Урок чтения. И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Обучение прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по чтению : И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы»

(чтение 1-5-й части главы первой)

Цели:

  1. обучать прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов;
  2. развивать умение использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию;
  3. формировать внимательное отношение к языку художественного произведения, умение представлять картину, нарисованную автором.

Ход урока.

I.  Организационный момент

- Я приветствую вас –

Следопыты, мечтатели.

Вас – туристы отважные,

«пионеры» дорог.

Обращаюсь я к вам –

Пилигримы, искатели,

Путешествий любители,

Те, кто мчит за порог.

Если трудный поход для тебя не проблема,

Если ты – изыскатель и рвешься вперед –

Встреча с новым писателем ждет непременно,

Радость новых открытий наш урок принесет.

- Кто услышал и может назвать слова-синонимы к слову искатель в моем приветствии? (Следопыты, туристы, пилигримы, путешественники, «пионеры» дорог)

- С каким словом кто-то встретился впервые, и оно оказалось непонятным? (Пилигримы – странники)

- Из моего приветствия вы поняли, что мы продолжаем работу по разделу «Летние путешествия и приключения», и что ожидает нас на уроке.

- Но прежде мы послушаем те практические советы, которые вы записали в «Записную книжку туриста».

II. Проверка домашнего задания.

2 ученика зачитывают практические советы:

  1. Располагаться нужно только возле источника воды.
  2. Для костра необходимы сухие ветки.
  3. Чтобы приготовить еду, нужно забить две рогатки и подвесить ведра на перекинутой палке.
  4. Кашу можно варить аргентинским способом.
  5. Чайную заварку можно приготовить из ежевичных и малиновых листьев.
  6. Червей лучше запасти еще дома.
  7. Как из раковин смастерить ложку.
  8. Как запечь обмазанную глиной рыбу.
  9. Нельзя прятаться во время грозы под высокими деревьями.

III. Речевая разминка.

- Под впечатлением от прочитанной повести «Сорок изыскателей» Настя и папа загорелись желанием тоже отправиться в поход, пусть даже в такой привычный, как за грибами, но непременно с ночевкой.

Прежде чем прочитать об этом на странице 42, проведем речевую разминку. Прочитаем веселую «Грибную считалку», которая записана в тетради на странице 5, № 1. Укажем, где будут паузы, на какие слова будет падать логическое ударение.

Я вошел в темный бор

И увидел мухомор. //

Сыроежку, //

Зеленушку, //

Розоватую волнушку, //

Боровик, //

Моховик, //

Ежевик,//

И дождевик, //

Два опенка, //

Два сморчка, //

Три масленка, //

Два строчка,

Ну, а ты, шампиньон, //

выходи из круга вон!

Ты не здешний,

Не таежный.

Целый кон считай ворон.

                                                  Ю. Могутин.

- Почему же прогнали шампиньон, чем он не угодил?

IV. Чтение авторского текста. Знакомство с понятием «фрагмент».

Чтение по ролям на странице 42 заранее подготовленных учеников.

- Что такое фрагмент? Запишите в тетрадь на странице 5 №2.

- Какие слова вы использовали ранее вместо слова фрагмент? (отрывок, часть текста)

V. Чтение глав из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы».

а) Работа с текстом до чтения.

- Мы только что были свидетелями разговора Насти и ее папы. Кто догадался, какой будет тема нашего урока? Прочитайте название книги и фамилию автора.

- Будем ли мы читать повесть целиком? Перелистайте страницу. (Нет, только фрагменты, одну главу.)

Работа с заглавием.

- О чем же повесть «В дебрях Кара-Бумбы»? Что об этом говорит папа? Слово дебри уже знакомо.

- Можно ли узнать из заглавия, кто герой этой повести? К чему следует нам обратиться? (К иллюстрациям.)

- Рассмотрите внимательно иллюстрации на странице 44 и 46, попробуйте предположить, кто герои повести, как развивается действие.

Чтение ключевых слов в тетради на странице 5 № 3.

