Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.zip | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.)
Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.
Цели:
1) познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;
совершенствовать умение анализировать художественное произведение;
выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;
учить создавать словесные картины к прочитанному;
2) развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;
обогащать словарный запас;
отрабатывать орфографические знания: родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;
3) воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;
Ход урока.
- Организационный момент (психологический тренинг)
- «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-
«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.
В мире так много откроешь чудес,
Если сумеешь пораньше проснуться!»
- Я рада вас всех видеть.
- Доброе утро, ребята!
II. Упражнение, направленное на развитие правильности восприятия и понимания текста.
(Отрывок из русской народной сказки «Морозко»).
- Перед вами лежит текст (отдельные буквы, окончания, части слов закрашены белым цветом).
- Воспроизведите текст полностью
- Прочитайте текст глазами. Прочитайте вполголоса своему товарищу (у учащихся на столах карточки с текстом).
(Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около — короб с богатыми подарками.
Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой).
Поехал старик … лес, доезжа.. до того места, — … большою ел…ю сидит его дочь, весел…, румян…, в собольей шубе, вся в золоте, .. серебре, и около — коро… с богатыми п…дарками.
Ст..рик обрадова…, положил все добро в сани, посадил дочь, пове.. домой.
- Кто догадался, из какого произведения этот отрывок? (Из русской народной сказки «Морозко»).
- Объясните, почему сказка называется народной? (Сочинил народ, передавал из уст в уста).
- Какие виды сказок вы знаете? Заполните схему.
(На доске появляется схема:
СКАЗКИ
НАРОДНЫЕ
ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ
- К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (волшебная сказка)
- Давайте вспомним, что характерно для волшебных сказок?
- Присказка
- Наличие чудес, волшебства
- Троекратное повторение
- Конец: Добро побеждает зло.
- Какие черты волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?
(чудо: падчерица сидела под большою елью вся в золоте, в серебре и около короб с богатыми подарками).
III. Сообщение темы и цели урока.
- Откройте учебники на странице 169.
- Прочитайте название раздела. (Литературные сказки).
-Просмотрите сказки, которые мы будем изучать в этом разделе?
- Как вы думаете, чем отличается литературная сказка от народной? (Литературными сказки называются так, потому что они написаны писателями. Иногда писатели обрабатывают народные сказки и они становятся литературными).
- Так произошло и со сказкой «Мороз Иванович», которую писатель В.Ф. Одоевский написал на основе русской народной сказки «Морозко».
Цель урока: вот сегодня, ребята, мы начнем читать сказку «Мороз Иванович» и попробуем ее сравнить с русской народной сказкой «Морозко»: что общего? Чем они отличаются? Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?
IV. Работа над новым материалом.
1.
- Можно ли сразу определить вид сказки?
- Прежде чем начать читать, я хотела бы обратить ваше внимание на иллюстрацию, которая дана на странице 173.
- Рассмотрите иллюстрацию. (работа по иллюстрации)
- Для работы над сказками нам пригодится схема- план:
«Морозко» | «Мороз Иванович» |
1. Главные герои | |
2. Какие персонажи помогают главным героям? | |
3. Волшебные предметы | |
4. Чудеса, превращения. | |
5. Троекратность (повторы) | |
6. Автор сказки | |
7. Твой любимый герой | |
2. Работа над сказкой.
2.1. Чтение первой части.
(Учитель читает часть сказки, дети глазами следят).
- Подумайте, как можно озаглавить данную часть.(Жизнь Рукодельницы и Ленивицы. В одном доме жили. Знакомство с Ленивицей и Рукодельницей).
В одном доме жили Рукодельница да Ленивица. | В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: "Нянюшка ,надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки", а потом заговорит: "Нянюшка, нет ли булочки?" Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать; сколько прилетело да сколько улетело; Как всех пересчитает Ленивица, так ужи не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку да спать не хочется; ей бы покушать да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты. Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел. |
- Что вы заметили в этих сказках? (в сказке «Мороз Иванович» у девочек есть имена, которые характеризуют самих девочек).
3. Класс делится на 2 группы.
