Конспект урока литературного слушания в 1 классе по произведению Е.Чарушина "Волчишко"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Базаркина Наталья Александровна

Вашему вниманию предлагается конспект урока литературного слушания в 1 классе по произведению Е.Чарушина "Волчишко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volchishko.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Базаркина Наталья Александровна, учитель начальных классов

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ

1 КЛАСС

Тема уроков:  «Волчишко» (по Е.Чарушину). Наблюдения над изменением смысла слов при изменении их форм.

Цели урока: закрепление умения проводить фонемный анализ; закрепление навыка письма буквы ч и соединений с другими буквами

I Выявление читательского опыта детей

     «Надел Никита на себя халат из простыни, мои очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для прослушивания – просто жестяную дудочку. Потом вышел за дверь и постучался. Это будто пришел доктор. Потом утерся полотенцем – это будто доктор вымыл руки. Поклонился и говорит:

 - Здравствуйте, молодой человек! Вы опять хвораете, я вижу. Что у вас болит?»

     - Знакомы вам эти строчки? Кого лечил Никита? Узнали произведение? Что это за произведение? Вспомните, кто автор?  («Как Никита играл в доктора» Е.И.Чарушина)

     - Из моделей обложек выберите ту, которая соответствует произведению, отрывок из которого вы только что услышали и объясните свой выбор.

     - Какие еще произведения Е.И.Чарушина мы изучали? («Томка» в курсе «Грамота», «Как Томка учился плавать», «Страшный рассказ», «Томкины сны») Это целый цикл «Про Томку»

     - Каким вы представляете себе автора Евгения Чарушина?

     Чарушин – с детства любознательный, наблюдательный, любит и изучает природу, оберегает и охраняет её, понимает её, увлеченный своей работой, любит детей, недаром часто герой его произведений – Никита, прообразом для которого послужил сын писателя. Чарушин внимательный и смелый (в детстве он даже спасался от волчьей погони), пытливый и добрый, умный.

II Работа с произведением Е.Чарушина «Волчишко»

     - Ну, а теперь слушаем. (Чтение учителем рассказа) Пауза.

     - Вам понравилось? Что понравилось? А может быть кому-то не понравилось? Чем? Кто может назвать героев этого произведения? Какие чувства вызвало у вас это произведение?

     - Что вы слушали? Почему вы решили, что это рассказ? (Здесь описаны реальные события)

     - Возьмем лист бумаги и смоделируем обложку. Какую мы выберем фигуру? (прямоугольник) Почему?

     - О ком этот рассказ? Назовите его тему. (О волчишке) Как отобразить тему на модели обложки?

     - А кто написал этот рассказ, вы хотите узнать? Уже знакомый нам Евгений Иванович Чарушин. (Если дети сами назовут автора, спросить, как догадались) Его произведения невозможно спутать ни с какими другими. Любимым героем в мире природы у Чарушина оказывается звериный или птичий малыш, любознательный и неугомонный.

     - Покажем на модели фамилию автора. Как это сделать? Почему именно красную рамочку? Какое слово здесь спряталось?

     - Как бы вы озаглавили это произведение? Именно такой заголовок выбрал для своего рассказа автор. Покажем на обложке (синяя рамочка снизу). Какое слово здесь спряталось?

     На доске: крупная модель обложки.

     - О чем рассказывает нам модель обложки? А вот настоящая обложка этой книги.(показать книгу, назвать год издания, художника)

Физкультминутка

III Звуковой анализ слова волчишко

 (1 ученик у доски, остальные на партах). В тетрадях простым карандашом закончим изображение волчишки. Каких элементов не хватает?

    Игра «Живые звуки»

Взять четвертый звук из схемы. Выйдите к доске ребята, у которых в имени, отчестве или фамилии встречается звук [ч']. Назовите ваши имена, отчества или фамилии, выделяя голосом этот звук.

      - Какой буквой обозначается мягкий, глухой, шипящий согласный звук [ч']? (Буквой «ч») Вспомним, как пишется эта буква и пропишем её с элементами букв «в» и «д».

     Дополните слово:

а) Чем мажут маленькую царапину, ранку? (йодом)

б) Показать баночку с йогуртом.

в) Человек, который как ни в чем не бывало лежит на торчащих из доски гвоздях. (йог)

     - Образуют ли буквы «йо» слог? Почему? Пропишите сочетание «йо» до конца строчки, соблюдая одинаковое расстояние .

     Анализ сочетания «чу» и прописывание до конца строчки.

IV Повторное чтение рассказа хорошо читающими учениками

Перед чтением вопрос: Послушайте еще раз и подумайте над вопросом: Как чувствовал себя волчишко в доме человека? И от кого это зависело?

