Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ореховская Ирина Викторовна

Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК "Гармония" по теме: Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx69.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понимание эмоционального тона художественного произведения. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» 

Задачи урока:

  • воспитание доброго отношения к людям, желание быть полезным окружающим, умение понимать прекрасное, осознавать своё место  на уроке и в жизни.
  • Работать над  выразительностью чтения.
  • Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах.
  • Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению.

Планируемые достижения на уроке:

  • умение анализировать эмоциональное состояние героев;
  • умение анализировать прочитанное;
  • воспитание любви к музыке;

Оборудование: презентация, аудиодиск с музыкой Э.Грига.

Ход урока

I.Организационный момент.

Вход в урок (слушание Э. Григ «Танец Анитры»)

II. Сообщение темы и цели урока.

Постановка задач урока.

- Ребята, посмотрите на доску. Подумайте и попробуйте догадаться, о каком произведении мы будем говорить на уроке?

На доске: портрет Э. Грига, К. Паустовского и корзина с еловыми шишками

 - Сегодня на уроке, мы завершаем работу  над этим произведением. Но вместе с тем, мы войдем в необыкновенный мир творчества писателя Константина Паустовского и норвежского композитора Эдварда Грига. Музыкальные произведения Грига будут сопровождать нас на протяжении всего урока.

IV. Работа над произведением.

1. Творчество К. Паустовского и Э. Грига

- Были ли вы раньше знакомы с творчеством К. Паустовского?

– Какие произведения К. Паустовского вы уже читали? (Барсучий нос, Заячьи лапы, Стальное колечко, Растрёпанный воробей)

-1-ая группа готовила сообщение о писателе К. Паустовском. Расскажите. (рассказ детей)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей: два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место. После нескольких переездов семья Паустовских поселяется в Киеве.  Константин Паустовский учился в Киевской  гимназии. В последнем классе гимназии, он написал свой первый рассказ.

Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором трамвая, рабочим на  заводах, рыбаком, санитаром в армии, преподавателем русской литературы, журналистом. В гражданскую войну Паустовский воевал в Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.

За свою большую писательскую жизнь Константин Георгиевич побывал во многих уголках нашей страны и в других странах. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Он встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, музыкантами, художниками и написал много книг про них.

Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать, быть добрым, честным. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни.

Книги Паустовского переведены на многие иностранные языки.

Умер писатель в Москве, а похоронен в г.Таруса Калужской области. На его могилу приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.

- Кому посвятил  рассказ  «Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовский?

( композитору Эдварду Григу)

- Я предоставляю слово  3 группе (рассказ детей о Григе)

Эдвард Григ – великий норвежский композитор, пианист, дирижер, родился в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее.

Вскоре его имя стало известно всему миру. Все  произведения Грига посвящены Норвегии. Главная тема его   произведений – тема Родины. Он любил свою Родину, ее леса, озера, реки.

Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

Велико творческое наследие Эдварда Грига. Он был автором более 120 романсов и песен. Григ  писал их на протяжении всей жизни.

День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

2. Работа с текстом

1) Составление картинного и словесного плана

- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.

- О чем говорится в каждой части?

(1 - встреча композитора и девочки; 2 - о том, как Григ писал музыку для Дагни; 3 - Дагни у тетушки; 4 - на концерте)

- Предлагаю вам составить словесный и картинный план рассказа, используя ваши рисунки.

(Работают в группах, двое у доски. В это время звучит музыка Э.Грига «Песня Сольвейг»).

Можно составить такой план:

1. Встреча в осеннем лесу.

2. Композитор пишет музыку.

3. Дагни в гостях у тётушки.

4. Подарок для Дагни.

2) Работа над 1 частью рассказа.

 - Как  озаглавили 1 часть? (Встреча в осеннем лесу)

 - Рассказ "Корзина с еловыми шишками" имеет красивое начало.

- Вспомните, что описывает автор в начале? (Норвежский горный лес)

- Часто Григ представлял себе, что в глубине этих гор живут маленькие сказочные существа. Так появилась композиция «В пещере горного короля» из сюиты "Пер Гюнт". Послушайте и попробуйте представить себе этих сказочных персонажей. (слушание Э. Григ «В пещере горного короля»)

- Посмотрите на иллюстрацию.  Какой эпизод  изображен на ней? (встреча Грига с Дагни)

- Давайте прочитаем по ролям этот отрывок.

- Какой же подарок решил сделать композитор девочке? (написать музыку)

- Почему он не захотел сделать его сразу?(такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)

- Как вы думаете, почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке? (у нее доброе сердце; умеет думать о других)

- А ведь этот случай, описанный Паустовским, можно связать с фактами из биографии композитора.

  … Григ очень любил детей. Когда-то у него была дочь Александра. Белокурая, зеленоглазая, очень красивая. Но прожила она совсем недолго- чуть больше года. Больше детей в семье не было. Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату. И поэтому в каждой девочке он видел свою дочь.

