конспект урока литературного чтения (2, 3 классы) в малокомплектной школе
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Сарычева Наталья Александровна

К сожалению, малокомплектные школы не пережиток прошлого. Они существуют. ...С ведением в действие новых общеобразовательных стандартов в начальную школу пришло много нового и интересного. Увы,невозможно применить все, что хотелось бы, при работе с двумя классами одновременно..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Сарычева Наталья Александровна , стаж работы – 26 лет, II   категория.

УМК «Школа России», литературное чтение , авторы  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др..

Литературное чтение, темы урока: 2 класс: Рассказ Н.Носова «Живая шляпа»

                                                                   3 класс: Рассказ В.Драгунского «Он живой и светится»

Тип урока: - урок в технологии РКМЧП;

2, 3 класс, МБОУ «УРВАНОВСКАЯ СОШ»

Краткая характеристика класса:

                Во 2 и 3 классах 4 ученика: 3девочки и 1 мальчик. Возрастной состав разнородный : 2004,2005, 2006 годы рождения.

                Педагогическая диагностика, промежуточный и итоговый контроль показывает, что уровень готовности к обучению очень различен.

  • 1 человек –  выше среднего
  • 3 человека – средний уровень

                Неоднородный состав детского коллектива диктует необходимость применения разноуровневых  заданий, дифференцированных заданий.

                 Дети эмоциональны, отзывчивы, активны. Речевое развитие находится на различном уровне. Словарный запас незначительный.

              Уровень сформированности личностных УУД также различен. Выделяется одна девочка (3 класс) с высокой степенью мотивации к учёбе. Она активна на уроке, откликается на различные виды заданий. Нет  учащихся, которые предпочитают роль пассивных слушателей. Именно поэтому большинство заданий направлены на вовлечение этих ребят в процесс активного присвоения новых знаний.

             Коммуникативные УУД находятся на этапе формирования. Дети учатся строить понятные для собеседника высказывания, дополнять, уточнять высказывания одноклассников. На уроке ведется работа, направленная на воспитание уважительного отношения к иному мнению. Сложности возникают при использовании различных организационных  форм работы (пары постоянного и сменного состава, центры активного обучения и др.)

              Деятельность учащихся на уроке строится с учётом развития регулятивных УУД (контрольно-оценочная деятельность, саморегуляция и т.д.)



Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

УМК: «Школа России»   учебники 2, 3 класс «Литературное чтение»  авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др..

Тема:  2 класс: Рассказ Н.Носова «Живая шляпа»

             3 класс: Рассказ В.Драгунского «Он живой и светится»

Тип урока: Урок  в технологии  РКМЧП

Цель урока:

формирование  грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение в технологию РКМЧП

учащихся 2, 3 классов  в предметной области «Литературное чтение» .

Учебные задачи:

 

  1. Направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание  интереса к литературному творчеству и урокам литературного чтения
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненную работу
  •     формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

  1.   Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать в  парах сменного состава, статичных группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и их исполнять в соответствии с инструкцией;
  • развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде;
  • развитие умения оценивать совместно учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные      достижения;
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания  и составлять тексты в устной и письменной   форме.

  1. Направленные на достижение  предметных результатов обучения

  •  ознакомление  учащихся с произведениями : Н.Носова «Живая шляпа», В.Драгунского «Он живой и светится», совершенствование навыков чтения
  •  формирование глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
  •  применение   учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМАМ:

2 класс: Рассказ Н.Носова «Живая шляпа»

3 класс: Рассказ В.Драгунского «Он живой и светится»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организац. момент

  1. Вызов

а) Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися

 

б) Выход на цель и задачи урока в сотворчестве с учащимися через опору на жизненный опыт учеников, беседу.

  1. Стадия осмысления.

а) Чтение произведения детьми и учителем.

б) Организация диалога, основанного на  вопросах учителя  и рассуждениях учащихся.

в) Постановка проблемы.

  1. Этап рефлексии.

а) Работа в группах.

б) Планирование деятельности.

в) Самостоятельная работа.

г) Презентация работ.

е)Рефлексивно-оценочная деятельность.

  1. Домашнее задание.

  1. Итог урока

Создаёт эмоциональный настрой на урок, даёт необходимые установки.

Организует и проводит дидактическую игру «СУЕТА».

