Урок в 1 классе "Секреты считалок"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

 Урок разработан  по программе " Перспективная начальная школа" по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-schitalka.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема   урока: СЕКРЕТЫ СЧИТАЛОК

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о считалках как малом фольклорном жанре, их предназначении, сюжетно-композиционном построении, наличии зашифрованных слов; способствовать развитию речи учащихся, памяти.

Планируемые результаты:

 личностные УУД:

проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении;

метапредметные УУД: 

регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу;

 познавательные – работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков;

коммуникативные – принимают участие в обсуждении прочитанного содержания;

 предметные УУД: 

научатся читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного, различать малые жанры фольклора (считалки);

получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры (считалку) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация).

Программа: УМК « Перспективная начальная школа»

Тип  урока:  урок  усвоения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Форма работы: фронтальная (беседа), работа по парам, работа по группам, работа с учебником, индивидуальная работа

Оборудование:

- иллюстрации с ромашками и репейники);

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Организационный момент. Психологический настрой

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Можно отправиться на огород,

Дорогу укажет ученый Кот.

Подготовка класса к уроку

Актуализация знаний

-Ребята, вспомните, пожалуйста, куда вы с вами отправились?

-А где находимся сейчас? Кто встретился на нашем пути?

-Какие задания задавали Репейники?

-Что такое докучная сказка?

– Если отгадайте загадку, то узнаете  

Кто стоит у нас на пути?

Стоят сестрички –

Желтый глазок,

Белые реснички.

                

-Давайте поможем Маше и Мише познакомиться с ромашками. Как вы думаете какой у них характер?

На доске рисунок – ромашки.

-Мы оправляемся в Волшебный лес

-Находимся мы на огородах Бабы -яги

-Репейники познакомили с докучными сказками

Ромашки.

– Выполните работу в тетради (с. 7, № 2.)

Фронтальная беседа

   

групповая работа по дифференциации

Мотивация учебной деятельности. Постановка целей урока

-Ромашка прочитала текст:

       Мы собрались поиграть;

       Ну, кому же начинать?

       Раз, два, три

       Начинаешь ты.

-Как называется этот текст?

-С каким жанром народного творчества мы познакомимся сегодня?

-Какая тема урока?( на доске)

-А вот цели урока нам поможет поставить кот ученый.

– Прочитайте, что сказал Кот?

-Так какие цели урока?

– Самая младшая ромашка поможет вам отгадать все секреты считалок.

считалка

Секреты считалок

Раскроем секреты считалок

Чтение авторского текста (учебник, с. 10).

Фронтальная беседа

Открытие новых знаний

1. Вступительная беседа.

– Младшая ромашка сказала: «Ребята, когда вы начинаете играть, как вы распределяете роли? Как определяете, кому первому водить?» Значит, считалка организует вашу игру, помогает установить порядок в игре.

2. Работа по учебнику. Чтение считалки (с. 10).

а) Чтение считалки учителем.

б) Работа в парах

– Посчитайтесь и вы со своим соседом по парте. Пусть сначала ведущим будет один, а потом – другой.

3. Беседа «Первый секрет считалок».

– Ребята, а можно вот так произнести считалку?

Учитель произносит считалку с паузами.

Шел / баран / по крутым / горам,

Вырвал / травку /.

Положил на лавку,

Кто ее возьмет,

Тот / и вон / пойдет.

Учитель замедляет ритм и движение руки. Обе выделенные строчки проговариваются на одном участнике, что не по правилам. Затем идет нормальный счет: каждое слово – один человек.

Учитель. Значит, так нельзя считать, потому что на одного человека пришлось несколько слов, я произносила их медленнее. А как надо считать?

– Правильно. Только называется это не скорость, а ритм. Это первый секрет нашей речи.

Учитель отрывает у младшей ромашки лепесток, на нем написано «РИТМ» – «один слог – один человек».

– Вы часто слышите слово «ритм». Ритм танца, работы, ритм в музыке. Солдаты, когда идут строем, соблюдают ритм. Они считают про себя: раз-два, раз-два. Собьешься со счета – не получится строя. Ритмично работает мотор машины. Ритмично бьется наше сердце: за каждую минуту одинаковое число ударов. Оно как бы считает про себя эти удары.

– Какой ритм был в моей первой считалке?

Чтение второго лепестка: «Одно слово – один человек».

Попробуйте определить ритм в этой считалке:

Чуд/ный / до/мик / трех/э/таж/ный/,

На / вер/ху / гу/док / от/важ/ный/.

Как / гу/до/чек/ за/гу/дит /,

Весь / на/род / к не/му / бе/жит.

