К.Д. Ушинский "Рассказы для детей".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок по литературному чтению по программе УМК  "Школа России"  В.Г.Горецкий и др. Знакомство с жизнью и творчеством К.Д.Ушинского и с его рассказами для детей: "Худо тому, кто не делает никому", "Вместе тесно, а врозь скучно".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока33.83 КБ
Файл chtenie_1_klass_ushinskiy.pptx411.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения в 1 классе по программе УМК «Школа России».

Учитель: Калинина Л.А.

Тема: К.Д. Ушинский. Рассказы для детей.(с. 95)

Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: традиционный
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Д.Ушинский; учить сравнивать произведения писателей (Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский),находить в них общее, определять тематику; воспитывать стремление к доброте, честности, порядочности, отзывчивости, чувство дружбы, сопереживания, совершенствовать навыки чтения, учить кратко характеризовать героев произведений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Цель: Активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке.

Прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

«Игра «Обмен настроением.
Улыбнитесь друг другу.
Тому, кто улыбается, смеется,
Все в жизни удается.
- А какое у вас сейчас настроение?
- Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
Я желаю вам удачи на уроке.

Пожелайте удачи друг другу.

Чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока.

На доске открыт девиз урока. слайд 1

Положительный настрой  на урок.

1.Вести себя спокойно.

2.Не выкрикивать

3.Быть терпимым.

4. Дать возможность высказаться своим товарищам.

5.Уважать друг друга

Регулятивные:

– организация учебной деятельности

Коммуникативные:

– создание атмосферы сотрудничества и готовности работать в парах

2. Фонетическая зарядка.

  Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с
фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно
выговаривал.
1. Споем песенку гласных (с разным ударением) А-У-И-О-Ы
(слайд 2) 

2. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз"
(далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко)

Проговаривают

Коммуникативные:

Учиться работать сообща. С коллективом

3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Повторение.

Чтобы лучше запомнить названия букв, начнем наш урок со стихотворения  Заходера «Веселая азбука». Слайд 2

А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж-

Прикатили на еже.

З,И,Й,К,Л,М,Н,О

Дружно вылезли в окно!

П,Р,С,Т,У,Ф,Х-

Оседлали петуха!

Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я –

Вот и все они друзья!

- Давайте вспомним, что вы знаете о буквах и звуках?

-Чем отличается буква от звука?

Чего больше - звуков или букв?

В чем особенность букв ю,я, е, ё.

Когда?

Перед вами этапы - план нашего урока, расположите их в привычном или понравившемся порядке:

Читают хором с доски

-Вопросы по теме задает ученик.

Букву пишем, звук слышим.

Звуков, например:буквой «ка» мы можем обозначить 2 звука к к кот, кит.

Они обозначают 2 звука.

-в начале слова, после гласной, после ъ.ь знаков.

1.Орг.момент.

2.Повторение.

3.Определение темы урока.

4.Изучение нового материала.

5.Физкульминутка

6.Чтение произведения

7.Работа по тексту

8.Подведение итогов урока

9.Самооценка

Регулятивные:

– формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

Познавательные:

– формирование умения извлекать информацию из данных слов, выявлять особенности, анализировать и делать выводы.

Коммуникативные:

-оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь другого.

4.Постановка темы и целей урока.

Загадки о факел, футбол

Чем будем заниматься?

-Ребята где вы недавно видели факел?

-Мы тоже  с вами достойно встретили 22  зимние Олимпийские игры.

-Многие из вас сделали замечательные поделки и нарисовали интересные рисунки.

-А кода играют в футбол?

А с какого возраста начинают играть в футбол?

Кто?

Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?

Тема: К.Д. Ушинский. Рассказы для детей.

Выполнять фонетический разбор

На доске 1 ученик пишет слово, а затем

сам. в тетради выполняют разбор.

Взаимопроверка

1 – доски (футбол) (факэл)

07.02 во время открытия 22 Олимпийских игр.

На летних Олимпийских играх.

С раннего.

Дети

Рассказы о детях.

Познавательные:

-анализ слуховой информации, актуализация личных жизненных знаний.

-формирование умения извлекать информацию и делать определённые выводы

Регулятивные:

-учатся следовать определённому алгоритму

Личностные:

-высказывать свое отношение

5. Изучение нового материала.

Презентация 5-8 слайд

Выставка книг К.Д.Ушинского. Знакомство.

Рассказ учителя о жизни и творчестве К.Д.Ушинского.

-Какое произведение К.Д .Ушинского мы уже с вами читали?

-Кто помнит о чем в ней говорилось?

Как вы понимаете выражение «одна у человека родная мать - одна у него и Родина».

-Откройте «Азбуку» с 95. Прочитайте текст о К.Д.Ушинском.

_Что общего у Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского?

-Сегодня вы прочтете небольшие рассказы.

Слушают рассказ

рассматривают книги.

Статья «Наше Отечество»

Россия - наше Отечество.

ответы

Чтение уч-ся

Они написали учебники, по которым дети обучались грамоте.

Познавательные:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные:

Построение высказываний, принимает и сохраняет учебную задачу.

6.Физкульминутка

Цель:

Снятия напряжения

Смена вида деятельности.

Организация физкультминутки.

Дети проводят сами.

