение птиц, звон капели, журчание ручейков, мелодичное пение соловья. 
    Весна борется с зимой и полноправно вступает в свои права Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо. 
    Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек.

    - Оправдались ли предположения, касающие названия стихотворения?

     - Что описывает поэт?

     (Приход весны)

    Словарная работа. Подготовка к чтению вслух.

     - Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

     - Толкование слов: «повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок), «лазурь»  (светло-синий цвет, синева) «миновала» (прошла), «заботы» (беспокойство, хлопоты)

    Работа над выразительностью

     - Какие картины весны наблюдает поэт?

    ( Тает снег, бегут ручьи, чистая небесная лазурь, стало теплее солнце)

     - С каким настроением говорит о них поэт?

    (С радостным)

     - Где надо делать паузы при чтении стихотворения?

    (После знаков препинания:

    ,            - раз

    .   -   :  ;     - раз, два

    ?   !  …      - раз, два, три

    после заглавия  - раз, два, три, четыре, пять  )

     - Давайте расставим паузы.

     - Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?

    (Многоточие обозначает более длинную паузу  по времени, это длинное  тире)

      - Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении? Мы уже знакомы с ним

    (Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

    - Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно, соблюдая паузы

     Выборочное чтение

     - Какие слова помогают понять, что весна уже наступила?

     - Что сказано о лесе и  соловьях?

    VI. Рефлексия

    Написание синквейна о весне

    • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
    • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
    • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
    • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
    • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

    (примерный синквейн)

    Весна

    Долгожданная, нарядная, красивая

    Пришла, наряжается

    Природы красота обновляется

    Счастье.

    Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: 
    «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
    «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
    «| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
    «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
    «0» - не ответил.

    (карточки с ответами анализируются учителем после)

    VII. Итог урока

    - Что нового узнали на уроке?

    - Что понравилось больше.

     Я благодарю всех учащихся за урок, спасибо!

    Домашнее задание: наизусть выучить стихотворение А. Плещеева «Весна» стр.148



    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения №3

     по разделу «Весна идет, весне дорогу!...»

    Интегрированный урок (литературное чтение + ИЗО+ музыка) "Весна идет, весне дорогу!" (3-й класс, программа "Гармония")

    Тема: Весна идет, весне дорогу! Н.Сладков «Ивовый пир»; Я.Аким «Апрель»

    Цели:

    • Обобщить знания детей по изученному форзацу о весне.
    • Учить интонационно правильному выразительному чтению.
    • Развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и видеть главное в прочитанном и услышанном.
    • Учить детей видеть и устанавливать единую мысль в разных областях искусства.
    • Воспитывать  эстетическое отношение к природе и музыке.

    Оборудование:

    1) Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» (3-й класс, 4-я часть).
    2) Портреты писателей (Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Майков, А. Толстой, А.  Фет, Л. Чарская, А. Блок, Е. Благинина).
    3) Карточки к игре «Путаница».
    4) Карточки на партах (осенний лист и подснежник), музыкальные произведения, цветные карандаши.
    5) Кузина, Кубышкина «Рабочая тетрадь» (изо, 3-й класс).
    6) Слайды презентации. (Приложение)

    Ход урока

    I. Мозговая гимнастика

    II. Сообщение темы и цели урока

    Учитель: Сегодня у нас необычный урок. В нем соединились вместе несколько уроков: литературное чтение, музыка и изобразительное искусство. Мы вспомним изученные произведения, интонационно правильно, выразительно будем читать их, научимся сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию.

    Ребята, откроем форзац учебника и вспомним, какую последнюю тему закончили в этой части учебника. (Весна идет, весне дорогу!)

    Весна, весна кругом живет и дышит,
    Весна, весна шумит со всех сторон!
    Взлетел петух на самый гребень крыши,
    Да так поет, что слышит весь район.