Здесь слово разбивается на части. Часть слова с гласным звуком (слог) – на третьем лепестке – «выпадает на одного человека». Главное, чтобы в считалке не нарушался ритм. Давайте прохлопаем ритм первой и второй считалок.  Я  их вам напомню.

Подумайте! Как вы делите считалку, когда показываете на себя и на соседа: на целые слова или иногда попадаются кусочки слов?

4. Беседа «Второй секрет считалок».

– Младшая ромашка сказала: «Счет – это главное в считалке, этим она отличается от других стихов. Для того чтобы легче было считать, в некоторых считалках прямо называют цифры – раз, два, три… Иногда они чередуются с другими словами, а иногда даны в начале считалки, они и задают ритм всей считалочке. Эту особенность можно тоже отнести к секретам считалок».

Отрывают  два  лепестка:  на одном слово «СЧЕТ», на другом «СЧИТАЛКА».

5. Работа по учебнику (с. 10).

– Какие числа спрятались в считалке?

– Маша нашла еще два числа. А вы?– В какой строчке есть сразу три числа подряд?

Надо посчитаться.

Ответы детей.

Чтобы было одинаково.

С одинаковой скоростью.

В первой считалке хлопок – слово, во второй – слог.

Можно делить по-всякому. От деления слов в считалке зависит то, кто будет водящим. Ритм считалки – медленный или быстрый.

ТРИка/доры, ТРИба/бас – число три. Эти числа нашел Миша.

«Аз» – это раз, «бас» – это два. Это слова-шифры: «Аз» – первая буква старого русского алфавита; «бас» – это слово нам непонятно, но при счете оно указывает на число «два».

Третья строчка: «Аз, / бас, / триба/бас».

Вступительная беседа учителя

Работа по учебнику

Работа в парах

Фронтальная беседа

Работа по учебнику

Физкультминутка

           Очень трудно так стоять,

           Ножку на пол не спускать

           И не падать, не качаться,

           За соседа не держаться.

Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.

Первичное закрепление

 Работа по учебнику (продолжение, с. 11).

– Прочитайте  таблички,  о  чем  просят  ромашки?  Работаем дальше.

Чтение считалки «Аты-баты…».

– Какая тайна в словах «аты-баты»?

– Послушайте меня и обратите внимание на конец считалок.

Учитель отрывает лепесток ромашки, читает считалку.

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил ее на лавку,

Тот кто водит,

Пусть выходит.

Учитель (читает по учебнику). «Главная ромашка спросила…»

– Чем похожи эти считалки?

– Кто еще знает считалки, где есть это слово?

«Раскрой наши секреты!», «Разгадай наши тайны!» Видно, не все еще секреты считалки нами раскрыты.

Варианты ответов: эта считалка о солдатах, они ходят строем, маршируют, чтобы строй шел четко, солдат считает: раз-два, левой-правой, значит, аты-баты – это счет «раз-два»; слова «аты-баты» начинаются с букв «а» и «б» – это 1-я и 2-я буквы алфавита: «а» – раз, «б» – два».

Одинаковое слово – «выходит», оно указывает на то, что играющий должен выйти из круга считающихся.

Работа по учебнику

Самостоятельная работа

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Вывод: конец считалки очень важен, здесь часто встречаются слова, предлагающие тому, на ком кончился счет, выйти из круга. А даже если таких слов нет, то с особым ударением произносится ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО, оно САМОЕ ВАЖНОЕ – становится ясным, кому выходить, а кому водить.

Учитель отрывает лепесток ромашки.

– Кто научился считаться? Поднимите руки. Сейчас посмотрим, у кого это лучше получается.

– Младшая ромашка сказала: «Послушала я вас и задумалась, зачем вы рукой показываете друг на друга, когда произносите считалку?»

Чтение считалок учащимися.

К доске выходят несколько учеников, которые по очереди показывают, какие считалки они знают и как умеют считаться.

Чтобы было честно. Чтобы правильно определить, кто будет водить, кто выйдет.

взаимооценивание

Рефлексия

– Для чего нужны считалки?

Считалка – самый любимый жанр устного народного творчества у детей и у ромашек.

– Какие же секреты, тайны считалок вы узнали на уроке?

– Кто помог вам отгадать все секреты считалок? Кто хочет помочь младшей ромашке вернуть лепестки?

Сделайте (по желанию) для младшей ромашки новые лепестки, на каждом запишите свою любимую считалку.

Для того чтобы выбрать водящего.

Дети дают ответы согласно плану – по лепесткам ромашки.


        




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...