Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

технологическая карта урока в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnyy_zvuk_s.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение (чтение)

Тема

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [с], [с’], буквами С, с, развития речи

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Знают особенности артикуляции звуков [с], [с’]; владеют навыками слогового чтения с буквой С. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Осуществляют наблюдение над родственными словами

Личностные результаты

Проявляют положительное отношение и интерес к природе

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласные звуки [с], [с’].

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные звуки [с], [с’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы С, с; предложение, знаки препинания, родственные слова

Образовательные ресурсы

Рисунки с изображением леса, лося. Проволока

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

 II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

– Как воздух выходит из шарика?

– С-с-с

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Какой звук вы произнесли?

– Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [с]

– С-с-с.

Слушают учителя

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Наблюдение учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с’] (учебник, с .45)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

Учитель показывает рисунки
с изображением леса, лося.

– Что изображено на рисунках?

– Найдите на с. 45 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов лес, лось.

– Охарактеризуйте звук [с].

– Гласный или согласный звук [с]

Рассматривают рисунки.

– Лес, лось.

Выполняют слого-звуковой анализ слов.

– В слове лес твердый звук [с], в слове лось мягкий звук [с’].

–Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду

Выполняют слого-звук-вой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Слышат и различают звуки [с], [с’] в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных
на схемах-моделях

Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы

2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

 

Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра

– Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [с], поднимаете синюю карточку; если слышите

мягкий звук [с’] – зеленую карточку.

– Сад, карась, рис, колос, бусы, синий, суп, сосна, осина

Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [с],

зеленую карточку – если слышат мягкий звук [с’]

Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах

Фронтальный. Игра

3. Знакомство с буквой С

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

– Звуки [с] и [с’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой с (эс).

На что похожа буква С?

Шел конь,

Подковами звеня.

Как буква С

Следы коня.

– Сделайте букву С из проволоки

Находят букву С 
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из проволоки делают букву С

Распознают букву С на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

4. Чтение слогов
и слов. Составление предложений (учебник, с. 45)

 

Коллективная. Словесный, практический. Объяснение, чтение, беседа

– Прочитайте слоги-слияния.

– Посмотрите на слова. Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным

– Обратите внимание на пары слов, сравните их: осина – осины; сосна – сосны.

– Что заметили?

Одно – единственное число; много – множественное число

– Придумайте с этими словами предложения.

– Прочитай текст. Продолжите рассказ

Хором читают слоги.

Слушают объяснение учителя и смотрят на слова.

– Одна – много

Придумывают предложения со словами осина, осины; сосна, сосны.

– Нина у осины. Инна у сосны.

– Ау, Ни-на! Ау!

Соотносят новые звуки и букву С, их обозначающую; делают вывод о том, что звуки [с], [с’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы

гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и).

Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдают над изменением формы слова

Коллективный.

Чтение слогов, слов, составление предложений. Устные ответы

5. Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Бунина «Русь» (учебник, с. 45). Дифференцированное задание

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте стихотворение.

– Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?

– В какое время года лес «…лиловый, золотой, багряный»?

– Выучите стихотворение

Читают стихотворение, отвечают на вопросы, заучивают наизусть стихотворение

Понимают смысл читаемого стихотворения; привлекают имеющиеся знания из собственного опыта. Выразительно читают стихотворение

Коллективный. Чтение, устные ответы

6. Работа с пословицами (учебник, с. 44)

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Старый друг лучше новых двух»?

Отвечают на вопрос учителя

Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы

 7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 44)

Групповая. Словесный, практический, наглядный. Беседа, рассказ

– Что изображено на картинке? Расскажите.

– Назовите слова со звуками
[а], [о], [ы], [и], [у], [н], [н’].

– Какие деревья растут в лесу?

– Что девочки делают в лесу?

– Что с ними случилось?

– Прочитайте предложения

Рассматривают картинку, рассказывают по ней, отвечают на вопросы, называют слова с названными звуками; перечисляют известные деревья.

– Нина! Ау! Ау!