Организует коллективную проверку, подводит итог игры.

Задаёт вопросы.

Кто автор произведений?

Знакомит с новым произведением, используя рассказ помощников.

Организует мозговой штурм («СОЛНЫШКО ЗАДАЧ»)

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

Организует чтение произведения и его обсуждение, используя приём «Чтение с остановками»

Ведет диалог

К какому жанру отнесём это произведение?

Выступает в роли консультанта-фасилитатора.

Наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

Организует отчёт групп

Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.

Проводит дидактическую игру «Да-нетка»

Инструктирует о выполнении домашнего задания

Инструктирует о заполнении листов самооценки.

Подводит итог урока совместно  с детьми

Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения.

Взаимодействуют друг с другом

Отвечают на поставленные вопросы

осуществляют отбор учебных задач.

1. познакомиться с новым произведением

2.  учиться читать осознанно

3.  находить и перерабатывать  информацию из различных источников,

4.  работать в группах, парах

Читают произведение.

Отвечают на поставленные вопросы, создают устные высказывания по теме.

Включаются в обсуждение проблемы

Игра  «Суета». Учащиеся объединяются в группы,  распределяют роли.

Осуществляют поиск, сбор и анализ информации,

составляют ответы на поставленные вопросы, выполняют задания на карточках-посредниках

 По мере необходимости консультируются с учителем.

 Готовят отчет о работе группы

Отчитываются о проделанной работе в группах.

Заполняют таблицу к дидактической игре «Да-нетка»

Записывают домашнее задание

Заполняют листы самооценки.

Подводят итог своей деятельности на уроке

Личностные

Мотивация учения

Коммуникативные

(инициативное сотрудничество)

Познавательные:

Общеучебные (поиск и выделение информации)

Логические(синтез как составление целого из частей)

Регулятивные

Оценка

Познавательные

Общеучебные (формулирование познавательной цели)

Логические

(выдвижение гипотез)

Коммуникативные

Постановка вопросов

Регулятивные

Целеполагание, планирование

Познавательные

Умение актуализировать знания;

формулировать собственную позицию

Коммуникативные

Умение работать в паре

Познавательные

Логические(установление причинно-следственных связей, доказательство, анализ и синтез)

Коммуникативные

Умение строить понятные для собеседника высказывания, дополнять, уточнять высказывания одноклассников

Регулятивные

Волевая саморегуляция

(мобилизация сил и энергии)

контроль

Регулятивные

Оценка(осознание освоенного и того, что ещё подлежит освоению; осознание качества усвоения.

Планируемые результаты:

  • Познакомятся с новыми авторами  и произведениями
  • Научатся приёмам глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать
  • Закрепят   умение  давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам
  • Продолжат  формирование умения работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст
  • Продолжат освоение  учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП



Предварительный просмотр:

Конспект урока Литературного чтения.

(2, 3 классы)

  1. Организационно-мотивационный момент.

Сегодня мы проводим необычный урок литературного чтения. В нашем классе много гостей,значит у нас –праздник!  Протяните друг другу свои ладошки, поделимся теплом своей души друг с другом! Я желаю вам удачи. Пожелайте ее друг другу.

А начать мне хотелось бы вот с какого вопроса:

  • Какое у вас сегодня настроение?
  • Кому с утра весело?
  • Кому грустно?

А как вы думаете, от чего зависит наше настроение?

Я думаю, что настроение зависит от наших мыслей. Бывают мысли яркие, как летняя радуга, и от таких мыслей хочется петь.  А бывают мысли серые, тоскливые, как осенняя непогода.   И тогда  мы плачем.

Нам с вами предстоит учиться   светлыми мыслями  – свое плохое настроение  превращать в  радость. Хотите попробовать?

  1. ВЫЗОВ
  1. Актуализация знаний.

Сегодня я приготовила для вас сюрприз – игру «суета».

Проводится игра «суета»  см. Приложение  1

Что объединяет все эти произведения? /тема детства/

Кто автор рассказа о __________?                                       Кто автор рассказа __________?

Имя этого человека – Николай Николаевич Носов.  Имя этого человека – Виктор Юзефович Драгунский. Они прожили удивительную, яркую жизнь.  Об этом нам расскажут мои помощники.