После чтения: Как чувствовал себя волчишко в доме человека? Что он испытал? (отчаяние) (Ответы детей)

Боялся – подберите слова, близкие по значению к слову «боязнь» (страх, испуг, ужас, паника, трепет, опасение, трусить(испытывать небольшой страх)). Найдите в тексте предложение, в котором встречается это слово. Назовите обитателей дома, куда попал волчишко? Как они встретили его?

Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте строчки, которые рассказывают

а) о поведении кота

б) о поведении собаки

- Обратим внимание на иллюстрацию. Какой момент рассказа изобразил художник? Такими вы себе представили героев?

- Почему волчишко не сумел влезть в мешок обратно? (Мешок лежал, как тряпка). Как вы понимаете это выражение? Это сравнение. В Словаре «Устойчивых сравнений русского языка» находим:

«Бросать, швырять как тряпку» – значит оставлять в неположенном месте что-либо из одежды, проявляя небрежность, небережливость.

V Письмо

- Перевернем страничку ваших учебников и найдем задание №8.

Прочитайте первую строчку. Что вы заметили? Это слова-родственники.

С красной строки, с заглавной буквы запишем, комментируя, этот образец.

Волк (1 слог, ударный)  – вожак стаи; волчица (3 слога, второй ударный), волчонок (3слога, второй ударный), волчата (3слога, второй ударный). Назовите общую часть этих слов (волч-) . Что добавилось? Изменился ли смысл слова? (волчонок-детеныш, волчата- несколько детенышей). Дополните ряд еще одним словом. Что бывает волчьим? Волчий хвост, а еще аппетит (переносное значение)

Сделаем вывод: Изменяется ли смысл слова при изменении его формы? Да.

VI Пересказ

Выстроим цепочку событий рассказа.

- Как начинается рассказ? Дополним предложения в № 7. (Прочитайте про себя, обдумайте. А затем озвучьте нам.)

- Что было дальше? Когда вы волновались? Чем заканчивается произведение?

- Как вы думаете, почему волчишко убежал в лес?

- Какую ошибку допустил человек?

Человек равнодушный – не проявил интереса, внимания  к волчонку, бесчувственный – внутренне холодный, жестокий по природе, безразличный, безучастный. Противоположные по значению слова – чуткий, отзывчивый.

- Могут ли жить в доме у человека дикие животные?

- В каком случае можно взять из леса животное? Как надо обходиться с больными или слабыми животными?

- Чему учит нас Е.И. Чарушин в этом произведении?

Что бы вы сказали об авторе, ведь вы еще лучше познакомились с ним, прочитав рассказ «Волчишко»? (Черты его характера – наблюдательность, любовь к природе)

А еще Чарушин известен как иллюстратор книг о животных. За свою жизнь он проиллюстрировал более 120 детских книг, создал для малышей множество цветных картинок – эстампов на темы русских народных сказок, делал многочисленные образцы фигурок животных и птиц для производства из фарфора.Иллюстрировал произведения Бианки, Пришвина, Маршака и свои собственные книги, которых написал около 50.

Сам писал и сам иллюстрировал. И знаете почему? Сам он говорил об этом так:

«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно!

- Обратите внимание на выставку в нашем классе. Найдите в домашней библиотеке книги Чарушина, у кого возникло желание почитать, принести в класс, чтобы и мы могли познакомиться с ними. Как будем искать в библиотеке среди многочисленных книг на стеллажах?

VII Работа в тетради по образцу со словом медведь. (Резерв)

- Какую особенность вы заметили? Букв больше, чем звуков. Какую роль в слове выполняет «ь»?

- Медведица. Что общего у этих слов, что появилось нового, изменился ли смысл слова?

Аналогично медвежонок, медвежата.

Устно: Лиса – лисица, лисенок, лисята.

Посмотрите на схему:

'         '         '  

з

к

з

к

с

к

с

- О чем говорит вам данная схема? Разделите на слоги. Какое из названных слов третьего ряда подходит к данной схеме?

VIII Самооценка работы

- Как вы оцениваете свою работу? Все ли получилось на уроке? Какие возникли трудности? Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного слушания 1 класс М.Михайлов "Лесные хоромы"

Конспект урока литературного слушания для 1 класса "М.Михайлов "Лесные хоромы" 21 век...

Урок литературного слушания 1 класс В.Сутеев Палочка-выручалочка

Мультимедийная разработка урока литературного слушания 1 класс по программе Начальная школа 21 века. Презентация к уроку и аудио сказка...

Урок литературного слушания 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Литературное чтение 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»Урок литературного слушания Раздел: Мир сказок Тема: Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»...

Конспект урока литературного слушания в 1 классе на тему: Г.Скребицкий "Пушок"

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока литературного слушания в 1 классе по произведению Г. Скребицкого "Пушок"...

Методическая разработка: Конспект урока литературного слушания в 1 классе "М.Пришвин "Лисичкин хлеб"

В материале вы найдете подробрый конспект урока.Далее размещаю Презентацию к этому уроку....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....