Составляют рассказ
по сюжетной картинке. Привлекают информацию, полученную ранее из собственного наблюдения, жизненного опыта. Читают предложения, соблюдая интонацию

Групповой. Рассказ по картинке, устные ответы

8. Отгадывание загадок. Дифференцированное задание

Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадки, беседа

– Отгадайте загадку:

Зимой и летом одним цветом.

– Что вместо листьев у этих деревьев?

– Как называются такие деревья?

– Сосна, ель.

– Хвоя.

– Хвойные

Анализируют загадку, устанавливают причинно-следственные связи; привлекают имеющиеся знания из собственных наблюдений

Фронтальный. Устные ответы

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с. 44)

Парная, фронтальная. Словесный, практический. Беседа, поиск букв

– Найдите в пословицах буквы С. Сколько их?

– Почему так говорят..?

– В какой части слова стоят буквы С?

Находят буквы, считают.

– В начале и в середине слов

Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой С в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц

Парный. Распознание буквы С. Устные ответы

2. Дидактическое упражнение (учебник, с. 46)

Групповая. Словесный, практический. Беседа, чтение

– Какие слова спрятались в схемах?

– Прочитайте предложение. Объясните правописание буквы С

– Оса, сани, насос, сосна.

– Заглавные буквы
в начале предложения и в имени девочки

Работают в группе; произносят слова отчетливо, внимательно слушают ответы товарищей

Фронтальный. Чтение, устные ответы

3. Дидактическая игра «Покорение вершин» (учебник, с. 46)

Групповая. Практический. Игра

– Кто больше составит слов
из слогов?

Составляют слова
из слогов

Осуществляют взаимопроверку; оценивают правильность ответов

Групповой. Устные ответы

4. Игра «Что изменилось?»

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, чтение

– Прочитайте предложения. Сравните слова. Что меняется
в словах, когда обозначается один или много предметов?

– Поменяйте буквы местами, прочитайте новые слова

– Нина! Осы! Осы!

– Оса, осы. В конце слова появляется буква ы во множественном числе. Образовывают новые слова

Наблюдают над изменением формы слова.

Осуществляют словообразование

Фронтальный. Чтение, устные ответы

 5. Чтение стихотворения В. Берестова.

Дифференцированное задание

Фронтальная, индивидуальная. Чтение, беседа

– Прочитайте стихотворение.

– Назовите слова, в которых есть буква С

Читают стихотворение, называют слова с буквой С

Понимают смысл прочитанного стихотворения, распознают букву С в словах

Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы

6. Дидактическая игра (учебник, с. 47)

Коллективная.

Практический. Дидактическая игра

– Прочитайте слова.

– Продолжите перечисление

Читают слова.

– Слон – слоненок, лиса – лисенок, кот – котенок

Наблюдают за изменением формы слова

Коллективный. Чтение, устные ответы

7. Работа с рисунками, со словарем
(учебник, с. 46)

Фронтальная. Словесный, практический, наглядный. Беседа, работа с рисунками

– Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова.

– Знаете ли вы, что такое ось? Посмотрите в словаре

Рассматривают рисунки, читают слова. Высказывают свое мнение

Учатся пользоваться словарем для решения учебной задачи

Фронтальный. Устные ответы

8. Разбор анаграмм

(учебник, с. 46)

Фронтальная. Словесный, практический. Разбор анаграмм

– «Анаграмма» – перестановка букв в слове для образования нового слова.

– Составьте новое слово, переставив буквы согласно цифрам

Слушают объяснение учителя.

– Сосна – насос.

– Насос – сосна

Осуществляют словообразование

Фронтальный. Устные ответы

9. Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесный. Беседа

– Где на «ленте букв» расположена буква С? Почему?

– На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная буквы

Определяют место изученной буквы на «ленте букв»

Индивидуальный. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

 

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы

урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Разработка урока "Согласные звуки [н],[н`], буква н. Строчная буква н, соединения с различными буквами".

Данный материал содержит разработку урока обучения грамоте в 1 классе с применением ЭОР...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...