    Раскрыты окна, веет теплый ветер,
    И легкий пар клубится у реки,
    И шумно солнцу радуются дети,
    И думают о жизни старики.

    III. Игра «Ассоциация»

    Учитель: Какие чувства, представления возникают у вас, когда вы слышите слово «весна»? (Работа в парах).

    - А теперь объединитесь группой и выберите самое главное. Представитель группы называет это слово. (Учитель записывает его на доске.)

    Обобщение записанных слов на доске учителем сопровождается показом слайдов 2, 3, 4.

    - Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.

    С какими произведениями познакомились на уроке литературного чтения по данной теме? Желательно называть и автора произведения.

    IV. Игра «Путаница»

    (Слайд 5)

    Необходимо соотнести авторов и название произведения. У каждого ребенка такие же листочки.

    Ф. Тютчев

     

    Весна

    А. Блок

     

    Дивные звуки

    Е. Благинина

     

    Зима недаром злится

    А. Плещеев

     

    Вербочки

    Л. Чарская

     

    Ласточка примчалась

    А. Майков

     

    Черемуха

    После выполнения открыть слайд 6 с правильными ответами.

    Ф. Тютчев

     

    Зима недаром злится

    А. Блок

     

    Вербочки

    Е. Благинина

     

    Черемуха

    А. Плещеев

     

    Весна

    Л. Чарская

     

    Дивные звуки

    А. Майков

     

    Ласточка примчалась

    Проверка.

    Учитель: Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки, кто сделал одну ошибку.

    Чтение стихов наизусть.

    - Какой сейчас идет месяц? Кто посвятил свое произведение этому месяцу?

    Чтение стихотворения Я. Акима «Апрель», стр. 168.

    Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски, вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут песни, журчат ручьи, или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну.

    V. Музыкальная шкатулка

    (Слайд 7)

    Учитель: Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.

    Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы - пьеса Георгия Свиридова «Весна. Осень». Вы знаете, что такое музыкальная форма? (Ответы детей.)

    Построение музыкального произведения.

    - Молодцы! Значит, вам не составит труда определить, сколько частей в произведении Свиридова. (Две.)

    Но эта задача легкая, так как подсказка в самом названии. Теперь же вам надо определить в какой части изображена весна, а в какой осень.

    ПРОСЛУШИВАНИЕ. Г. Свиридов «Весна. Осень». Дети поднимают картинки с изображением подснежника или желтого листочка.

    - Посмотрите на слова, характеризующие  музыку 1-й части - ВЕСНА и 2-й части - ОСЕНЬ. Выберите их по назначению. (Слова на доске или слайд 8.)

    ГРУСТНАЯ 
    ТОСКЛИВАЯ
    ЗАУНЫВНАЯ
    ПАСМУРНАЯ
    ПЕЧАЛЬНАЯ
    СВЕТЛАЯ
    ПРОЗРАЧНАЯ
    СОЛНЕЧНАЯ
    РАДОСТНАЯ

    Учитель: Пали морозы. Отзвенела капель, оттаяло и согрелось солнце, Земля скинула с себя простыни снега и лежит влажная и тяжелая, прислушиваясь к неуклюжему рокоту талой воды. Природа проснулась.

    Утром года назвал это время поэт. На проталинах тянется к солнечному теплу первый подснежник.

    Появляется подснежник (слайд 9), затем другие цветы - пролеска, мать-и-мачеха, первоцвет. (Слайд 10).

    В лесу, где березки толпились гурьбой,
    Подснежника глянул глазок голубой.
    Сперва понемножку
    Зеленую выставил ножку,
    Потом потянулся
    Из всех своих маленьких сил
    И тихо спросил:
    «Я вижу, погода тепла и ясна.
    Скажите, ведь правда, что это весна?»

    Учитель: Какие произведения были посвящены весенним цветам? (В. Железников «Три ветки мимозы» стр.137, Г. Новицкая «Подснежник», стр. 143, В.Берестов «Мать-и-мачеха», стр.143).