Регулятивные:
– учитывать установленные правила

– формирование умения слушать

7.Первичное чтение 1 рассказа:

«Худо тому, кто добра не делает никому»

Учитель читает.

Прочитайте название рассказа.

-Что это?

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Объясните значение слова «худо»

- Случались ли у тебя подобные истории?

слушают

Чтение

Пословица

Рассуждения

Худо - плохо

Рассказы детей

Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, выявлять особенности, анализировать и делать выводы. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь другого, выразительно читать и пересказывать текст. Регулятивные:
Учиться высказывать свое предположение(версию) на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

Оценивать поступки людей, с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

8. Повторное чтение и анализ сказки. Постановка проблемного вопроса.

Чему учит этот рассказ?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте  прочитаем рассказ.

- Расскажи, как бы ты поступил на месте Гриши?

Еще раз давайте прочитаем рассказ.

Задайте свои вопросы по тексту.

Выборочное чтение

Что попросили у Гриши?

Что он ответил?

-Какую помощь попросили оказать Гришу?

Что он ответил?

Чтение по ролям

Прочитайте этот рассказ друг другу

Нужно быть добрым

Чтение по цепочке по предложениям.

Ответы

Читает 1 ученик

Работа в парах.  Сами дети задают вопросы, затем вопросы задаю классу.

Дети находят в тексте и читают

Карандаш

Носи свой

Работа в парах.  Дети читают друг другу

Личностные:

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Коммуникативные:

оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь другого, выразительно читать и пересказывать текст. учиться работать в парах.

 Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, выявлять особенности, анализировать и делать выводы.

Регулятивные:
Учиться высказывать свое предположение(версию) на основе работы с материалом учебника.

9.Первичное чтение 2 рассказа:

«Вместе тесно, а врозь скучно.

Учитель читает.

Прочитайте название рассказа.

-Что это?

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Случались ли у тебя подобные истории?

-

слушают

Чтение

Пословица

Рассуждения

Рассказы детей

Познавательные: ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь другого, выразительно читать. Регулятивные:
Учиться высказывать свое предположение(версию) на основе работы с материалом учебника. Личностные:

Оценивать поступки людей, с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

10. Повторное чтение и анализ сказки. Постановка проблемного вопроса.

Чему учит этот рассказ?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте  прочитаем рассказ.

Еще раз давайте прочитаем рассказ.

Задайте свои вопросы по тексту.

Выборочное чтение:

Что говорит брат сестре?

Что отвечает сестра?

Куда расселись дети? 

Чтение по ролям.

-Что бы ты мог посоветовать детям?

Нужно дружить

Чтение по цепочке по предложениям.

Читает 1 ученик

Работа в парах

Задают сами дети.

Читают

ответы

Личностные:

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Коммуникативные:

оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь другого, выразительно читать и пересказывать текст. учиться работать в парах.

 Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, выявлять особенности, анализировать и делать выводы.

Регулятивные:
Учиться высказывать свое предположение(версию) на основе работы с материалом учебника.

11. Итог урока. Цель:

-подвести итоги проделанной работы.

С какими произведениями К.Д.Ушинского мы познакомились?

Какие проблемы на уроке решали?

Что нового узнали на уроке?

Что особенно запомнилось?

Что общего можно найти в текстах Л.Н. Толстого К.Д.Ушинского?

Докажите.

Ответы

Нужно помогать друг другу, нужно научиться вежливому обращению друг с другом, уметь быть дружелюбным и тактичным.

По отношению друг к другу нужно проявлять терпение, быть добрыми, выручать своего товарища, уметь дружить.

Регулятивные:

– формирование умения принимать и удерживать учебные задачи

12.Рефлексия.

Организует рефлексию.

Чему учились?

Что было трудно? 

Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите –красную сигн.  карт

 Если не совсем довольны своей работой – выберите  синюю сигн.карточку

- Вы все сегодня хорошо потрудились. Скажите друг другу спасибо.

Вы сегодня молодцы!!!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: 

– учатся адекватно оценивать  свою работу за урок, осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературного чтения К.Д.Ушинский «Рассказы для детей» Составитель: ГБОУ школа № 230 учитель начальных классов Калинина Любовь Алексеевна

Слайд 2

У нас все получится!

Слайд 3

А – У – И – О - Ы

Слайд 4

«Веселая азбука» А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж- Прикатили на еже. З,И,Й,К,Л,М,Н,О Дружно вылезли в окно! П,Р,С,Т,У,Ф,Х- Оседлали петуха! Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я – Вот и все они друзья!

Слайд 5

ТЕМА : К. Д. Ушинский. Рассказы для детей.

Слайд 6

К. Д. Ушинский.

Слайд 8

С помощью русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок, отрывков из произведений отечественных писателей К.Д.Ушинский ввёл детей в великий мир русского слова. Для многих поколений русских детей именно с учебником «Родное слово» была связана радость открытия красоты и силы родного языка.

Слайд 9

Книги К.Д. Ушинского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Урок чтения в 3 классе " Проверь себя. Вспомнаем произведения раздела «О детях и для детей»

Данная презентация составлена по учебнику Ефросининой   "Литературное чтение" для учащикся 3 класса по программе "Начальная школа "XXI века". Это урок закрепление по произведениям Н.Носова,В...