Мы с Лешкой

остались в городе

терпение лопнуло

план поездки

уговоры

обещания

жесткие условия

электричка

свобода от пап и мам

река Ока

геолог Владимир Сергеевич

отличная жизнь

остаемся

срочная телеграмма

- Подтвердились ли ваши первоначальные предположения? Что вы можете добавить?

- Прочитайте название первой главы.

- Что такое сабля?

Физкультминутка.

б) Чтение первой части про себя.

- Вопросы после чтения:

1)  От лица кого ведется повествование? (От лица мальчика-рассказчика)

2) Кто еще является героем в этой части?

3) С каким чувством ехали ребята в свое первое самостоятельное путешествие? Подтвердите словами из текста.

в) Чтение второй части вслух по смысловым частям  с попутными комментариями.

1-й абзац.

- Раньше при переходе из класса в класс ученики сдавали экзамены. Причина, по которой наши герои остались в городе, нам ясна.

2-й абзац.

- Какой вывод можно сделать о взаимоотношениях мальчиков? (Они дружили с детства).

3-й абзац.

- Что означает слово крепились? (Мирились с положением, находили в себе силы терпеть непривычное время препровождение).

Вопросы после чтения:

- Где и как друзья обычно проводили лето?

- Почему им хотелось попасть на реку?

г) Чтение третьей части учителем.

Вопрос после чтения:

- Какую хитрость придумали мальчики, чтобы получить разрешение родителей на самостоятельное путешествие?

д) Самостоятельное чтение четвертой части с заданием (на доске). Найти ответы на вопросы:

- Как удалось убедить Тину Львовну?

- Какие условия она поставила?

Игра «Скажи по-другому».

- Отыщите в тексте слова и выражения:

1) Тину Львовну нельзя было переубедить, она была тверда. (Стояла на своем непоколебимо).

2) Тем мы были напористее, еще сильнее уговаривали. (Тем больше мы наседали).

3) Эта война кто-кого победит продолжалась часа два-три. (Эта баталия продолжалась часа два-три).

4) У нее не было больше сил, мы победили. (Наконец мы взяли измором).

5) Условия были очень тяжелые, как приказ, почти невыполнимые, но мы согласились. (Условия были жесткие, но мы их приняли).

е) Нахождение ключевых фраз четвертой части.

- Попробуйте отыскать ключевые фразы, которые послужат планом четвертой части.

1) И что мы ей только не обещали!

2) И наконец мы взяли измором.

3) Условия были жесткие, но мы их приняли.

ж) Вдумчивое чтение пятой главы про себя.

Вопрос после чтения:

- В чем особенность этой главы? (Здесь дано описание того места, куда приехали мальчики.)

- Попробуйте передать ощущения детей, которые оказались наедине с природой. (Это были блаженные минуты. Они были счастливы.)

- Автор в рассказе мальчика показывает красоту природы. Он видит необыкновенное, притягивающее в самом простом.

Использует эпитеты: плавный, величавый полет чайки;

сравнения: вода, будто потемневшее зеркало;

олицетворения: оглушила тишина, примостилась березка.

VI. Проблемный вопрос.

Вопрос для самых внимательных читателей. Кто заметил особенность  композиции (построения) этой главы, тех ее частей, которые мы прочитали? (Первая часть должна быть вместо пятой по ходу действия).

- Как вы думаете, почему автор нарушает последовательность событий? (Он начинает свою повесть с детской радости, с победы мальчишек и уже потом рассказывает, как это все произошло. Сразу же возникает интерес к героям повести.)

    VII. Итог урока

- Мы прочитали начало повести. Хочется ли читать дальше? Почему?

- С каким словом мы сегодня познакомились? (Фрагмент).

Выставить оценки особо активным детям.

VIII. Домашнее задание.

  1. Прочитать первое предложение шестой части. Кто оказался этим «смешным дядькой», вы узнаете, прочитав дома 6 и 7-ю части.
  2. Подготовить устный рассказ о новом знакомом.
  3. Нарисовать иллюстрации к части 5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения. И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы»

Обучение прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов....

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к произведению И.Дика " В дебрях Кара-Бумбы"

В презентации содержится  метариал, объясняющий значение неизвестных слов и выражений, которые встречаются в тексте....

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...