Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lisa_i_zhuravl.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

ЦЕЛИ: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; вести одновременную работу над произведением и речью детей;

формировать литературоведческие представления, обеспечивающие

детям полноценное восприятие произведения; заинтересовать

проблемой произведения; учить находить новые краски в знакомом тексте; учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать

свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; воспитывать любовь и уважение к  

русскому языку и народному творчеству; развивать навыки общения.

ХОД УРОКА.

1. Повторение. Актуализация знаний.

Учитель.

(Под музыку «В гостях у сказки».) 

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

- О каком жанре эта загадка?

 - Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству?

Дети. Авторские и народные.

-  Почему сказки называются народными?

(Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.)

- Как создавались народные сказки? (ответы детей)

Обобщение учителя:

- В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.  

- Какого вида сказки мы изучаем?

 Дети. Сказки о животных.

2. Проверка домашнего задания.

  1. Подробный пересказ сказки «Кот, Лиса и Петух».
  2. Проверка задания: докажите, что эта сказка относится к виду «сказки о животных»

Дети. Герои этой сказки – зверь и домашние животные.

           Сюжет действия строится, как цепочка событий.

           Троекратные повторы встреч.

            Есть песенка.

            Звери имеют прозвища.

            Много ласковых слов.

3. Сообщение темы урока. Мотивация чтения.

-  Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.

Что вы можете сказать об этих персонажах?

(Они очень разные, даже внешне.)

- Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его.

4. Работа над содержанием сказки.

А) Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.

- Кто из героев сказки вам понравился и почему?  

(Ответы детей разные.)

Б) Целевая установка.

Давайте перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав.

В) Перечитывание сказки по абзацам и анализ.

- Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?

(Ответы детей)

Обобщение учителя:

Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.

- Что значит покумились?

(Породнились на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)

- Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?

-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.

-Как же Лиса звала Журавля?

(По-доброму, как принято у русских людей.)

- Прочитайте 4 абзац.

- Что приготовила Лиса? Почему?

(Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)

- А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?

- А что сделала Лиса?

- Зачем она размазала кашу по тарелке?

( Чтобы гость не обжёгся.)

- Как она угощала гостя?

(Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала»)

- Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?

(Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам.)

- Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?

(Тогда, когда начали есть.)

- Прочитайте следующие два предложения.

- Как ел Журавль? (Клевал)

- А как едят другие птицы?

- Знала ли об этом Лиса?

(Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)

- Как ела Лиса?

- В чём была её оплошность?

(Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)

- Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?

( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)

- Как поступает Журавль?

(Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)

Физкультминутка

- Прочитайте следующий  абзац.

- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

- Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?

(УМЫШЛЕННО.)

- Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ?

(Приготовил.)

- Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля?

- Как Журавль угощал Лису?

(Предупредил, что никакого другого угощения нет.)

- Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?

- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?

(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)

- Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.

-Что значит «взяла досада»?

- Вы удивлены этому?

(Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости.)  

- Но ведь Журавлю тоже  было обидно возвращаться домой голодным.

 Да, обидно. Только обида обиде рознь. Почему?

(Лиса не умышленно обидела Журавля: она  его угостить хотела.)

- Но чего не учла?

(Что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности;

во время приёма надо заниматься гостем, а не собой.)

- А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться?

(Культурно, искренне, честно.)

- Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?

Обобщение учителя:

Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность;

намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось;

а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.

- Дочитаем сказку до конца.

- Что значит «несолоно хлебавши»?

- В этих строках есть пословица. Перечитаем её ещё раз.

«Как аукнется, так и откликнется».

-  Объясните смысл пословицы.

- Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена?

(К каждому из нас.)

- И, главное до того, как мы обидели кого-то. Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно, потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.

Так что, если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе.

5. Обобщение.

- А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос.

(Оба персонажа не хороши, неприятны.)

- А что же их объединяет?

(Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)

- Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам сегодня?

(Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)

- Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)

Обобщение учителя:

Если в жизни случилась неудача, прежде всего надо спросить себя: не я ли сам причина моих бед, не моё ли поведение провоцирует эти беды.

Что мне нужно изменить в себе, чтобы не было за себя стыдно, и окружающим стало со мной спокойно и хорошо.

6. Чтение сказки по ролям.

7. Итог урока.

- Кому эта сказка была известна до урока?

- Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?

8. Домашнее задание.

Подробный пересказ сказки «Лиса и Журавль».

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. Н. Светловская «О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению». Журнал «Начальная школа»  №5,  2005г. с. 39-42,

журнал «Начальная школа» №6, 2005г. с. 48 - 56.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"

Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...

Урок литературного чтения. Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Работа содержит разработку урока литературного чтения во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)

Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

Урок литературного чтения Народная мудрость сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Основная цель: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию....

Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...