Урок по литературному чтению в 3 классе "Красота русской природы"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кондрашечкина Любовь Петровна

Данный урок посвящен рассмотрению и познанию красоты родной природы со стороны художников, поэтов и музыкантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu.odt26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Картины русской природы.

Цели урока:

-развивать наблюдательность;

-продолжить формирование навыков анализа языковых средств;

- учить чувствовать красоту слова;

-учить анализировать произведение живописи; сравнивать произведение живописи и литературный текст;

-формирование умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи;

- формирование умения находить необходимую информацию

в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция).

Ресурсы и оборудование:

_ Литературное чтение. Учебник. 3 класс. Часть 2.

_ Т. Коти. Творческая тетрадь. 3 класс.

Презентация, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года» (компьютер, проектор)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Я – свет.

Я – любовь.

Я – мир

Я не буду бояться никого и ничего.

Я буду делить любовь и радость с теми, кто меня любит.

Ибо любовь – всепобеждающая.

  1. Актуализация знаний.

          Обсуждение слов А.П.Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

         

- Что же такое красота? Обратимся за помощью к толковому словарю. (– это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче).

Послушаем сказку.

Сказка “Красота Ненаглядная”.

        В далёкие - далёкие времена поселилась на земле Красота Ненаглядная. И была она такая красивая, что люди не могли на неё налюбоваться.

Появится Красота Ненаглядная среди людей – добрее, внимательнее они становятся.                                                                                    

         Но жила на Земле Тьма Тьмущая. Невзлюбила она Красоту Ненаглядную, задумала её со свету сжить. Налетела она на Землю, ослепила людей, заморозила.И перестали люди радоваться солнцу, радуге, цветам, перестали улыбаться друг другу. И забыли они свою Красоту Ненаглядную. Недобрыми люди стали, неприветливыми. Везде вроде и есть Красота на Земле, а люди её не видят, не замечают.

           Ничего не могла Красота поделать с Тьмой Тьмущей. И пошла она по белу свету искать себе помощников. Долго ли шла, коротко. И попались ей навстречу 3 путешественника.

- Почему печальна ты, Красавица?

- Помогите мне открыть глаза людям на Красоту, разбудить в их душах звоночки – колокольчики. И ответили ей путники:

- Я могу научить  их слышать и понимать музыку.

- А я -  видеть и изображать красоту.

- А я – умению сочинять прекрасные стихи.

И отправились они будить в людях прекрасные чувства, будить в их душах звоночки – колокольчики. А там, где удалось  им разбудить звоночки – колокольчики, стали люди как прежде добрыми, ласковыми, красивыми и сами  стали дарить всем красоту.  

  1. Определение темы урока.

-Может быть и в ваших сердцах сегодня  зазвучат  звоночки – колокольчики?

-Где мы с вами сегодня увидим красоту?(за окном, в классе)

-Как вы думаете, какова тема урока?

  1. Основная часть.

 - Как вы думаете, кто те помощники, что встретились Красоте?

1.Красоту художники, поэты и композиторы изображают по своему. Начнем с художников. С помощью каких средств художественной выразительности поэты изображают красоту родной природы?

- Прочитайте отрывки из стихотворений и найдите средства художественной выразительности.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

И.С.Никитин.

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь – туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

И.Бунин

-Эти слова сделали обычные предметы – волшебными?

 - Как художники изображают красоту русской природы?

 2.Весна – счастливая пора в жизни природы. Все вокруг просыпается от долгой зимней спячки. Весеннее теплое солнышко уже начинает пригревать и растения, чувствуя это тепло, распускаются во всем своем великолепии и ярких красках цветения. Весенние пейзажи радуют глаз своим хитросплетением необычайно ярких и насыщенных тонов и красок, здесь природа не поскупилась на обилие и многообразие своей жизнерадостной палитры. Весна сама по себе радует человека, согласитесь,  ведь приятно уже ощутить на себе первые теплые лучики солнца, снять надоевшие уже зимние одеяния и вдохнуть полной грудью весеннюю свежесть и благоухание. Весенние пейзажи несут в себе какой-то необъяснимый оптимизм и прилив сил, желание что-то творить, создавать, начинать новые дела и просто радоваться жизни. Такая вот она неповторимо волшебная весна, со своими яркими красками, свежими запахами, веселыми звуками и, конечно же ярким весенним солнышком.