Краткая биография. См. Приложение  2

Сегодня я принесла вам книги Н.Носова и В.Драгунского. С ними очень хорошо знакомы ваши мамы, папы, бабушки и дедушки.  Когда плохое настроение, стоит только взять в руки волшебные книги и прочитать их. … произойдет  настоящее чудо. Скука уходит! Радость общения с книгой породила светлые мысли, новое настроение.

Мне очень хочется, чтобы и вы ощутили эту радость.

  1. Целеполагание.

- Предположите, какова тема нашего урока?

Сегодня  мы будем читать произведение – Н.Носова «Живая шляпа» и произведение В.Драгунского «Он живой и светится»

Но, прежде чем начать работу, мы должны поставить перед собой  учебные задачи, которые будем решать в процессе урока . Соберём «солнышко задач» сообща.(дети  зачитывают и прикрепляют, образуется «солнышко задач»)

 см. Приложение 3

  1.  ОСМЫСЛЕНИЕ

Открытие нового знания.

Читать текст мы будем с остановками, будем думать и отвечать на вопросы.

              2 класс                                                                    3 класс

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Инструкционная карта №1 (2 кл.)

  1. Прочитай первую часть до слов «…. Что-то плюхнулось – упало на пол».

  1. Ответь на вопросы:

- Как котёнок оказался под шляпой?

- Почему мальчики не видели, что случилось с котёнком?

-А знают ли читатели, кто прячется под шляпой? Когда мы это узнаём?

 - Как вы думаете, почему Н.Носов не скрывает от читателя того, что котёнок попал под шляпу?

  1. Обратись к словарику. Что значит слово КОМОД?

4.  Перечитай заголовки и выбери название первой части. Поставь, выбранное название, первым по списку.  (на доске)

Ребята трясутся от страха.

Васька попал под шляпу.

Из – под шляпы «сам котёнок выскочил».

РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ

Чтение 1-ой части. --------Виталик

Вопросы к 1-ой части.

  1. – Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)

- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? 

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

-  А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)

- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.  

(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)  

Если мы не знаем значение слов, то куда обращаемся за помощью? Чтобы сэкономить время, я  выписала из словаря значение этих слов.

- Как вы понимаете значение слов:

Булики    (большая толстая баранка из некрутого теста)

Брынза    (мягкий солоноватый сыр из овечьего молока)

-  Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

Работа с учителем

Чтение 2-ой части вслух

- С какого момента начинают развиваться события?

(Когда мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.)

- Что же так испугало мальчиков?

(Шляпа, которая двигалась.)

- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?

(Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».)

- Тогда что их так напугало?

(Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.)

- Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков?

(Прыгнули на диван и трясутся от страха.)

- Что значит «трястись от страха»?

- Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений.

(Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится.)

- Что вы можете сказать о ребятах? Какими они себя показали в момент встречи с «живой шляпой»?

ВЫБОР СЛОВ ПО КАРТОЧКАМ НА ДОСКЕ:

Смелыми, шутливыми, любопытными, находчивыми, догадливыми, добрыми

- Выберите заголовок к этой части.

(Ребята трясутся от страха.)

Самостоятельная работа

Инструкционная карта №2   (3 кл)

  1. Прочитай вторую часть до слов: « - Ты открой её, - сказал Мишка, -тогда увидишь!»

  1. Ответь на вопросы:

         - О чём рассказывается во второй части?

         - О чём разговаривали друзья? Что предлагал Мишка Дениске?

         - Мишка предложил за самосвал “одну Гватемалу и два Барбадоса”. Гватемала – государство в Центральной Америке, Барбадос – остров-государство в Карибском море на северо-востоке Северной Америки. Что же имел в виду Мишка?

-Почему Дениска не соглашался? Он был жадным?

- Можем ли мы сказать, что Дениска умел дорожить подарками?      Можно ли сказать, что он был терпеливым мальчиком?

- Найдите предложение, в котором показана реакция  Мишки на отказ Дениса, обменять самосвал. Подчеркни  его в тексте.

  1. Подумайте, какие качества характерны для Мишки? Подчеркните то, что считаете нужным.

Добрый, готовый прийти на помощь, невежливый, смелый, настырный и бестактный,  любопытный, с чувством юмора, завистливый, ласковый, нечестный, жалостливый, умный.

