Русская народная сказка "Петух и собака"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Жолудева Жанна Васильевна

Урок составлен по комплекту "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petukh_i_sobaka.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения «Школа России» 1класс

Тема:  Русская народная сказка «Петух и собака»

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.

Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, текст для речевой разминки, карточки с загадками, иллюстрации к сказке.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Пересказ любимой сказки.)

Речевая разминка

Прочитайте текст.

Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки.

Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)

Прочитайте скороговорку медленно.

—        Прочитайте с вопросительной интонацией на последних словах каждой строчки.

—        Прочитайте с утвердительной интонацией на этих же словах.

—        Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.

—        Прочитайте быстро, еще быстрее.

—        Кто может прочитать один?

IV.        Актуализация знаний. Постановка целей урока

—        Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой и сказкой.)

—        Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, потешки, небылицы, песенки.)

-Кто может определить тему урока?( работа в паре)

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, целыми словами, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.

V.        Работа по теме урока

—        Отгадайте загадки.

Заворчал живой замок,

 Лег у двери поперек.

 Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака.)

 Он носом в землю постучит,

 Взмахнет крылом и закричит.

 Кричит он даже сонный,

 Крикун неугомонный. (Петух.)

—        Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (Ответы детей.)

—        Откройте учебник на с. 55. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?

—        Прочитайте название произведения.

—        Кто его автор? (Автора нет.)

—        Почему нет автора? (Это народная сказка.)

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)

—        Какое впечатление произвела на вас сказка?

VI.        Физкультминутка

Мартышки

Мы — веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

 Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

 Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

 Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Продолжение работы по теме урока

С каких слов начинается сказка? (Давным-давно...) Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.

Подумайте, какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были...)

Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)

Почему петух и собака ушли от старика со старухой?

Где они решили заночевать?

Что случилось утром?

Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?

Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумайте, каким голосом надо за них читать.

(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала она петухом полакомиться...».)

Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.

Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходит.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)

Не рой другому яму - сам в нее упадешь. (К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)

Рассмотрите рисунки на с. 57. Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди.)

Назовите ее героев.

Восстановите последовательность событий. (Несколько учеников рассказывают сказку.)

Подведение итогов урока

-Чем мы занимались на уроке?

-Какую сказку мы изучали, а какую повторяли?

-Что нового вы сегодня узнали?

Рефлексия

Все ли вам на уроке было понятно?

Что вы уже хорошо умеете? Что хорошо получается?

В чем трудности?

Покажите пиктограммы самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: Русская народная сказка "Петух и собака"

Предметные :                 Умение слушать и читать произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного,...

презентация. Русская народная сказка "Петух и Собака".

Презетация является дополнением к уроку литературного чтения по УМК "Школа России" 1 класс....

Презентация к уроку по теме "Русская народная сказка "Петух и собака""

Презентация к уроку по теме "Русская народная сказка "Петух и собака"" в презентации использовались материалы с других сайтов....

Конспект урока литературного чтения " Русская народная сказка "Петух и собака" 1 класс.

На уроке применяется технология критического мышления. Анализ произведения проводится по ромашке Блума (Ромашка вопросов и ответов). Так как  урок проводится в 1 классе, то детей  нужно снач...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....

урок литературного чтения . Русская народная сказка "Петух и собака"

На уроке обучающиеся познакомятся со сказкой....

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема: Русская народная сказка "Петух и собака". Идея произведения.

Представлен конспект урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Школа России"....