"Почему нам бывает смешно" (К.И. Чуковский. "Федотка", О.Дриз. "Доктор").
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Солдатова Ксения Сергеевна

На примере стихотворения К. И. Чуковского “Федотка” и О. Дриз “Доктор” показать детям примеры, когда нам смешно из-за отсутствия всяких логических связей, из – за путаницы и недопонимания, и, не проводя еще никакого обобщения, заставить их задуматься над секретом “смешного”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок литературного чтения

ТЕМА: "Почему нам бывает смешно" (К.И. Чуковский. "Федотка", О.Дриз. "Доктор").

Солдатова Ксения Сергеевна, учитель начальных классов.

Цель:  на примере стихотворения К. И. Чуковского “Федотка” и О. Дриз “Доктор” показать детям примеры, когда нам смешно из-за отсутствия всяких логических связей, из – за путаницы и недопонимания, и, не проводя еще никакого обобщения, заставить их задуматься над секретом “смешного”.

Задачи урока:

После по чтения стихотворения К.И.Чуковского “Федотка” необходимо подвести детей к выводу о том, что смех вызывает то, что в первой части говорится о причине слез мальчика, а вторая часть эти причины рассеивает.

Обсудить с детьми шуточное стихотворение “Доктор” и выяснить, что мальчик смеялся над собой из – за своих собственных недостатков.

Работать над формированием у школьников навыков перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты. Учить устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного, эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование:

портреты К. И.Чуковского,  О.Дриза.

мультимедийный проектор, ПК

презентация учителя к содержанию урока

учебник

                       Ход урока

  1. Организационный момент

Страницы новой главы открываем.

Что ожидает нас-пока не знаем.

А здесь встречают нас друзья.

Откроем книгу –медлить нам нельзя.

Урок литературы начинаем

И встречу с новой главой ожидаем!

  1. Актуализация знаний:

Ребята, посмотрите на слайд. Скажите, что изображено на первом слайде?

А что такое смех?

Опираясь на словарь Ожегова, можно сказать что Смех-это одна из реакций человека на юмор или щекотку, и обычно смех сопровождается специфическими звуками и движениями мышц лица и дыхательного аппарата.

А что вызывает у Вас смех?

Именно смех продлевает человеческую жизнь.

Вспомните случаи из своей жизни, когда вам было очень смешно. И скажите какие чувства вы испытывали в этот момент?

Посмотрите на слайд и назовите некоторые чувства, которые у нас возникают, когда мы смеемся.

Сегодня мы начинаем изучать новую главу. Откройте содержание учебника и прочитайте, как она называется.(«ПОЧЕМУ НАМ БЫВАЕТ СМЕШНО»)

  1. Тема урока, целеполагание.

Как вы думаете, что сегодня нам предстоит выяснить на уроке литературного чтения? На какой вопрос мы будем пытаться ответить на уроках?

Какова цель наших уроков? (Сегодня нам предстоит выяснить, почему нам бывает смешно.)

Как вы думаете, о чем будут произведения, помещенные в этой главе?

Вы вспомнили смешные истории из своей жизни.

Как вы думаете, почему именно с малышами чаще всего случаются такие истории?

Про одного такого мальчика, дошкольника, нам поведал детский писатель Корней Иванович Чуковский.

Знаком ли Вам этот поэт?

К. И. Чуковский(1882-1969)-русский писатель, литературовед. Его настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков. К. Чуковский писал стихи для детей. Его произведение построены в виде комической остросюжетной игры.

IV. Изучение нового материала:

1).Работа со стихотворением «Федотка».

Откройте учебник на стр.138.

Посмотрите на это произведение, скажите к какому жанру оно относится?(стихотворение)

Как оно называется?

Предположите о чем пойдет речь?

(учитель читает стихотворение)

- Кому понравилось стихотворение? Что вызвало смех?

Прочитайте самостоятельно это стихотворение.

- Какие слова были непонятны?

Объясните значение слова «сиротка».

В толковом словаре слово «СИРОТКА»-это ребенок, у которого нет одного или обоих родителей.

Прочитаем стихотворение еще раз.

Кто герой стихотворения?

Почему плачущий мальчик вызывает не сочувствие, а смех?

Что необычного в этом стихотворение?(цвет строчек)

-Чтобы показать, в чем секрет смешного, некоторые слова и строчки выделены разным цветом. Давайте попробуем разгадать этот секрет.

 Перечитайте часть, выделенную синим цветом. Какие чувства у вас появляются после их прочтения? Выделяйте голосом необходимые слова. (Чтение вслух 2-3 учеников)

 Перечитайте часть, выделенную синим цветом. Какие чувства у вас появляются после их прочтения? Выделяйте голосом необходимые слова. (Чтение вслух 2-3 учеников)

Перечитайте часть, выделенную желтым цветом. О чем эти строки?