    Как одним словом называются первые весенние цветы? ПЕРВОЦВЕТЫ. Само название говорит о том, что они цветут первыми.

    Работа в тетради по изобразительному искусству. (Слайд 11. Поэтапное рисование первоцвета.)

    Учитель: Ребята, я прочитаю только отрывок из стихотворения А. Фета. (Cтр. 161, 2-е четверостишие.)

    - Так какие же деревья проснулись в лесу?

    Дети называют автора и его произведение. Н. Сладков» Ивовый пир», А. Блок «Вербочки», Е. Благинина» Черемуха».

    - Каким стихотворением заканчивается раздел чтения «Весна идет, весне дорогу!»?

    Стихотворение Л. Чарской «Дивные звуки». (Ученик читает это стихотворение наизусть.)

    - Какому празднику посвятил поэт это стихотворение? Какое настроение создает это стихотворение?

    VI. Итог урока

    - Чтобы у вас было отличное весеннее настроение, в память о нашем уроке мы подарим вам песню о весне! (Дети поют песню о весне или звучит песня. Песня сопровождается картинками о весне, слайды №12-28.)

    Стихи о весне

    1) Ну, весна, как дела?
    Для чего тебе метла?
    Для чего тебе ручьи?
    И лучи, что горячи?

    -У меня уборка:
    Снег смести с пригорка,
    Мусор смыть с дорожек.
    Я лужайки посушу,
    Вас на праздник приглашу.

    2) Жаворонки прилетайте к нам,
    Красу-весну принесите нам.
    А зимушку отнесите от нас.

    3) Тает снежок,
    Ожил лужок,
    День прибывает,
    Когда это бывает? 
    (Весной)



    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения №2

     по разделу «Весна идет, весне дорогу!...»

    Тема: И.Северянин «Отчего?»; Г.Новицкая «Подснежник»; В.Берестов «Мать – и - мачеха»

     Цель урока - знакомство со произведениями  разных поэтов о весне.

    Задачи:

    • развивать умение выразительно читать стихотворения;
    • расширять кругозор детей через познавательную активность;
    • учить сочинять короткие стихотворения по заданной рифме      (буриме);
    • прививать любовь к поэзии.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.

    Предлагаю литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, прочитайте запись (на доске) и назовите пропущенное слово.

    Я - (Весна) - красна, бужу землю ото сна.
    Наполняю соком почки,
    На полях ращу цветочки,
    Прогоняю с речек лёд,
    Светлым делаю восход!

    - Назовите ключевое слово.

    - Определите литературный жанр произведения.

    - Кто может сформулировать тему урока?

    3.  Подготовка к восприятию текста.

    - Чем отличаются стихи от прозы?
    (Рифма, ритм)

    - Кто может предположить, с какой целью читают стихи?
    (Получить удовольствие, почувствовать настроение)

    - Послушайте  четверостишье нашего сегодняшнего автора и подумайте, что можно сказать о человеке по этим строкам.

     Я природой живу и дышу, 
    Вдохновенно и просто пишу, 
    Растворяясь душой в простоте, 
    Я живу на земле в красоте!  
    -Ребята, что можно сказать о поэте по этим нескольким строчкам? (Жил просто, любил природу, вдохновенно писал о красоте земли). 

    -Так мог сказать только такой человек, который любит природу и видит эту красоту. И этим человеком является русский поэт, певец природы Иван Северянин (сообщение о жизни и творчестве подготовил ученик) 

     Настоящая его фамилия Лотарёв, а Северянин – псевдоним, который он присоединил к имени, возможно, подчеркивая влюбленность в северную природу и Россию, северную страну. Игорь Северянин родился в Петербурге. В роду у его матери был историк Карамзин и поэт Фет. Он рано начал писать стихи. А широкую известность приобрел тем, что он великолепно исполнял свои стихи. В 1918 году он выехал в Эстонию, и больше ему не пришлось жить в Петербурге, но сердцем он был неразрывно связан с русской землей. Ей он посвящал свои лирические стихотворения. Игорь Северянин тонко воспринимал природу и один из немногих ещё в начале века стремился её защитить. В его стихах – большая сила яркого поэта, защитника человека, природы. 