  1. Какую характеристику дал Мишка сам себе? Найди в тексте и подчеркни карандашом.

А как вы считаете, можно ли Мишку назвать добрым?

  1. Озаглавь .

ФИЗМИНУТКА

Попробуйте предположить,  как будут развиваться события дальше?

Дерево предсказаний - слайд

см. Приложение 4.

Чтение 3 части, жужжащее чтение

Какое из наших предположений сбылось?

Кому было интересно читать это произведение?

А к какому жанру мы его отнесём? Почему?

(Это  рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой  их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев)

  1. Рефлексия

Чтобы глубже разобраться в произведениях, мы организуем работу в парах.

Для этого разделимся на компании в соответствии с пиктограммами:

 «Кинематографисты» Ульяна и Виталик

 «Конструкторы» Маша и Нина

См. Приложение 5.

Проводится работа в мини-группах

Задания для пар см. Приложение 6.

Отчёт групп

Рефлексивно-оценочная деятельность.

Теперь мы можем проверить свои знания в игре «Да-нетка»

  • Игра «Да-нетка» приложение 7

Вопросы для игры «Да-нетка»

  1. Носов и Драгунский  –детские писатели.
  2. Они писали сказки.
  3. Освоили множество профессий.
  4. Н.Носов писал грустные рассказы..
  5. В.Драгунский  родился в Нью-Йорке.
  6. В природе  не существует таких жучков, о которых пишет Драгунский..
  7. Котенок-это млекопитающее животное.
  8. Светлячок-это маленькая птичка.
  9. Н.Носов и В.Драгунский мечтали стать актерами.
  10. Герои их произведений  дети.

А теперь соедините «крестики» в  своей табличке, вот так! и  если вы правильно ответили на вопросы, то у вас получится  вот такой рисунок!------ слайд

  • Работа с листом самооценки.

Урок подошёл к концу,  и вам осталось лишь оценить свою  работу.

Лист самооценки см. Приложение 8.

Д.З. ----слайд

1. Научиться читать рассказ по ролям.

  • Научиться читать рассказ по ролям

или  

  • подготовить сообщение о «загадочной звездочке» - светлячке

Итог урока   -----слайд

Благодарю  вас за работу.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Игра «суета»

2 класс

- Угадайте, из каких произведений эти строки.

 «Фантазёры»

«Заплатка»

 «Мишкина каша»

«Телефон»

 «На горке»

«-Я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.

- Врёшь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой».

«Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушёный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче».

«Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

- Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».

«Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:

- Слушаю!

А из трубки в ответ:

- Ты чего хрюкаешь?

- Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, - говорю я.

- Брось хрюкать! Говори по-человечески! – кричит Мишка!»

«Только полез на горку – бух носом!

- Ого! – говорит. – Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

- Что делать? – думает.

Думал, думал – и придумал:

- Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

3 класс

«Тайное становится явным»

 «Что любит Мишка»

«Заколдованная буква»

«Друг детства»

 «А мы остались возле ёлки.
Она лежала большая, лохматая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
– Смотрите, а на ёлке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтобы меня пересмеять.
Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
– Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
– Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!»

 «И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на шаг не расставался, повсюду таскал его за собой. И нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…»

 Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре

-  … Тайное всегда становится явным.

   И когда она вошла в комнату, я спросил:

- Что это значит?

- А это значит, что если кто поступает нечестно, всё равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесёт наказание, -сказала мама. – Понял?..

   -Что ж, Миша, сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но всё, что ты любишь, оно какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только…

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Биография Н.Носова.

      Родился Николай Носов в Киеве 23 ноября 1908 года в семье актера. Мать была домохозяйка, рукодельница и певунья. В семье было 4 детей. Николай был вторым сыном в семье. Маленьким любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова были трудными. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Писатель  вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

Во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы;

- его труд был отмечен правительственными наградами – двумя премиями и орденом Красной Звезды.

       Профессиональным писателем он стал не сразу. К тридцати годам  освоил множество профессий – газетного торговца, рабочего, землекопа, возчика брёвен. Многое видел, многое знал, многое умел и пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для ребят. А поскольку «взрослых» книг он почти не  писал, так и останется в памяти читателей «чистокровным детским юмористом»

        Его книги постоянно переиздаются, притягивают художников, а герои его живут на сцене, на экране и просто в ежедневной детской игре.