3) Работа над 2  частью рассказа

- Переходим ко второй части. Как мы ее озаглавили? (Композитор пишет музыку)

- Кто такой композитор? (человек, который пишет музыку)

- С чем сравнивали друзья дом композитора? (с жилищем дровосека)

- А почему? (в нем были только рояль и диван)

- Почему в доме не было другой мебели и предметов интерьера? (мебель и предметы интерьера приглушают звуки музыки)

- Что украшало комнату Грига?

- Почему композитор  не решался выбросить старый диван?

- Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?(да)

- Почему он считал себя счастливым человеком? Найдите в тексте слова, которые это подтверждают (отдал молодежи жизнь, талант, работу; все без возврата)

- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни? (больше месяца)

- Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте и зачитайте.

- Как вы думаете, трудно описывать музыку словами? Ответьте на мой вопрос словами текста.

        3. Физминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте зашагали.

4. Работа с текстом (продолжение)

4) Изобразительно – выразительные средства (олицетворения, сравнения и эпитеты). Работа в парах.

- Вы сказали, что музыку нельзя передать словами. А писателям и поэтам это удаётся. Какие же изобразительно – выразительные средства используют они в своих произведениях? (олицетворения, сравнения и эпитеты)

- Вспомните эти понятия.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- это художественный приём, когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.

СРАВНЕНИЕ –  это сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им признаку.

ЭПИТЕТ - это  красочные прилагательные, которые помогают живо представить  предмет,   почувствовать отношение автора к нему.

1 группа – выписывают из текста 3-4 олицетворения (листья дрожат, рояль мог петь, струна плакала, мелодия росла, эхо ждет, клавиши тосковали, смеялись, гремели);

2 группа - выписывают из текста 3-4 сравнения (эхо как птица пересмешник, листья как золото и медь, зелёные зрачки Дагни как огоньки листвы, дом композитора с жилищем дровосека, Дагни как солнце, нежный ветер, раннее утро, солнце горит как корона, косы с отблеском старого золота);

3группа - выписывают из текста 3-4 эпитета (грибной воздух, осенний наряд, весёлое эхо, белые ночи, хрустальные туфельки, сказочная волшебница)

(слушание Э. Григ «Норвежский танец»)

- Действительно, музыку не передашь словами, но мастерство писателя позволяет нам заглянуть в дом Э. Грига в Бергене, услышать, как рояль великого композитора может петь, а клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».

5) Работа над 3  частью рассказа

- Переходим к 3 части. Как мы ее озаглавили? (Дагни в гостях у тётушки)

-  А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд. Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает? (посмотреть как устроен мир, как живут люди и немного повеселиться)

- Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? (ей 18 лет, красивая стройная девушка)

- А внутренний духовный мир Дагни изменился? (в душе осталась всё тем же добрым и чутким ребёнком).

- Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась Григу.

6) Работа над 4  частью рассказа

- Переходим к заключительной части. Как мы ее озаглавили? (Подарок для Дагни)

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро" (прослушивание музыки)

- Сейчас уже никто не сможет точно сказать, какое из своих произведений Э. Григ посвятил Дагни  Педерсен. Может быть  это, а может и другое.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- А какие картины предстали перед глазами Дагни? Прочитайте этот отрывок. (поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)

- Почему после исполнения этой чудесной музыки "Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты"? (классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

- Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже.

- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы? (Она плакала от счастья, это были слезы благодарности)

- О чем думала Дагни, выходя из парка? Прочитайте.

- "Волшебник и великий музыкант". О ком же эти слова?

- Прочитайте последние 4 слова, которыми заканчивается рассказ (чем должен жить человек…)

- Какой знак препинания стоит в конце? Как вы думаете почему? (надо поразмыслить, это приём в литературе называется риторический вопрос, который не требует немедленного ответа)

- Так чему же учит это произведение? (надо жить, принося радость другим людям)

V. Итог урока.

1) Запись на доске: «Живут волшебники земные, тепло своих сердец  даря».

- Кого мы называем земными волшебниками и почему? (Григ подарил нам талантливо написанную музыку, Паустовский – рассказ).

- Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера и волшебники: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства

- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

2) - Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни.

Все хорошее в природе - от солнца, а  все лучшее в жизни - от человека. (М. Пришвин)

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. (В.А.Сухомлинский)

VI. Домашнее задание.

- У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома прочитайте её и в рабочей тетради напишите рассуждение на философскую тему: «Чем должен жить человек?»

     

 Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

     Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

      Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

— Слушай, жизнь, — тихо сказала Дагни, — я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

      Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.

VI. Рефлексия.

- В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: желтые, оранжевые, красные.

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите красную шишку (самую спелую).

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - оранжевую.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - желтую, надо немного созреть.

C:\Users\Администратор\Desktop\22475371.pngC:\Users\Администратор\Desktop\22475371.pngC:\Users\Администратор\Desktop\22475371.pngC:\Users\Администратор\Desktop\22475371.pngC:\Users\Администратор\Desktop\22475371.pngC:\Users\Администратор\Desktop\22475371.pngC:\Users\Администратор\Desktop\22475371.pngC:\Users\Администратор\Desktop\22475371.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...