Конспект урока литературного чтения. С.Есенин "Черемуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Вдовиченко Людмила Николаевна

Конспект урока литературного чтения С. Есенин "Черемуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.esenin_._cheremukha.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: С.А. Есенин «Черемуха»

Цели: познакомить детей со стихотворением С.А. Есенина «Черемуха», продолжить

формировать умение видеть образные языковые средства, совершенствовать умение читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях, воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: портрет С.Есенина, выставка его книг, аудиозапись романса на стихи С.

Есенина «Клен, ты мой опавший...», цветные карандаши, цветок-ромашка на магнитах для каждого ученика.

Ход урока.

I.Opr. момент.

Н.Постановка темы, цели.

(Читает учитель под романс «Клен, ты мой опавший...»)

В этом имени - слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен- Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты...

Только скажут-«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты...

-Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим знакомиться с творчеством С. Есенина. Это знакомство будет проходить в литературном кафе.

  1. Работа по теме урока.

1 .Знакомство с биографией С. Есенина 1стол. «Мой край, задумчивый и нежный».

1уч .В ста семидесяти километрах южнее Москвы начинается древняя Рязанская земля- « страна березового ситца». В далеком 1378 году русское войско во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем, впоследствии названным Донским впервые за 140 лет гнета татаро- монгольских завоевателей одержало победу над войском хана Мамая. Сразу за этим историческим местом расположились просторы полей с островами березовых рощ.

2уч.Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе,

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Зуч. Родина великого русского поэта- Сергея Есенина- старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки. 4уч. В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито:

Здесь родился и жил Известный русский поэт Сергей Есенин.

  1. стол «Есенин о себе».

1уч. В октябре 1925 г. поэт писал о себе: «Родился в 1895 году, 21 сентября. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых не женатых сыновей, с которыми протекало почти все мое детство.

2уч. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.


Зуч. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и , как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками...

4уч. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озеру за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном, ходил всегда в царапинах.

  1. стол. «Сергей Есенин и отчий край».

1уч. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Сергей Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Сам Есенин так писал о родных местах:

2уч. Рязанские поля,

Где мужики косили,

Где сеяли свой хлеб,

Была моя страна.

Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом.

Зуч. А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.

4уч.Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звездам» он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова».

  1. стол «Есенин и природа».

1уч. Один из сверстников, товарищ по деревенским играм, вспоминал, что Сергей Есенин очень любил цветы: «Для него цветы- что живые друзья были». Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, переливы тальянки, кругом слышались шутки и смех..

2уч. Я люблю над покосой стоянкою Слушать вечером гуд комаров,

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Зуч.Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей,

Ой ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

4уч. Вместе с деревенскими ребятами взрослый Есенин изредка отправлялся в ночное, ездил на Оку поить лошадей. Сам поэт вспоминал : «Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.

Работа над стихотворением «Черемуха».

-Ребята, стихотворение «Черемуха» тоже посвящено природе. На нем мы остановимся более подробно.

2.Чтение стихотворения про себя.

  1. Анализ стихотворения.

-Какие слова вам непонятны?

-Какое настроение у этого стихотворения? Почему?

-На какие картины можно разделить это стихотворение?

-Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.

-Какие краски вы бы использовали для иллюстрирования этого стихотворения? Почему? -Найдите в тексте сравнения.

-Найдите метафоры-слова, употребленные в переносном значении.

-Найдите олицетворения - слова, помогающие нам представить неодушевленный предмет, как живое существо, как человека.

-Какой образ олицетворяет черемуха? А ручей?

  1. Выразительное        чтение стихотворения.
  2. Продолжение        знакомства с творчеством С. Есенина.
  1. стол «Есенин и музыка ».

1уч.Болыпе всего любил Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Он знал русскую песню, как теперь редко кто знает, и любил ее- грустную, задорную, старинную, современную.

2уч. Может, потому вся поэзия Сергея Есенина так мелодична, музыкальна. Ее звуки разлиты повсюду .Многие композиторы создавали музыкальные произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина.

3уч. Песни на его стихи очень лиричны, проникнуты свежестью чувств и удивительной образностью, огромной любовью к природе, ко всему живому, к своей родине.

б.Прослушивание романса «Клен, ты мой опавший...» на стихи С.Есенина.

- Да, ребята. Стихи Есенина наполнены удивительными красками и звуками. Сейчас, слушая романс, раскрасьте лепестки ромашек, которые лежат у каждого из вас на столе, в любимый Есениным цвет. (Включается аудиозапись. Дети под музыку раскрашивают цветок. Кто заканчивает работу с ромашкой, прикрепляет ее на магнитную доску. Получается пестрое поле цветов.)

-Вот видите, какая яркая поляна есенинских цветов получилась у нас! Что вы можете сейчас сказать о своих чувствах, возникших после знакомства с творчеством поэта?

  1. Итог.

-Ребята, пройдут годы. Вы станете взрослыми, в школе будут учиться ваши дети. Как вы думаете, будут они изучать творчество Сергея Есенина? Почему?

-Конечно, будут. Ведь поэзия Есенина вечна, потому что писал он о Вечном -Матери, Родине, Природе, Любви. Он- то понимал, что все пройдет, а Россия останется.

Наше литературное кафе закрывается. Всем большое спасибо. (Выставляю оценки учащимся).

  1. Дом.        задание.

-Стихотворение выучить наизусть, составить свое небольшое описание природы, использовать метафоры в своем описании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...