Конспект урока
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Чекалева Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буква Я34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чекалева Ольга Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ ТСОШ №1

Имени М. Г. Ефремова

1 класс программа 2100.

Тема: Гласная буква Я, звуки, которые она обозначает.

Цель: познакомить детей с новой гласной буквой Я, обозначающей 2 звука, путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность.

Задачи:

1.формировать у учащихся представление о функциях буквы Я

2. совершенствовать навыки чтения.

3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммуникативности, умения работать в группе.

4.формировать интерес к языку, расширять  кругозор и словарный запас.

Оборудование: проектор, экран, распечатка журнала исследования, рисунок пальмы, вырезанные бананы желтого и зеленого цвета.

Организационный момент.

Слайд 1

Актуализация знаний.

Мотивация.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Формулирование

темы и задач

 урока.

 Слайд 10

Слайд 11

слайд 12

Работа по получению новых знаний.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Закрепление.

Слайд 25

Рефлексия. Итог урока.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Мы за парту дружно встали

Глазки на меня подняли

Тихо сели спинки прямо

Все тихонечко вздохнём

И урок мы наш начнём.

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование    
- Все вы  станете исследователями.  Кто  из вас знает, кто  же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (
в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

 « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».  

- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал исследований.

- Запишите  дату исследования.

- А как вы думаете, что можно исследовать на уроках обучения грамоте?

 Какие звуки вы знаете? На какие группы мы их можем разделить?

Дайте им характеристику.

Какие гласные буквы вы знаете? Какова их особенность?

 

А чтобы нам легче было исследовать объекты, мы отправимся с вами в путешествие на ялике.

А кто знает, что такое ялик?

 А если отправляемся на ялике, значит, наш путь будет лежать по суше, воде или воздуху?

Отправимся мы сегодня в путь по морям. Итак, в путь!

Смотрите, вот там вдалеке виднеется земля. А кто помнит, как называется участок земли, омываемый со всех сторон водой? (остров)

 Давайте подплывем поближе.

Звучит музыка « Ямайка»

Как вы думаете, как называется этот остров?

А вы что-нибудь знаете об этом острове?

А как вы думаете, почему мы приплыли именно к этому острову?

Что мы будем исследовать?

А что вы знаете об этих звуках и букве?

 Вспомните, а какие подобные буквы мы уже изучали?

Какие особенности помните?

Как вы думаете, что мы сегодня должны исследовать?

Определите цель исследования. ( доказать, что буква я обозначает 2 звука и служит для обозначения мягкости согласных)

Итак, начинаем исследование.

Исследование в парах.

Сейчас каждая пара начнет исследование.

 Какая была первая гипотеза, предположение? ( буква я обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова)

 Докажите это. 

Обмен информацией, обобщение.

 Рассмотрите картинки. Составьте схемы слов ( первый ряд слово ягуар, второй –ящерица, а третий ряд составит схему названия острова)

 А как вы думаете, почему я использую именно эти слова?

Ягуар  http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=58472418-58-72&n=21

 Назовите первый слог в этих словах. Какой звук слышим?

Давайте запишем это в бортовой журнал.

Почему не можем записать?

 Назовите  предметы, на которые похожа буква я.

Запишите букву я в своих тетрадях.

Над своими схемами надпишите первую букву слов.

 Итак, давайте подведем итог первого этапа исследования.

Подтвердили гипотезу, что буква обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова? ( показать! выделить букву, сверху указать 2 звука)

Исследование в парах.

 Переходим к следующему предположению.

Прочитайте слова. найдите те  слова, в  которых встретилась буква я

Орхидея, бамбук, хлопковое дерево.

 Как вы думаете, почему подобраны именно эти слова?

Какое растение вы могли видеть воочию? (орхидея)

 Составьте транскрипцию  слова орхидея – [а р х’ид’эй’а]

Сколько букв в слове орхидея? А сколько звуков?

Почему?

Обмен информацией, обобщение.

 Что это доказывает? ( Показать! Подчеркнуть букву и сверху указать 2 звука)

 Подтвердили второе предположение?

 Физминутка.

Начался шторм. Наш кораблик качает на волнах.

Давайте изобразим большие волны, а теперь маленькие. Покажите, как кораблик качается на волнах.

 Смотрите, порывы ветра сорвали с пальмы кокос и он раскололся. Что находится внутри кокоса?  ( молоко и мякоть)

Молоко вытекло, а мякоть осталась. Где мы с вами можем встретить мякоть ? ( шоколад Баунти)

Исследование в парах.

 Произнесите слово «мякоть». Как вы думаете, почему оно встретилось?

Составьте схему слова и зажгите огоньки.

 Что интересного заметили?

Обмен информацией, обобщение.

 Что это подтверждает? ( Показать букву и указать 1 звук)

 Доказали третью гипотезу?

 А теперь нам с вами нужно подвести итоги исследования ( Буква я «хитрая», аналогична буквам е, ё).

А теперь нам пора возвращаться домой.

Размещайтесь в ялике. Поплыли.

 Применение знаний.

 Вот мы и дома. Теперь пришла пора нам с вами применить  результаты  исследования на практике.

Откройте учебники на с. 120

Рассмотрите рисунки. Выделите первую букву в названии этих предметов. Сколько звуков она обозначает?

Прочитайте столбики слов. Найдите в них буквы я, подчеркните, сверху укажите, какое количество звуков они обозначают.

А теперь прочитайте слоги. Найдите слоги с буквой я. Обозначьте кол-во звуков.

Прочитайте последний столбик. Найдите здесь букву я. Сколько звуков она обозначает?

Рефлексия.

Кому интересно было на уроке? Кто скучал?

 Давайте вспомним начало урока. Кем мы сегодня были? Что мы выдвигали? ( Гипотезы, предположения)?

 Все ли наши предположения оказались верными? (да)

 Куда путешествовали?

 С далекого острова мы захватили банановую пальму. На нее нужно повесить бананы.  Те, кто на уроке все понял – повесят желтый банан, а те, у кого возникли какие – либо затруднения – повесьте зеленый банан.

Посмотрите на нашу пальму. На ней висят бананы разных цветов. Так как у нас сегодня первый  урок  по теме,  у нас еще есть возможность закрепить полученные знания.

Урок окончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...