Методическая разработка: Конспект урока литературного слушания в 1 классе "М.Пришвин "Лисичкин хлеб"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Куценко Ярославна Олеговна

В материале вы найдете подробрый конспект урока.

Далее размещаю Презентацию к этому уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnogo_slushaniya_1_klass_prishvin_lisichkin_hlem.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Литературного слушания 1 класс

М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение слушать и слышать художественное слово; способствовать развитию

связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;

активизировать словарь детей новыми словами;

уточнять представления детей о лесе, о птицах, о растениях;

Формировать УУД:

Личностные: уметь высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

вырабатывать способность к самооценке.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь правильно называть произведение (фамилию автора, заголовок).

Уметь работать с текстом (отвечать на вопросы, понимать основное

содержание произведения, осуществлять выборочное чтение, чтение по ролям).

Уметь читать вслух слова, предложения и отрывки из текста.

Личностные:

Уметь высказывать свое отношение к произведению, его героям. 

Оборудование: компьютер, проектор, учебник "Литературное слушание.1 класс" (авт. Л. А. Ефросинина и др.), Рабочая тетрадь «Литературное чтение», Презентация, цветные карандаши, ручка.


Ход урока

Этап урока

Содержание

Ответы и действия учащихся

Наглядность

I Организационный момент

На урок вас приглашаю,
И удачи пожелаю. 
Будем слушать и читать,
Говорить и отвечать.
За работу! В добрый час!

- Проверьте свою готовность к уроку, почувствуйте, готовы ли вы активно и внимательно работать. Тогда в путь!

II Введение в тему урока

- Ребята, прочитайте и отгадайте загадку:

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой!

- Правильно, это лес!

- Кто из вас бывал в лесу? Можете назвать, какие растения вы там видели? Каких лесных зверей и птиц вы знаете?

Лес  - удивительное место: дом для многих животных, гостеприимный хозяин, готовый поделиться с нами своими дарами.

- Сегодня мы познакомимся с автором, который написал очень много произведений о природе и животных, в том числе и истории, связанные с лесными обитателями.

Имя писателя – Михаил Михайлович Пришвин.

Взгляните на обложки изданных книг Михаила Пришвина. Это лишь малая часть его произведений!

Читали ли вы эти рассказы?

Учащиеся читают загадку про себя;

Хорошо читающий ученик читает загадку вслух.

Дети отгадывают загадку (лес)

Уч-ся перечисляют названия знакомых произведений

Слайд 1

(текст загадки)

Слайд 2

(фотография лесного пейзажа)

Слайд 3

(портрет писателя)

Слайд 4

(книжная выставка)

- Сегодня на уроке мы будем читать произведение «Лисичкин хлеб».

Интересное название? Можете предположить, о чем будет эта история?

(ответы уч-ся)

Слайд 5

(лисичкин хлеб)

III Первичное восприятие текста

Учитель читает рассказ.

Уч-ся слушают чтение учителя

IV Анализ произведения. Работа с текстом

- Понравилась вам прочитанная мной история?

К какому литературному жанру мы отнесем произведение?

- Назовите главных героев рассказа.

- О каком случае рассказывает нам автор?

- Какие лесные дары принес дедушка? Перечислите, что запомнили.

- Посмотрите, как выглядят «дары леса». Думаю, что многие из них вы видели.

- Ребята, какой из даров я не могу вам продемонстрировать и почему?

- Почему дедушка назвал обычный кусочек хлеба «лисичкиным»?

- А как еще дедушка пытается вызвать у внучки интерес к лесной жизни?

- Назовите этих птиц.

- Как дедушка называет тетерева? Взгляните на фото птицы.

- Посмотрите, как выглядит рябчик. Как вы думаете, почему эту птицу так назвали?

- Прочитайте, что рассказал дедушка про птиц своей внучке.

- Скажите, что интересного вы узнали о сосновой смоле?

Кто-нибудь может нам объяснить, как деревья лечатся смолой?

(эмоциональный отклик;

это рассказ)

(девочка Зиночка и ее дедушка;

дедушка принес Зиночке «лесные дары»)

(грибы, черника, костяника, брусника, комочек сосновой смолы, листики и корешки травок)

(лисичкин хлеб, его не существует)

(чтобы заинтересовать внучку лесной жизнью, это такая игра)

(он рассказывает ей про птиц)

(тетерев и рябчик)

(Терентий)

(у нее рябые, пестрые перышки)

(уч-ся находят и читают нужный отрывок текста)

(дедушка сказал, что ею деревья лечатся)

(смола вытекает из ранки дерева и заклеивает ее, чтобы в ранку не попала инфекция)

Слайд 6

Иллюстрации ягод и растений

Слайд 7

(фото тетерева)

Слайд 8

(фото рябчика)

Слайд 9

(фото сосновой смолы)

Словарная работа

- Ребята, что вы можете сказать о дедушке, какой это человек?

- Как дедушка относится к природе?

- Как вы считаете, о чем мечтает и думает дедушка, когда рассказывает Зиночке про лесных жителей и приносит ей лесные дары?

- Ребята, в тексте вам встретились незнакомые слова, узнаем их значение.

- Кого автор называет копулей и почему?

Копуля -  это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.

- Что значит дочиста? Обомлела? 

Дочиста – значит до конца, до последней крошки

Обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась.

- Как вы понимаете слово добыча? 

Добыча – это жертва, которая попалась или охотнику или животному-хищнику.

(он пожилой, много знает, добрый)

(он любит природу, относится с уважением, интересуется)

(он хочет, чтобы она тоже полюбила природу и была к ней внимательна)

(ответы уч-ся)

Слайд 10

(ДОЧИСТА, КОПУЛЯ, ОБОМЛЕЛА, ДОБЫЧА,)

V Физминутка

Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали,
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!

(Уч-ся выполняют упражнения за учителем)

VI  Повторное чтение произведения

Чтение по ролям

- Ребята, сейчас мы распределим роли и выразительно перечитаем этот интересный рассказ.

(уч-ся читают по ролям)

VII Работа в тетради

- Откройте тетради на стр. 23

Задание №1: вам необходимо раскрасить иллюстрации в соответствии с описанием ягод в тексте.

Прочитайте название ягод, найдите в тексте, как их описывает М. Пришвин.

(брусника – красная

черника – голубая

костяника – кровавая, то есть тоже красная)

Уч-ся раскрашивают иллюстрации

VIII Итог урока.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу.

Чей рассказ мы сегодня читали?

Как называется произведение?

- Кто узнал на уроке что-то новое для себя?

- Чему мы учились на уроке?

Какое задание понравилось больше всего?

Я вижу, что настроение ваше к концу урока осталось хорошим, вы все здорово работали.

(М.М.Пришвин, «Лисичкин хлеб»)

(ответы уч-ся)

Слайд 11

(спасибо за урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного слушания 1 класс М.Михайлов "Лесные хоромы"

Конспект урока литературного слушания для 1 класса "М.Михайлов "Лесные хоромы" 21 век...

Конспект урока литературного слушания в 1 классе на тему: Г.Скребицкий "Пушок"

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока литературного слушания в 1 классе по произведению Г. Скребицкого "Пушок"...

Методическая разработка: Презентация к уроку литературного слушания "М.Пришвин "Лисичкин хлеб"

Презентация является приложением к размещенному Конспекту урока....

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"

Методическкая разработка конспекта урока литературногот чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...