  Итак, давайте с вами полюбуемся на эту красоту, ощутим всю полноту ярких, необычных красок и оттенков в подборке весна, весенние пейзажи.                                         

-Что такое пейзаж?( -  тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

                                               

Физ.мин.  

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге,

(повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна:

(потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил

(вращение головой)

Наклонялся взад, вперед

(наклоны)

Вот он по лесу идет

(ходьба вперевалочку)

Ищет мишка корешки,

(наклоны вперед)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся,

И на бревнышке уселся (садимся)

-Сегодня мы познакомимся с произведением И.И.Шишкина «Лес весной».

- Как выглядит лес весной?

- Какие цвета использовал художник?

- Как передано пространство в картине?

- Какое чувство вызывает у вас эта картина?

Работа в группах.

 Вставить пропущенные слова.

  До чего же прекрасен …   лес. Он яркий и жизнерадостный. Весной кусты и деревья наряжаются в  . . .  наряды. На ветвях снова шелестит свежая  . . .   листва. Земля покрывается . . .  и мягким мхом. На картине мы видим как лес обновляется листвой. На . . .   деревьях уже появились  . . .  листики. Лес уже не кажется унылым и  . . .  . Он расцветает новыми красками, он оживает и светится изнутри.

3. - Как композиторы изображают красоту русской природы?

- Давайте послушаем симфонию П.И. Чайковского «Времена года. Апрель.»

- Помогает ли музыка понять, ощутить, что весна прекрасное время года.

Апрель. Подснежник

Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов.

«Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином...
»
          
 А. Н. Майков

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе — плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

Подведение итогов.

- Мы увидели  как изобразили красоту  природы поэты, художники, композиторы. Хотелось бы вам сохранить эту красоту? "Остановись мгновение! Ты прекрасно"

 

Практическая работа.

- Попробуем изготовить подснежники. У вас на партах лежат детали, соберем их в цветок. А я изготовила вазу.

Рефлексия.

-Давайте, подведем итог нашего урока. У вас на партах лежат колокольчики. Если в ваших сердцах сегодня хоть немного зазвучали звоночки-колокольчики, то позвените в те, что лежат на ваших партах.

-Наш урок хочу завершить стихами Ф.Тютчева.

Не то, что мните

 вы, природа:

 Не слепок, не бездушный лик-

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

 В ней есть любовь,

в ней есть  язык…

                             Ф.Тютчев

Домашнее задание.

С 55 р.т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру, информатике "Природа и мы"

Cmd+vИнтегрированный блок включает урок литературного чтения по теме: “Природа и мы» (на примере стих. Н. Заболоцкого)” –  третий  урок главы “Поэт, природа и время”, урок по окружающему мир...

Урок по литературному чтению в разделе "Русские поэты". Тема урока: А.С. Пушкин "Зимний вечер"". 3 класс

Исторический экскурс в жизнь и творчество Александра Сергеевича пушкина. На уроке углубленная работа над художественными средствами, расширение словарного запаса, умение чувствовать и понимать строй с...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Люблю природу русскую. Весна".

Конспект урока на тему: "Люблю природу русскую. Весна."...

Открытый урок по литературному чтению по теме: «Люблю природу русскую.Осень»

Открытый урок по литературному чтению по теме: «Люблю природу русскую.Осень»...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".

Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.Цель урока: -дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ...

Технологическая карта урока по литературному чтению "«Читаем о родной природе. Л. Толстой «Солнце и ветер». В. Бианки «Синичкин календарь»" (УМК "Начальная школа XXI века",1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о родной природе, формирование умений видеть красоту родной природы, выраженную в художест...