    4. Знакомство со стихотворением

    Учитель читает наизусть

    5. Работа по содержанию

    - Что необычного в этом стихотворении? ( построено в форме ответа на вопрос).

    6. Речевая разминка :

    -чтение шепотом медленно

    - звукоподражание

    - чтение слов с разновеликим шрифтом.

    7.Знакомство со стихотворением Г. Новицкой (читают самостоятельно)

    (сообщение о жизни и творчестве подготовил ученик) 

    Галина Михайловна Новицкая (1933-2000) - поэтесса, прозаик, переводчик.
    Родилась и всю жизнь прожила в Ленинграде – Санкт-Петербурге. 
    Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй была узником фашистских лагерей на территории Литвы. 
    В 1956 году Г. Новицкая окончила радиотехническое училище в Ленинграде. 
    Стихи Галина Новицкая начала писать рано, ещё в четвёртом классе школы. Позже занималась в литературном объединении при газете «Смена», которое вёл поэт Г. Б. Гоппе. 
    Первая газетная публикация Галины Новицкой была в 1957 году.
    С 1960 года профессиональный литератор. 
    Большая часть творчества Новицкой – это стихи для детей, в которых поэтесса создала неповторимую атмосферу красоты и хрупкости мира. Итогом творчества для детей стала книга «В зоопарке шёл урок», вышедшая в 1988. 
    Первая книга лирики для взрослых – «Колючая красота» - вышла в 1968. 

    Что такое подснежник? Это символ надежды , посмотрите об этом видеосюжет

    Что нам автор рассказывает этим стихотворением?

    - Ваши впечатления?

    - Видим ли мы цветок? Какие слова помогают это понять?

    - Найдите в тексте слова, при помощи которых автор передаёт желание подснежника появиться поскорее.

    - Кто поможет выбраться наружу цветку?

    8. Чтение стихотворения детьми:

      Работа над выразительностью чтения:

    - Какие чувства испытывает подснежник, спеша к нам на Землю?

    - Чему он радуется?

    - С какой интонацией нужно читать стихотворение?

    - Как относится автор к подснежнику? Мы должны показать интонацией его отношение к цветку. Какие строчки это подсказывают?  (Не сорву, а только дотронусь до цветка). Он относится к подснежнику как к живому человеку, хочет защитить его, понимая, какой он маленький и беззащитный.

    - Позовём на помощь волшебника- логическое ударение. Отметьте карандашом в тексте слова, которые вам хотелось бы отметить голосом.

     Самостоятельное чтение:

    - Прочтите сначала шёпотом;

    - Чтение стихотворения вслух.

    9.  Знакомство с рассказом Берестова «Мать и мачеха»

    Начинает читать учитель, затем дети продолжают.

    К какому жанру можно отнести это произведение?

    10. Составление буриме.

    Составление стихов по заданной рифме (буриме).

      -Сегодня вы побывали в роли шифровальщиков - расшифровывали слова, в роли чтецов – читали и рассказывали стихотворения, а сейчас я предлагаю вам побыть в роли поэтов. Давайте попробуем сочинить короткие стихотворения. Работать будем по вариантам.

    1 вариант:                                                             2 вариант:

    картинки                                                            …весна  

    …травинки                                                            …ото сна

    …почки                                                                  …настает

    …листочки                                                           …поет

    - Какие стихотворения у вас получились?

    11. Рефлексия

    - Весной разбужены эти прекрасные весенние цветы, а какие чувства проснулись  сегодня в вашей душе?

    - Что вас особенно удивило?

