тематическое планирование по литературному чтению 4 класс с характеристикой деятельности учащихся
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Карпова Галина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_liter.chteniyu_4_klass.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение», 4 класс, 136 часов

Раздел

Колич.

часов

Темы раздела

Содержание раздела

Виды деятельности учащихся

Наглядность

Формы контроля

1. Вводный урок по курсу литератур-ное чтение

1

Вводный урок.

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и уметь систему условных обозначений при выполнении задания. Предполагать на основе названия содержания главы. Пользоваться словарём в конце учебника.

викторина

2. Летописи, былины, жития.

11

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего».

Былины. «Ильины три поездочки».

«Житие Сергия Радонежского»

Проект «Создание календаря исторических событий»

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений . Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Прогнозировать содержание раздела. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Рассмат-ривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации. Ориентироваться в литературовед-ческих понятиях и терминах (в рамках изученного).Анализировать нравствен-но-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных прои-зведений. Осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Различать виды устн-ого народного творчества. Анализиро-вать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных произведе-ний, язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказы-вать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять простой план. Находить в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы.

Пересказывать текст художественного произведения: кратко (сжато, с выделе-нием основных сюжетных линий). Сравнивать произведения разных жанров. Составлять план текста: де-лить его на смысловые части, озаглав-ливать каждую; пересказывать по плану. Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания. Договариваться друг с другом; прини-мать позицию собеседника. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом.        

Фронталь-ный опрос.

Загадки

Викторина

Сравнение текстов.

Выразительн чтение. Деление текста на части. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Индивидуал.сообщение. Игра.

Тест по теме.

3. Чудесный мир классики.

22

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень»

А.П. Чехов «Мальчики»

Различные виды чтения. Выразительное

чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль

в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспри-нимать на слух художественное прои-зведение; читать текст в темпе разго-ворной речи, осмысливая его содержа-ние. Наблюдать за развитием событий в сказке. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать пози-цию писателя, его отношение к окружа-ющему миру, своим героям. Характе-ризовать героев разных жанров. Срав-нивать произведения разных жанров; словесного и изобразительного искус-ства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и  русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Фронталь-ный опрос.

Загадки.

Ответы на вопросы.

Сравнение текстов.

Выразительн чтение. Деление тек-ста на части.  Характерис.

героев. КВН Наизусть по выбору.

Выборочное чтение. Индивидуал.сообщение.

Отзыв о про-изведении.

Краткий пересказ. Презентация

Тест.

4. Поэтичес-кая тетрадь

12

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

И. А. Бунин  «Листопад»

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с

музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Опреде-лять средства художественной вырази-тельности в лирическом тексте. Нас-лаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интона-цию, которая больше всего соответ-ствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными пережива-ниями и отношениями к жизни, при-роде, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение.

Викторина.

Наизусть по выбору.

Выразител.

чтение.

Ответы на вопросы.

Иллюстрир. чтение.

Урок-игра.

Тест по теме.

5. Литератур-ные сказки

16

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня.  Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Опреде-лять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Индивидуал.сообщение.

Ответы на вопросы.

Фронталь-ный опрос.

Сочинение сказки. Пересказ.

Выразител. чтение. Деление текста на части.

Урок-игра.

Тест по теме.

Контрольн. работа.

6. Делу время – потехе час.

9

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.  Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, опреде-ляющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговор-ной речи. Определять нравственный смысл и жанр произведения. Анализи-ровать заголовок произведения, соот-носить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравст-венный смысл. Инсценировать произ-ведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справоч-ной литературе для подготовки сообще-ния о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе.  Про-верять себя и самостоятельно оцени-вать свои достижения. Подбирать книги по теме. ориентируясь на авторские произведения.

Фронталь-ный опрос. Пересказ.

Выразител.

чтение.

Мини-сочи-нение.

Инсценир. отрывка.

Викторина.

Кроссворд.

Тест по теме.

7. Страна детства.

8

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

М. М. Зощенко «Елка»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравствен-ных переживаний.  Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглав-лением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подби-рать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение ав-тора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровож-дение к прозаическому тексту. Состав-лять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смеш-ные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Фронтальн. опрос.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

Творческий пересказ.

Командная игра.

Кроссворд. Тест по теме.

8. Поэтичес-кая тетрадь

5

В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».

Различение жанров произве-дений на основе сравнения персонажей. Связь литерату-ры смузыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользо-ваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотво-рения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отно-шение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

Наизусть по выбору.

Выразител. чтение.

Конкурс чтецов.

Устный журнал.

Тест по теме.

9. Природа и мы

12

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

М. М. Пришвин

«Выскочка»

Е. И. Чарушин «Кабан»

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Проект «Природа и мы»

Декламация стихотворных произведений.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспри-нимать на слух художественное произ-ведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и по себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характери-зовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение авто-ра к героям на основе текста. Наблю-дать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Опре-делять тему, которая объединяет рас-сказы в разделе, формулировать основ-ную мысль темы. Делить текст на час-ти. Пересказывать тест подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Сос-тавлять самостоятельно текст для эн-циклопедического словаря. Читать вы-разительно диалоги из текста. Прове-рять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Выразител. чтение.

Ответы на вопросы.

Сочинение.

Фронталь-ный опрос.

Творческий пересказ.

Творческое сочинение.

Урок-конкурс.

Проект.

Тест.

10. Поэтичес-кая тетрадь

8

Б. Л. Пастернак  «Золотая осень».

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

С. А. Клычков  «Весна в лесу»

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Различение жанров произве-дений на основе сравнения персонажей. Связь литера-туры с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользо-ваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Вос-принимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихот-ворной речи. Находить средства худо-жественной выразительности; сравни-вать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической лаботы, представленной в учебнике.

Фронталь-ный опрос.

Ответы на вопросы.

Выразител. чтение.

Наизусть.

Мини-сочинение.

Урок  - конкурс.

Тест по теме.

11. Родина

8

И. С. Никитин «Русь»

С. С. Дрожжин «Родине»

А. В. Жигулин «О, Родина!»

Проект «Они защищали Родину»

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подби-рать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать  о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведе-ния по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Загадки.

Мини-сочинение.

Выразител. чтение.

Фронталь-ный опрос.

Проект.

Урое – конкурс.

Тест по теме.

12. Страна Фантазия

7

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Особенности фантастического жанра. Различение жанров произве-дений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушан-ного произведения. Созда-ние небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух прочитанное произведение. Опреде-лять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя и самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы.

Фронталь-ный опрос.

Составление рассказа.

Иллюстрир. отрывка.

Кроссворд.

Тест.

13. Зарубежная литература

15

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»

Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух прочитанное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Иллюстрации по теме.

Придумыванрассказа.

Фронталь-ный опрос.

Деление текста на части.

Пересказ.

Выразител. чтение.

Ответы на вопросы.

Контрольная работа.

Тест по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по технологии 1 класс с характеристикой деятельности учащихся

тематическое планирование по технологии 1 класс с характеристикой деятельности учащихся...

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс с характеристикой деятельности учащихся

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс с характеристикой деятельности учащихся...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...