Возможности развития творческих способностей учащихся через краеведческие тетради "Самоцветное слово Урала"
статья (чтение, 2 класс) по теме

Честнокова Татьяна Павловна

В статье описываются цели создания и структура авторских краеведческих тетрадей как составной части комплекса методических и дидактических материалов "Самоцветное слово Урала".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chestnokova_t.p.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Честнокова Татьяна Павловна

г.Касли 

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ

«САМОЦВЕТНОЕ СЛОВО УРАЛА»

Важными слагаемыми в современном воспитательном идеале являются  высокая нравственность, патриотизм, творчество.  Данные ценности  определяются в ФГОС как необходимые   личностные характеристики в портрете выпускника начальной школы.  Богатейшим источником взращивания этих качеств являются  произведения народного творчества, местных писателей  и сказителей.  В литературном наследии раскрывается душа народа, общечеловеческие и специфические качества представителей края. Кроме того, знакомство с творчеством писателей-земляков особенно важно для младших школьников еще и потому, что в этот период у учащихся происходит активное развитие умственной деятельности, культуры их речи, стимулируется жажда знаний, возникает интерес и любовь к книге, пробуждается чувство слова.

С целью  содействия воспитанию школьников как достойных представителей региона, умелых хранителей, пользователей и создателей его культурных ценностей и традиций мною был разработан инновационный проект «Самоцветное слово Урала». Данный проект по цели  – практико-ориентированный, а по характеру создаваемого продукта – информационно-творческий. Новизна проекта заключается в создании комплекса методических и дидактических средств по краеведению «Самоцветное слово Урала». Особую практическую значимость проект представляет для педагогов уральского региона, реализующих Образовательную систему «Школа 2100». Структурные единицы комплекса могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками, обучающимися по любой образовательной системе. Это продукты совместной творческой деятельности всех участников образовательного процесса (учащихся начальной и основной школы, родителей и учителей): программа по литературному краеведению для 1-4 классов, методические рекомендации, конспекты уроков и внеурочных занятий, сборники и видеосборники стихов уральских авторов, альбомы для иллюстрирования, а также краеведческие  тетради  для 2-4  классов.

Данные тетради  созданы по модели тетрадей для чтения к учебникам Образовательной системы «Школа 2100». Основной целью работы с этими пособиями является обогащение содержания уроков литературного чтения краеведческим материалом, обеспечение возможности систематической работы с ним, а также развитие читательских умений и творческих способностей  младших школьников.

Каждая тетрадь открывается обращением к юным читателям, при составлении которого я стремилась максимально приблизиться к стилистике уральской речи, использовать ёмкие цитаты:  «Край открытий и находок и цветения сердец…»(Владилен Машковцев), «Не может родина быть малой с такой великою душой!» (Константин Скворцов).  В обращения включены  особые призывы, мотивирующим продуктивную деятельность школьников. Например:  «Открой шкатулку с самоцветными словами Урала!» или «Много на Урале и сказок, и  сказочников! Слушай да самоцветики уральской мудрости собирай!»

Материалы к урокам в тетрадях группируются по единому принципу, который опирается на технологию продуктивного чтения. Задания, представленные в тетрадях, соответствуют трем этапам: работе с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Постоянное использование приема антиципации содержания текста по его заглавию, ключевым словам, иллюстрациям  открывает простор для полёта детской фантазии. А кропотливая работа по исследованию авторских приемов дает раскрывшимся  крыльям творчества надежную опору. Так работая с текстом во время чтения, школьники выполняют в тетрадях задания по выбору авторских выражений, словесному рисованию, обогащению словарного запаса, уточнению литературных жанров, изучению особенностей уральской речи и т.д.  

На этапе работы после чтения в краеведческих тетрадях учащимся предлагаются различные творческие пробы: составить загадку с использованием образных сравнений, сочинить еще одну строфу к стихотворению, представить дальнейшее развитие сюжета, придумать новое название к прочитанному тексту.

В тетрадях предусмотрены специальные страницы по подготовке учащихся к написанию сочинений, которые можно дополнять рисунками и фотографиями.  Отличительной особенностью тетради для 4 класса является введение специальных уроков, посвященных жизни и творчеству уральских писателей. Данный прием позволяет реализовать монографический принцип изучения литературы, задавать новые импульсы для творчества школьников.

Задания краеведческих тетрадей стимулируют не только литературное, но и другие виды художественного творчества школьников: рисование полюбившихся образов произведений, создание проектов памятников литературным героям, подготовка декоративно-прикладных работ по прочитанным сюжетам и т.д.

Создание единой концепции художественного оформления  тетрадей также способствовало развитию творческих возможностей самого педагога. Это изучение традиционных уральских узоров, символов, поиск иллюстраций, изготовление фотографий.  

Таким образом, одним из преимуществ инновационного проекта «Самоцветное слово Урала» является увеличение  мотивационного и творческого потенциала педагогов и учащихся.    Для оценивания   такого воспитательного  эффекта проекта как развитие творческих способностей учащихся использую количественный и качественный анализ продуктов творческой деятельности школьников. Учащиеся класса являются активными участниками, победителями и призерами предметных олимпиад и творческих конкурсов краеведческой направленности. Среди наших особо ценных достижений: четыре диплома первой степени в Международной олимпиаде по основам наук УРФО по литературному  чтению, два абсолютных рейтинга  в Конкурсе Специалистов Международного дистанционного проекта «Эрудит-марафон учащихся», второе место на XII научной конференции молодых исследователей  в г.Снежинске (краеведческий проект «Родительский дом»), публикация стихов любителей книги на портале Марины Волковой, победы в двух номинациях районного поэтического конкурса «Слово русское родное».

Все педагоги, участвующие в апробации проекта «Самоцветное слово Урала» через урочную и внеурочную деятельность отметили, что использование средств данного комплекса открывает возможности для более детальной проработки уроков и занятий с введением литературного краеведения и стимулирует педагогическое творчество. Знакомство с новыми авторами, повторное чтение уже знакомых  произведений, глубокое погружение в литературный мир Урала  вызывали у меня самой большой  читательский интерес, незабываемые эмоции, и как следствие, активизацию потребности в творческом и профессиональном самовыражении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность

В материале рассказывается о внеурочной деятельности в начальных классах "Волшебный сундучок", целью которой является создание работ в технике торцевания. Проделан отчёт о достижениях ребят ...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...