1 группа. Представьте Рукодельницу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.
Сравнить с падчерицей.
2 группа. Представьте Ленивицу, ее внешний облик. Подберите слова, характеризующие девушку. Докажите словами из текста. Найдите в тексте описание. Подготовьте чтение.
Сравнить с родной дочерью.
4. Заполнение таблицы (работа в паре).
«Морозко» | «Мороз Иванович» |
1. Главные герои | |
Падчерица- неродная дочь | Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь | Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
2.2. Чтение второй части.
(Читают подготовленные дети).
В колодце. | Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит: - Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай. Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает: - Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет! Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху. Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят: - Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет. Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник. Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар. - А! сказал он. Здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел. Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили. Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, прибавил Мороз Иванович, мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину. |
2.3. Работа над второй частью, анализ.
- Как можно озаглавить вторую часть? Ваши варианты.
- А теперь подумайте, какой пункт нашей таблицы мы сейчас можем заполнить?
«Морозко» | «Мороз Иванович» |
1. Главные герои | |
Падчерица- неродная дочь | Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь | Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
2. Какие персонажи помогают главным героям? | |
3. Волшебные предметы | |
1. Морозко. |
|
V. Итог урока.
-Можно ли сейчас определить вид данной сказки?
- Вот об этом мы с вами узнаем на следующем уроке.
- Сегодня вы все хорошо потрудились.
VI. Домашнее задание.
Изобразить любой эпизод (из прочитанного) сказки.
Подготовить описание Рукодельницы и Ленивицы от своего лица (творческая работа: войти в образ).
Урок литературного чтения (2 урок)
Тема: В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». (Сравнительный анализ с русской народной сказкой «Морозко», жанровое своеобразие литературной сказки.) Упражнение в употреблении имен прилагательных при составлении характеристик главных героев сказки. Составление описания.
Цели:
познакомить с творчеством В.Ф. Одоевского;
совершенствовать умение анализировать художественное произведение;
выявить жанровое своеобразие литературной сказки «Мороз Иванович»;
учить создавать словесные картины к прочитанному;
развивать устную речь учащихся, творческое воображение, внимание, память;
обогащать словарный запас;
повторить орфографические знания: родовые окончания имен прилагательных, проверяемая безударная гласная в корне слова, мягкий знак для обозначения мягкости согласных, разделительный мягкий знак, парные согласные;
воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу;
Ход урока.
- Организационный момент (психологический тренинг).
- «Солнце воскликнуло: «Здравствуйте все!»-
«Здравствуйте все!»- прозвучало с небес.
В мире так много откроешь чудес,
Если сумеешь пораньше проснуться!»
- Я рада вас всех видеть.
- Доброе утро, ребята!
II. Проверка домашнего задания.
(Дети выступаю в образе Рукодельницы и Ленивицы).
- Ребята, а какой образ вам больше хотелось «примерить» на себя? (Рукодельницы)
III. Постановка темы и цели урока.
- Давайте поставим вопросы, на которые мы сегодня должны найти ответы?
1. К какому виду сказок относится сказка «Мороз Иванович»?
2. Что нового открыла сказка, обработанная В.Ф. Одоевским?
Цель урока: вот сегодня, ребята, мы закончим чтение сказки «Мороз Иванович» и ее сравнение с русской народной сказкой «Морозко»; выясним, что же такого нового и интересного открыл нам В.Ф. Одоевский.
IV. Работа над новым материалом.
- Чтение 3-й части сказки учителем (дети следят глазами).
- Подумайте, как можно озаглавить данную часть.
Рукодельница послушалась... Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделал был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди. | |
Дом Мороз Ивановича. |
- Работа над 4 частью.
- Подумайте, как можно озаглавить эту часть?
Диковинки Мороз Ивановича. | Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не от знобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки. - Вот ты говоришь, сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь? - Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь. - Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, сказала Рукодельница, зачем ты в колодце-то сидишь? - Я затем в колодце сижу, что весна подходит, сказал Мороз Иванович. Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета. - А зачем ты, Мороз Иванович, спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься? - А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали. |
- Ребята, что вы заметили в этой части? (Рукодельница три раза задает вопросы).