Учитель:

Один  авторитетный международный журнал произвёл подсчёт – какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим – вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным – оказался детский писатель Носов.

Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках Носова читатель постигает такие понятия, как честность, долг, дружба, совесть.

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком-либо забавном случае.

Биография В.Драгунского.

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972 гг.)

 Виктор Драгунский родился очень давно и очень далеко, в другой части света, Северной Америке, в Нью-Йорке. В 2013 году 1 декабря ему бы исполнилось 100 лет. Детство его прошло в Гомеле, что находится в небольшом зеленом городе Белоруссии. Он рано лишился отца, но не чувствовал себя сиротой, потому что его отчим, красный командир, любил его. Он часто сажал мальчика на своего коня и давал подержать саблю. В конце гражданской войны отчим погиб. Мама Виктора работала, и поэтому он проводил время в компании таких же сорванцов, как и он сам. Играли они в своих небольших дворах, бегали купаться на реку…

   Виктор всегда был заводилой во всех играх. По вечерам друзья пробирались в городской парк, конечно, без билетов. Там шли представления: артисты пели и танцевали модный тогда танец степ, попросту чечётка. Виктор выучивал куплеты, научился танцевать и устраивал свои концерты, на которые собиралась вся улица.

   Виктор Драгунский прожил интересную и разнообразную жизнь.

В своей жизни он  был рабочим на заводе, шил конскую сбрую в мастерской, лодочником- перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку, актером- с успехом играл на сцене.

  Виктор Драгунский был добрым, веселым и остроумным человеком, очень любил маленьких детей, и общение с ними доставляло ему огромное удовольствие. Только в 46 лет он начал писать. И это были рассказы для детей. Героем его произведений стал младший сын Дениска. Они пользовались большим успехом у детворы.

   Драгунский часто получал письма от читателей и всегда старался на них ответить. Каждое свое послание он заканчивал девизом: «Дружба! Верность! Честь!»

   Виктора Драгунского нет с нами уже давно, но книжки его продолжают выходить.

   Его близкий друг, поэт Яков Аким, сказал: «Юному человеку нужны витамины, в том числе и нравственные. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

«Солнышко задач» C:\Users\333\Desktop\736216910.gif

  • Читать текст осознанно
  • Анализировать поступки героев
  • Находить ответы на вопросы

в разных источниках

  • Работать в парах
  • Развивать устную речь
  • Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. «Дерево предсказаний»

«КОНСТРУКТОРЫ»

«КИНЕМАТОГРАФИСТЫ» 3 кл

   Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму.

   И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака – они были похожи на бородатых стариков…

   И в это время во двор вышел Мишка. Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

   И Мишка говорит:

- Ну, была не была! Знай мою добрость! На! И он протянул мне коробочку от спичек.

   - Что это, Мишка, - сказал я шёпотом, - что это такое?

- Это светлячок, - сказал Мишка.

    Я остался со своим светлячком, глядел на него и не мог наглядеться. И я забыл про всех на свете.

   И мама погасила свет, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зеленую звездочку.

  Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

-А чем же, чем же именно он лучше?

- Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Лист самооценки.

Ф. И. ______________________________________________________________

Критерий

Оценка

  1. Я понимаю  содержание текста

            1           2         3          4          5

           

                                                   

  1. Я умею отвечать на вопросы

            1           2         3          4          5

           

                                                   

  1. Я умею работать в группе,

 в паре

            1           2         3          4          5

           

                                                   

  1. Я умею оценивать свою работу

            1           2         3          4          5

           

                                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Игра «Да-нет-ка»

Да -          

Нет -

Заполни таблицу.

1

2

3

5

6

7

9

10

11



Предварительный просмотр:

Инструкционная карта №1 (2 кл.)

  1. Прочитай первую часть до слов «…. Что-то плюхнулось – упало на пол».

  1. Ответь на вопросы:

- Как котёнок оказался под шляпой?

- Почему мальчики не видели, что случилось с котёнком?

-А знают ли читатели, кто прячется под шляпой? Когда мы это узнаём?

 - Как вы думаете, почему Н.Носов не скрывает от читателя того, что котёнок попал под шляпу?

  1. Обратись к словарику. Что значит слово КОМОД?