    - Давайте попробуем подвести итог нашей творческой мастерской и сочиним вместе небольшой рассказ.

    Завершая наш урок , я предлагаю вам охарактеризовать весну. Подберите на каждую букву слова «Весна» слова, которые отражают ее основные признаки

     (вид педагогической технологии «Круги на воде») . Дети характеризуют Весну, олицетворяя ее.

    В -

    Е -

    С -

    Н -

    А -

    - Хотелось бы увидеть, какое настроение вы унесёте после урока? Возьмите  и покажите цветок такого цвета, который передаёт ваши чувства, ваше настроение. (На партах у каждого ребенка лежит набор  цветов. Их цветовая гамма выбирается  и оценивается по методике Лутошкина Д.)

    - Спасибо! Я увидела…

    12. Итог урока:

    Спасибо за ваше творчество, за внимательное отношение к художественному слову, за прекрасные минуты общения, за доброту, за  любовь к природе, которую я не могла сегодня не заметить…

    Домашнее задание ( пересказ произведения В. Берестова и рисунок к нему)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок литературного чтения 3 класс УМК Гармония 1 урок из цикла уроков по разделу «Весна идет, весне дорогу» Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12 Бочка Ирина Александровна

    Слайд 2

    Я - _______- красна, бужу землю ото сна. Наполняю соком почки, На полях ращу цветочки, Прогоняю с речек лёд, Светлым делаю восход!

    Слайд 3

    Игорь Васильевич Лотарев , известный под псевдонимом Игорь Северянин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин) (4 мая (16 мая н.ст.) 1887, Петербург — 20 декабря 1941, Таллин) — русский поэт «серебряного века

    Слайд 4

    Словарная работа * Зефир – приятный легкий ветер.

    Слайд 5

    Чтение шепотом медленно : 1 Ра-ра-ра - начинается игра. Ры-ры-ры - у нас в руках шары. Ру-ру-ру - бью рукою по шару. Да-да-да - из трубы бежит вода. До-до-до - на дереве гнездо. Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды. Ду-ду-ду - с мамой я домой иду. Та-та-та - в нашем классе чистота. Ту-ту-ту - наводим сами красоту. Ты-ты-ты - нами политы цветы.

    Слайд 6

    Игры на звукоподражание: На птичьем дворе . Наша уточка с утра... Кря, кря, кря! Наши гуси у пруда... Га, га, га! Наши курочки в окно... Ко, ко, ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет..- Ку-ка-ре-ку!

    Слайд 7

    . Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом ПЫлеСОС СнеГИри ВоРОбьИ ТЕтерЕВочЕК МОлОКо шкОЛьНиКИ маТЕМатиКА РиСУноК

    Слайд 8

    Галина Михайловна Новицкая (1933-2000)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок литературного чтения 3 класс УМК Гармония 4 урок из цикла уроков по разделу «Весна идет, весне дорогу» Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12 Бочка Ирина Александровна

    Слайд 2

    Эпиграф урока Жизнь прекрасна. Не проживи её зря. Постарайся оставить след на земле. Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном

    Слайд 3

    К.Г. Паустовский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл уроков математики

    Планы уроков по математике...

    Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

    Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

    Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.

    Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....

    Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс

    Цели:Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль те...

    Урок 1- 2 цикл уроков по окружающему миру

    Цель:Ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами,2.      Познакомить с защитным знаком «Качеством Кубани»;3.       Орган...

    «Цикл интегрированных уроков чтения с изобразительным искусством в начальной школе», методическое пособие, 22 стр.

    «Цикл интегрированных уроков чтения с изобразительным искусством в начальной школе», методическое пособие, 22 стр....

    Цикл уроков внеклассного чтения по патриотическому воспитанию в начальной школе

    Данные уроки является уроками внеклассного чтения в начальной школе, система запланированных уроков по реализации патриотического самосознания и воспитания учащихся при изучении творчеств выдающихся ...