- Давайте попробуем заполнить таблицу.
«Морозко» | «Мороз Иванович» |
1. Главные герои | |
Падчерица- неродная дочь | Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь | Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
2. Какие персонажи помогают главным героям? | |
3. Волшебные предметы | |
1. Морозко. |
|
4. Чудеса, превращения. | |
5. Троекратность (повторы) | |
Морозко три раза задавал вопросы. |
|
- Ребята, а какие вопросы задает Рукодельница?
- Прочитаем первый вопрос.
-Как Мороз Иванович отвечает?
- Имеет ли это место в нашей жизни? То есть что можно сказать, это не вымысел, то научный факт.
- Читаем второй вопрос.
- Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.
- Читаем третий вопрос.
- Как Мороз Иванович отвечает? Это тоже научный факт.
- Какую информацию сообщает нам автор сказки? (научную).
- В какой части нам встретилась еще научная информация? (в первой: фильтрование воды).
- Работа над 5 частью.
(Чтение хорошо подготовленных детей).
- Подумайте, о чем идет речь в этой части? (Служба у Мороз Ивановича. Награда для Рукодельницы).
Награда для Рукодельницы. | Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель. Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала. Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице: - Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик косыночку закалывать. Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет Божий. |
4. Работа над 6 частью.
- Подумайте, о чем идет речь?
- Как можно озаглавить эту часть? (Возвращение домой).
Возвращение домой. | Только что она стала подходить к дому, как петух, ф которого она всегда кормила, увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал: Кукареку, кукарекИ! У Рукодельницы в ведерке пятаки! Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила: - Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало. |
V. Обобщение.
- Что нового внес в сказку В.Ф. Одоевский?
- Какую информацию несет эта сказка? (научную)
- Давайте попробуем определить вид этой сказки.
- Так как это сказка художественная и несет научную информацию, если объединить эти два слова , то получится: научно- художественная сказка.
- Заполнение таблицы:
«Морозко» | «Мороз Иванович» |
1. Главные герои | |
Падчерица- неродная дочь | Рукодельница- добрая, умная, внимательная, трудолюбивая, любознательная |
Родная дочь | Ленивица- злая, глупая, ленивая, ничем не интересуется. |
Морозко | Мороз Иванович |
2. Какие персонажи помогают главным героям? | |
Морозко | Мороз Иванович |
3. Волшебные предметы | |
1. Морозко. |
|
4. Чудеса, превращения. | |
Падчерица- панья | Пирожок говорит |
Яблоня говорит. | |
5. Троекратность (повторы) | |
Морозко три раза задавал вопросы. |
|
6. Автор сказки | |
Народ | В.Ф. Одоевский |
7. Твой любимый герой | |
***
Дочь и падчерица – героини сказки. Главный герой – Морозко. Падчерицу Мачеха заставляла все делать. Морозко одарил девочку сундуком с богатством. | Героини – рукодельница да ленивица. Главный герой – Мороз Иванович. Есть героиня – нянюшка. Автор много говорит о трудолюбии девочки-рукодельницы. Ее никто не заставлял работать, она сама искала дело. Девочка много беседует с Морозом Ивановичем. Он одарил девочку ведерком с серебром и бриллиантиком. М.И. в речи употребляет пословицы, поговорки. |
Вывод: В.Ф. Одоевский у твердил в литературе для детей новый вид научно- художественной сказки.
VI. Подведение итога урока.
- Заполните схему:
СКАЗКИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАРОДНЫЕ
НАУЧНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СКАЗКА ВОЛШЕБНАЯ БЫТОВАЯ О ЖИВОТНЫХ
VII. Домашнее задание.
Закончить чтение сказки самостоятельно, подумать, на какие части можно разделить. Подобрать пословицы о труде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"
В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация к уроку, поясните...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Урок литературного чтения 2 класс сказка В.Ф.Одоевского "Мороз- Иванович" "Школа 2100"
Урок литературного чтения по теме В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович" проводится используя технологию продуктивного чтения....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....