4.  Перечитай заголовки и выбери название первой части. Поставь, выбранное название, первым по списку.  (на доске)

Ребята трясутся от страха.

Васька попал под шляпу.

Из – под шляпы «сам котёнок выскочил».

Инструкционная карта №2   (3 кл)

  1. Прочитай вторую часть до слов: « - Ты открой её, - сказал Мишка, -тогда увидишь!»

  1. Ответь на вопросы:

         - О чём рассказывается во второй части?

         - О чём разговаривали друзья? Что предлагал Мишка Дениске?

         - Мишка предложил за самосвал “одну Гватемалу и два Барбадоса”. Гватемала – государство в Центральной Америке, Барбадос – остров-государство в Карибском море на северо-востоке Северной Америки. Что же имел в виду Мишка?

(почтовые марки с изображением этих государств – он их        коллекционировал)

-Почему Дениска не соглашался? Он был жадным?

- Можем ли мы сказать, что Дениска умел дорожить подарками?      Можно ли сказать, что он был терпеливым мальчиком?

- Найдите предложение, в котором показана реакция  Мишки на отказ Дениса, обменять самосвал. Подчеркни  его в тексте.

  1. Подумайте, какие качества характерны для Мишки? Подчеркните то, что считаете нужным.

Добрый, готовый прийти на помощь, невежливый, смелый, настырный и бестактный,  любопытный, с чувством юмора, завистливый, ласковый, нечестный, жалостливый, умный.

  1. Какую характеристику дал Мишка сам себе? Найди в тексте и подчеркни карандашом.

А как вы считаете, можно ли Мишку назвать добрым?

  1. Озаглавь .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 2, 3 классы 2014 год Учитель: Сарычева Н.А.. МБОУ « Урвановская СОШ» с.Урваново

Слайд 2

Игра «Суета»

Слайд 3

Николай Николаевич Носов 1908 – 1976 Детский прозаик

Слайд 4

Украина Детство Носова прошло в посёлке Ирпень, недалеко от Киева . Дом семьи Носовых Киев

Слайд 5

СЕМЬЯ Папа – Николай Петрович, актёр. Мама – Варвара Петровна, домохозяйка.

Слайд 6

Николай Носов рос одаренным мальчиком. Увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией .

Слайд 7

В годы войны создавал фильмы для военных, награждён орденом Красной Звезды.

Слайд 8

Профессиональным писателем он стал не сразу.

Слайд 9

Творчество

Слайд 10

1913 — 1972 русский советский писатель, автор рассказов для детей . Виктор Юзефович Драгунский

Слайд 11

Америка. Нью - Йорк

Слайд 12

СЕМЬЯ

Слайд 13

Творчество Героем его произведений стал младший сын Дениска.

Слайд 14

В.Драгунский ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ

Слайд 15

Дерево предсказаний В коробочке был маленький фонарик А, возможно, блестящий камушек Шляпу кто-то двигал за леску Ребята будут громко кричать, чтобы испугать шляпу 2 класс 3 класс ? ?

Слайд 16

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Игра «Да- нетка » Да - Нет - пропусти

Слайд 17

Игра « Да-нет-ка »

Слайд 18

2 класс Научиться читать рассказ по ролям. 3 класс Научиться читать рассказ по ролям или подготовить сообщение о «загадочной звездочке» - светлячке ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 19

СПАС ИБО ЗА РАБОТУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока:  С.Михалков  « В снегу стояла ёлочка»Предметная область  литературное чтение Класс  2-йЗадачи урока....

План-конспект урока литературного чтения 4 класс "Перспективная начальная школа"

Тема: Становление человека: у каждого свой путь.Место урока в изучаемом разделе:  обобщающий  урок  (8) по разделу«Приближаемся к разгадке ТАЙНЫ ОСОБОГО ЗРЕНИЯ. Выясняем, что помо...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока математики 2--4 класса в малокомплектной школе

2классТема: "Закрепление. Проверка сложения и вычитания "Тип урока: урок закрепления знаний.Формы работы:  работа в парах, индивидуальная.Оборудование: карточки с заданиями, компь...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по программе "Школа 2100" по теме: К.И. Чуковский из книги «Серебряный герб», глава 1 «Телефон»

Материал направлен на подготовку учащихся к выполнению ВПР, на развитие умения работать с тестом....

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....