- Почему нельзя назвать Федотку сиротой?(У него есть большая семья.)

Вам удалось разгадать секрет «смешного»?(Мальчик просто хочет внимания своей семьи, возможно ,на него не обращают внимания, поэтому он решил поплакать, чтобы его пожалели. Мальчик не понимал смысла слова “сиротка”, потому что еще маленький).

В чем же секрет?(Дошкольники бывают такими смешными: мальчик и плачет и жалуется, что у него никого нет, а на самом деле у него большая семья).

Физминутка. ( Двигательная гимнастика: снятие мышечного напряжения).

2).Работа со стихотворением “Доктор”

А вот теперь прочитаем следущее стихотворение и узнаем его секрет.

Прочитайте название произведения и имя автора в учебнике на стр.139.

К какому жанру относится это произведение?(стихотворение)

Послушайте стихотворение.

- Кому понравилось стихотворение? Почему вы смеялись?

- Встречалось ли вам раньше в жизни имя Энек – Бенык. (Этот мальчик живет в стихах еврейского поэта Овсея Дриза.)

Знаком ли нам этот поэт?

Человек с редкой фамилией, звучащей, как посвист, как крик птицы, он прожил счастливую жизнь. На его тексты композиторы охотно писали музыку. По его пьесам снимали мультфильмы. Ему были рады в любых аудиториях: в детских садах, в школах, в рабочих коллективах.

Он был полон новых замыслов. Но им не суждено было воплотиться. Не хватило жизни. 14 февраля 1971 года в возрасте 62 лет его не стало.

Прочтем стихотворение в слух(2-3 ученика).

Между кем происходит диалог?(между автором-рассказчиком и Эныком-Беныком)

Прочитайте вопрос в учебнике после стихотворени?

(Учитель читает текст на стр.139)

Вы согласны с Мишей?(ученики читают)

А Михаил Потапович рассмеялся и возразил.

Чтение текста на стр.140.(Ученики)(рассмотрите картинку на стр.139)

Когда, как правило, ломаются зубы у гребешка? А где гребешок ломает свои зубы?

 - Договоритесь между собой, чьи слова будет читать каждый из вас. Прочитайте стихотворение по ролям. Поменяйтесь ролями

Чтение стихотворения по ролям.(2-ученика)

- Кто смеется в этом стихотворении над мальчиком, автор или он сам. Какой по возрасту здесь мальчик?

- В чем сходство  этих двух стихотворений?

- Почему важно в жизни уметь смеяться, шутить?

 Какие секрет “смешного” в этих стихотворениях нам удалось раскрыть?

Прочитайте запись на плакате Летучей мыши на стр. 138

V. Обобщение изученного. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу.- Что помогло нам добиться решения поставленной задачи: понять, почему нам бывает смешно?

 На память о нашей встрече мне хочется подарить вам мою улыбку и теплое настроение моего сердца – вот такое солнышко – пусть он согревает ваши души, помогает хорошо учиться, улыбается вам, поднимает настроение.

- У вас на партах есть по 1 солнышку. Возьмите себе, и подарите ему свою улыбку или наоборот, тем самым показав свое отношение к пройденному уроку, подойдите к доске и поместите его на солнышке.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

VI. Домашнее задание

Варианты (у каждого на парте):

выучить стихотворение наизусть, стр. 138,139

прочитать стихотворение выразительно, стр. 138-139;

сделать свой рисунок к одному из стихотворений;

Дети выбирают себе задание по силам.

Огромное спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему нам бывает смешно. Сказки про Змея Горыныча.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока "Почему нам бывает смешно"

Пользуйтесь конспектом урока...

Почему нам бывает смешно? ( УМК "Перспектива" 2 класс)

Технологическая карта урока чтения во 2 классе...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: "К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет, О.Григорьев «Стук», И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: "К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет, О.Григорьев «Стук», И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». УМК &quo...

Презентация к уроку литературного чтения по теме К. Чуковский "Федотка", О. Дриз "Привет" 1 класс

Презентация к уроку литературного чтения по теме К. Чуковский "Федотка",  О. Дриз "Привет" 1 класс...

Конспект урока по литературному чтению "К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет»", УМК "Школа России" (1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями К. Чуковского «Федотка» и О. Дриз «Привет»; совершенствование навыков выразительно чтение; развитие умени...

К.И.Чуковский "Федотка"

План- конспект уроак литературного чтения в 1 классе....